РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. €

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 39

Грамота. Звуки [с], [с']. Буквы С, с

Цель:

• закрепить 'звуки [с], [с '] (произношение, артикуляция, акустическая характеристика), различать твердые и мягкие согласные; подбирать слова к схеме; составлять звуковые схемы слов;

• познакомить с буквами С с, закрепить их зрительный образ, находить и

выделять среди букв, имеющих общие элементы написания;

• учить читать слоги, слова, предложения с буквой С и всеми изученными буквами;

·закрепить буквы я, е, ю,ё как показатель мягкости согласных;

·показать смыслоразличительную роль звуков, образование новых слов

путем замены одной буквы (гласной, согласной);

·развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;

·воспитывать инициативность, самостоятельность, активность.

Ход занятия

Организационный момент.

11. Назовите предметы, в которыхесть звуки [с] или[с']. Характеристика 'звука. Что вы узнали на прошлом уроке про звуки [с],

[с']? (Они согласные. Только [с] - согласный твёрдый, [с'] - согласный мяг­кий.) Произнесите эти звуки. Слышен голос? (Голоса нет) Значит, звуки [с], [с'] - глухие.

2. Знакомство с буквами С. с. В русском языке (как вы уже знаете) мягкие и твердые согласные звуки обозначаются одним знаком - буквой.

Сегодня это буква С. Она обозначает и 'звук [с], и 'звук [c']. Это большая буква С, а это - маленькая с. На что похожа буква С?

3. К какому слову подходит эта схема? (Самовар) Соедините предмет со

схемой.

4. Составьте звуковую схему слова сирень,

111. 1. Обведите в цепочке все буквы С.Сколько букв вы обвели? (7)

2. Обучение чтению слогов, слов, предложений с изучаемой буквой. Игра «Какое слово лишнее?» Почему? (Сауле, Сания- имена, семена не подходит)

Прочитайте слова и соедините слова с картинками. Игра «Доскажи словечко».

Объясните, как одно слово превращается в другое? СЫН - сон- сом __

3. Чтение текста.

IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.

V.Итог. С какой буквой познакомились? (С) Какие звуки она обозначает?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 40

Развитие речи. Звуки [з], [з']. Зимние забавы.

Цель:

•познакомить со 'звуками [з], [з'], их артикуляционными и акустическими характеристиками, отрабатывать четкое их произношение;

·упражнять в звуковом анализе, умении составлять звуковые схемы;

·уточнить и активировать словарь по теме;

·отрабатывать умение подбирать слова-признаки и слова-действия, антонимы и синонимы, предмет к признаку.

·понимать и объяснять смысл пословиц;

·учить составлять единый сюжетный рассказ из отдельных предложений

по картинкам;

·развивать связную речь;

·развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяю­щий рассказ товарищей. Развивать намять, внимание, логическое мышление;

• воспитывать умение видеть красоту зимней природы, любовь к ней.

Ход занятия

1. Кто,угадай-ка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

Чтение чистоговорок.

Ма-ма-ма вот пришла 'зима.

Озы-озы-озы – ой, трещат морозы!

Ег-ег-сг - выпал белый снег:

Ра-ра-ра ах. как рада детвора!

Ой-ой-ой - как хорошо 'зимой!

11. Сообщение темы занятия. Стук в дверь, принесли письмо. -- Давайте прочитаем от кого оно.

«Дорогие ребята. Здравствуйте!

Пишет вам 'зайчик из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Зимушка проверяла свои владенья, в лесу разгулялись сильные метели. Они открыли волшебный сундучок, где находятся волшебные слова о 'зиме, и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Зимушке собрать эти слова.»

-Поможем, ребята, Зимушке?

-Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме и зимних забавах и познакомимся с любимыми 'звуками зимы -[з] и [з'].

Волшебный сундучок мы оставим открытым, и все слова о зиме будем класть в него.

111. В слове зима звук [з] какой'?(Мягкий) А в слове забавы? (Твердый) Характеристика звуков -[з] и [з']. По артикуляционным и акустическим признакам. Произнесите [з]. Как работает речевой аппарат'? Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит.

[з]- согласный, звонкий, твердый.

- Произнесите звук[з']. Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, голос дрожит. [з']- согласный, звонкий, мягкий.

[')'] - согласный, звонкий, мягкий.

IV. Произношениезвуков [з], [з']в слогах

Поиграем в «Эхо». Я буду произносить слоги с твердым 'звуком [з], а вы-- с

мягким звуком [з ']: зы ... (зи), зу ... (зю), за ...(зя). Слоги произносятся с разной силой голоса: тихо, умеренно, громко.

Звуко-слоговой анализ слова зима. Покажите, как можно обозначить слово зима. Что мы обозначаем полосочками? (Слова, слоги) разделите на слоги слово зима, обозначьте их полосочками, а звуки - кружочками, поставьте ударение.

IV. 1. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочета­ниях

Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой? И будем узнавать слова со звуками [з], [з'].

Чем покрыта земля зимой? (Снегом) Есть изучаемые звуки в этом слове" (Нет) Какие бывают ветры? (Вьюга, метель, буря, поземка) В каком слове есть звуки [з], [з']? (Поземка) Звук мягкий ИJIИ твердый'? (Мягкий) Какое солнце ­зимой? (Зимнее, яркое, но холодное.) Что происходит зимой с рекой, озером? (Закованы льдом) Что появляется на окнах'? (Морозные узоры) Какие стоял деревья'! (Снежные, заснеженные)

2. А 'что бывает только зимой? (Снег) Какой бывает снег? (Он бывает легкий, искристый, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный) ЧТО снег делает'? (Илет, падает, кружится, ложится, летает, заметает, летит) Давайте сложим в волшебный сундучок родственные слова к слову снег: снежок, снежная, снеговик, снежинка, подснежник, снегурочка, заснеженный.

К слову зима: зимушка, зимний, зимняя, зимовье, зимовать, зимующие, зимовщик.

З. Мы еще можем Зимушке назвать, пословицы: «Мороз не велик, а стоять не велит».

«Зима не лето, в шубу одета».

Доскажи словечко.

«Холодная зима - жаркое ... ».

«Зима снежная - лето ... ».

4. Игра «Подбери признак со звуками [з] или [з']».

- Лед (какой?) - прозрачный, т. д.

_ Коньки (какие?) - железные, и т. д.

_ Воздух зимой (какой") - морозный, и т. д.

5. Давайте поиграем в игру «Хорошо - Плохо». Разделимся на две команды (ряды). Ваш ряд будет говорить - зима - это плохо, потому что ... , а ваш ряд­- зима- это хорошо , потому что ...

Физминутка.

Хлопья белые летят,

Холоднее стало,

Только, зимушка, ребят

Ты не испугала.

Нет! Нет! Ты не испугала.

6. Беседа по картине. - Скажите, как можно ее назвать? «Зимние забавы» -

Рассмотрите картину и скажите

- Где гуляют дети?

- Какой выдался день'?

_ Чем дети заняты в ясный зимний день? (Перечисление игр)

_ Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

- Что можно сказать о настроении детей?

_ Если подойти поближе к горке, что можно услышать?

7. Составьте небольшие рассказы по картинкам. Вы можете выбрать понравившийся вам сюжет, дайте имена детям (можно со звуками [з], [з']), О которых будете рассказывать. Рассказ должен быть коротким и обязательно законченным.

Например: 1. Дети катаются на санках. Зоя и Закир быстро съезжают с

горы, Саша и Алеша съехали с горы и упали в сугроб. Они не плачут, им весе­ло. Река замерзла, покрыта льдом. Дети катаются по льду на коньках. Ребятам весело зимой!

2. Был зимний солнечный день. Дети вышли на улицу. Они слепили

снеговика. Азамат надевает ведро на снеговика. Зина принесла морковку для носа. Вместо глаз снеговику дети вставили угольки. Очень красивый снеговик получился.

V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли.

- Чем отличаются ли снеговики'? Раскрасьте картинки.

- Помогите снеговику найти шляпу.

VI. Итог. Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке волшебный сундучок Зимушки заполнился. Теперь можно его от­править в зимний лес. Я думаю, что Зима будет очень довольна, что мы ей помогли.

Наши рекомендации