Основные и дополнительные принципы психодиагностики

(этические и профессиональные).

0. НЕ НАВРЕДИ!!! Никакое профессиональное воздействие психолога на клиента не должно нанести вред последнему.

1. Принцип целесообразности - всякое профессиональное, психологическое (психодиагностическое) взаимодействие с клиентом должно быть целенаправленным и целесообразным.

2. Принцип добровольности – всякий испытуемый должен принимать добровольное, осознанное решение об участии в психодиагностическом обследовании, для этого необходимо:

- информировать его о целях обследования, средствах диагностики, о том кто будет иметь доступ к результатам и как они могут использоваться, в том числе с пользой для испытуемого,

- получить его согласие

- в случае необходимости формирование позитивной мотивации.

3. Принцип безоценочности, отражает неправомочность использования оценочных и категорических критериев в процессе выявления психических особенностей человека и при постановке психологического диагноза - не должно быть слов «хорошо», «плохо» и «конечно». Все психические процессы обеспечивают адаптацию человека в изменяющихся условиях его существования, что делает их целесообразными и необходимыми для самосохранения и развития личности. Рекомендовано использовать такие термины как "высокие" и "низкие" значения, соответствие или несоответствие возрастным нормам, достаточное или недостаточно высокое для... и т.д. (напр. тревожность).

4. Принцип конфиденциальности - ориентирует на неразглашение результатов диагностики, но позволяет сообщать заинтересованным лицам только ту информацию, которую они заказывали (но не протоколы!), и если об этом предупрежден обследуемый и получено его согласие.

(мама и подросток, психолог и директор учреждения)

5. Принцип развития – предполагает слияние естественно идущего развития и обучающего воздействия, (единство обучающего и развивающегося). Нельзя развивать или диагностировать то свойство, которое еще не начало формироваться в силу возрастных особенностей, и в то же время необходимо учитывать и динамические процессы, процессы развития.

6. Принцип ориентации на индивидуальность (индивидуализации) - заключается в необходимости выявления индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, и, на их основе, в дифференциации подхода, как на этапе выбора диагностического инструмента, так и при интерпретации результатов, а также при разработке рекомендаций по воспитанию, обучению и, если необходимо, коррекции. Необходимость признания уникальности внутреннего мира ребенка, неповторимости его жизненного пути и предыстории развития, исключительность жизненной проблемы и вариативности развития – исходная точка для определения содержания, длительности и формы, как диагностики, так и консультирования.

7. Принцип целостности – предполагает рассмотрение человека как сложную систему с множеством взаимосвязанных элементов, как внутренних, так и внешних. (В том числе и родительской ситуации).

8. Принцип комплексности - ориентирует на диагностику любого психического образования как многоуровнего и многоаспектного в своих проявлениях. Требует привлечения к мониторингу достаточного количества методик и разных специалистов, и обобщения результатов не только психологического обследования, но и медицинского и педагогического.

9. Принцип конкретности - результаты диагностических обследований применимы только к конкретным условиям, и отражают состояние психических функций, процессов и свойств в определенных условиях «внешних» и «внутренних», и верны для них. Принцип обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными. Они зависят от социального и психологического смысла ситуации для ребенка, от его актуального состояния, от его готовности взаимодействовать с психологом, методического аппарата, места и времени диагностирования, и даже внешнего облика самого диагноста. (С-5; Д-4; М-6); (ЗПР1 – ЗПР2?).

10. Принцип трансформации взаимодействия с окружающей реальностью – ребенок, как объект психодиагностики, рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. При этом изменения, происходящие сейчас вокруг ребенка, во много раз превышают темп его естественного биологического и социального адаптациогенеза. Это, безусловно, повышает требования к психофизиологической устойчивости и негативно сказывается как на психологии ребенка, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой. (Особый!)

11. Принцип количества - объем или количество данных, получаемых в ходе диагностического обследования должен быть необходимым и достаточным для подтверждения диагностической гипотезы, (т.е., нельзя делать выводы, если не уверены или вам недостаточно данных, и в то же время избыточная информация часто мешает при анализе и интерпретации).

12. Принцип формализации - Необходимо придерживаться фиксированной формы и структуры психодиагностического исследования на всех его этапах.

а) инструкция должна быть письменной и одинаково доступной для всех категорий обследуемых.

б) стимульный материал, дидактические бланки, рисунки и проч. должны точно соответствовать требованиям, указанным в методике (размер, цвет, плотность, шрифт и т.д.).

в) процедура исследования должна быть точно соблюдена (выдержана последовательность предъявления материала, время экспозиции, время выполнения заданий, критерии окончания работы и проч.)

г) обработка и анализ полученных данных должны проводиться в строгом соответствии с описанным в методике алгоритмом, а результаты сопоставляться и сравниваться с нормативными шкалами. (НО не интерпретация!!!)

д) оформление результатов и протоколов должно выполняться с обязательным соблюдением основных правил оформления психологической документации, с указанием необходимой информации: даты, времени исследования, название методик, описание объекта и условий, в которых проводилась диагностика, ФИО психолога и проч.

13. Принцип "гуманности" - любая спорная или неоднозначная ситуация, которую трудно или невозможно уточнить, интерпретируется в пользу обследуемого. (Часто сама ситуация диагностики является фрустрирующей, что не позволяет обследуемому быть максимально для себя успешным).

14. Принцип профессиональной пробы – прежде чем, что бы то ни было предложить своему клиенту, попробуй сам. (Необходимо убедиться, что инструкция достаточно четко регламентирует последовательность действий, задания выполнимы, условия адекватны, нормативы приведены, алгоритм обработки представлен, интерпретация дана в развернутом виде).

15. Принцип отказа от профессиональной работы с близкими друзьями и родственниками – практически невозможно при интерпретации не привносить в данные стандартизированных методик, сведения, полученные вне контекста профессиональной деятельности. Личная симпатия может перерасти в некритическое восприятие человека, необоснованное одобрение.

16. Принцип соблюдения условий профессиональной деятельности, («отказ от консультирования на подножке трамвая»). Для профессионального психологического консультирования и диагностики необходимы соответствующие условия: место, достаточное время, диагностический инструмент, соответствующая взаимнаямотивацияи т.п.

17. Принцип отказа от опосредованного или заочного консультирования и диагностики - нельзя ставить психологический диагноз, и, соответственно, делать прогноз и консультировать, с чужих слов, даже со слов родителей и близких, не вступая в прямое взаимодействие с обследуемым. Так как нельзя гарантировать достоверность и объективность данных, получаемых непрофессионально.

18. Принцип адекватного отношения к собственной компетентности, («не умеешь – не берись»). Психологу необходимо четко сознавать границы своей профессиональной компетентности и личностной адекватности, и заниматься только той деятельностью, которой обучен, в которой имеются соответствующий опыт, знания и сертификат.

19. Принцип отказа от не затребованной помощи, («не просят – не лезь»). Нельзя оказывать любую психологическую помощь (диагностику или консультирование) насильно, она может нанести вред.

Наши рекомендации