ТЕМА 11 ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(СИЛЛАБУС)

Наименование дисциплины: «Практикум по экспериментальной психологии и психодиагностика»

Специальность: 5В050300 «Психология»

  Форма обучения
Очное обучение Заочное обучение
Срок обучения 3 г.о. 4 г.о.    
Всего кредита    
Курс    
Семестр    
Экзамен (семестр)    
Всего часов, из них:    
Лекции (часов)    
Практические (семинарские) занятия (часов)    
Лабораторные занятия (часов) - -    
СРСП (часов)    
СРС (часов)    

Актобе, 2017

Сведения о преподавателях Жубатканова А.Ж. магистр, стр.преп.кафедры ГД
Контактная информация: кафедра: «Гуманитарных дисциплин», каб.303, тел.: 87085262008 дни: пн., вт., ср., чт., пят.
Пререквизиты «Общая психология», «Высшая математика», «Экспериментальная психология», «Математические методы в психологии», «Возрастная психология», «Дифференциальная психология»
Постреквизиты «Основы психодиагностики», «Практикум специализации»
Описание дисциплины Развитие экспериментальной психологии как самостоятельной науки оказало существенное влияние на развитие психологии в целом. Именно внедрение эксперимента позволило выделиться психологии в самостоятельную науку. В настоящее время экспериментальная психология определяется как общее обозначение различных видов исследования психических явлений, посредством экспериментальных методов. Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Цель изучения дисциплины Целью учебной дисциплины «Экспериментальная психология» и «Психодиагностика» является углубленное изучение теоретических, методологических и прикладных принципов психологического исследования, также является усвоение основных категорий и понятий психодиагностики и применение их в практической деятельности.
Задачи изучения дисциплины - изучение методологических принципов и специфики психологического исследования; - ознакомление с основными этапами психологического исследования; - изучение эмпирических методов психологического исследования; - ознакомление с особенностями психологического исследования в экспериментальной и прикладной психологии - ознакомление студентов с концептуальными и методологическими положениями современной психодиагностики - практическое овладение приемами конструирования тестов - овладение навыками работы с психодиагностическими методиками - приобретение профессиональных умений и навыков
Компетенции дисциплины - владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; - использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики -применение теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач - восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей - знания – об основных понятиях – категориях, характеризующих современные тесты (валидность, надежность, репрезентативность), методах в психологии, истории становления этих методов, истории эмпирических методов, истории развития проективных методов. В результате изучения дисциплины студент должен: 1) знать: - методологические принципы и методы психологического исследования. 2) уметь: - пользоваться основными методами экспериментального исследования (владеть психологическим инструментарием). 3) владеть: - навыками самообразования и самосовершенствования.



9. Содержание дисциплины

ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная гипотеза. Атрибуты науки.

ТЕМА 2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Философские методологические принципы: принцип материального единства мира, принцип универсальности развития, принцип причинности. Общенаучные принципы: объективности, инвариантности, соответствия, дополнительности, симметрии, наблюдаемости, редукции

ТЕМА 3 ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Общепсихологические принципы: вероятностного детерминизма, развития (историзма), единства сознания и деятельности, системно-структурный принцип, принцип иерархии, принцип личностного подхода. Частные экспериментально-психологические принципы: адекватности, параллельности, экстремальности, регистрации градиента, экстремальности, референтности, последовательного объяснения, психологической целесообразности.

ТЕМА 4 ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Постановка проблемы. Выбор концепции, предмета, объекта исследования. Планирование исследования. Проведение исследования. Обработка результатов исследования. Интерпретация и выводы. Включение полученных знаний в арсенал науки. Соотношение этапов исследования. Структура исследования.

ТЕМА 5 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Понятие реального и идеального эксперимента. Понятие факта и артефакта. Понятие валидности. Виды валидности: внутренняя (операциональная, конструктная), внешняя (экологическая валидность), прогностическая валидность.

ТЕМА 6 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ

Доэкспериментальные планы: исследование единичного случая, план с предварительным и итоговым тестированием одной группы, сравнение статистических групп. Квазиэкспериментальный план. План экспериментов для неэквивалентных групп. План с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках. План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования. Квазиэкспериментальный план. План дискретных временных серий. План с эквивалентными временными выборками. План временных серий для двух неэквивалентных групп. Планы ex-post-facto.

ТЕМА 7 ФАКТОРНЫЕ И КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ПЛАНЫ

Факторные планы. Планы 2x2, 3x2, 3x3. Факторные планы представления статистических данных. Корреляционные планы. Планирование корреляционного исследования. Типы корреляционного исследования.

ТЕМА 8 ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Психогенетические методы. Генеалогический метод. Метод семьи. Метод приемных родственников. Метод близнецов. Основные ограничения психогенетических методов.

ТЕМА 9 ХАРАКТЕРИСТИКА КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Основные вопросы планирования кросс-культурного эксперимента: выбор методики, формирование и отбор групп. Типы кросс-культурного эксперимента: обобщающие исследования, базирующиеся на некоторой сформулированной теории, установление психологических различий, специальные исследования внешней валидности.

ТЕМА 10 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. Психодиагностика как наука и как практика. Предметная теория психометрика. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, практической психологией. Сфера применения психодиагностики: консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, обучение, психогигиена. Понятие психодиагностики как научной системы методов и приемов постановки психологического диагноза. Понятие о психологическом диагнозе и его уровне. Различение задач исследования и обследования. Классификация психодиагностических задач и исследовательских методов.

План лекций, практических занятий

№ темы План лекций План практических занятий
Введение экспериментальную психологию План: 1.Предмет и объект изучения экспериментальной психологии как науки. История исследования экспериментальной психологии. 2.Основные понятия: экспериментальный метод, эксперимент, переменная гипотеза. 3.Атрибуты науки Введение экспериментальную психологию План: 1.Предмет изучения экспериментальной психологии как науки. 2. Объект изучения экспериментальной психологии как науки. 3.История исследования экспериментальной психологии. 4.Развитие экспериментальной психологии за рубежом. 5.Развитие экспериментальной психологии в России. 6. В. Вундт и первая экспериментальная психологическая лаборатория.
Методологические принципы психологического исследования План: 1.Философские методологические принципы: принцип материального единства мира, принцип универсальности развития, принцип причинности. 2.Общенаучные принципы: объективности, инвариантности, соответствия, дополнительности, симметрии, наблюдаемости, редукции. Методологические принципы психологического исследования План: 1.Принципы психологического исследования. 2.Подходы психологического исследования. 3. Проблема представлений знаний о методах. 4.Методология психологических исследований. 5. Экспериментальный метод как логика рассуждения и как предметная деятельность исследователя. 6.Психологическое понимание причинности. 7. Мир теорий и мир психологической реальности
Общепсихологические принципы План: 1.Общепсихологические принципы: вероятностного детерминизма, развития (историзма), единства сознания и деятельности, системно-структурный принцип, принцип иерархии, принцип личностного подхода. 2.Частные экспериментально-психологические принципы: адекватности, параллельности, экстремальности, регистрации градиента, экстремальности, референтности, последовательного объяснения, психологической целесообразности. Общепсихологические принципы План: 1.Методология как система принципов. 2.Общенаучный метод. 3.Конкретно-научный метод. 4.Принцип активности. 5.Принцип единства сознания и деятельности. 6.Принцип детерминизма в психологии. 7.Принцип развития в психологии. 8.Принцип историзма в психологии
Этапы психологического исследования План: 1.Постановка проблемы. Выбор концепции, предмета, объекта исследования. 2.Планирование исследования. Проведение исследования. Обработка результатов исследования. Интерпретация и выводы. Включение полученных знаний в арсенал науки. 3.Соотношение этапов исследования. Структура исследования. Этапы психологического исследования План: 1.Подготовительный этап психологического исследования. 2. Основной этап психологического исследования. 3.Заключительный этап психологического исследования. 4.Психологическая гипотеза исследования. 5.Статистические гипотезы. 6.Постановка научной проблемы. 7.Организация конкретного психологического исследования. 8.Основные методы научного исследования. 9.Выбор методов и методик психологического исследования. 10.Процедура сбора данных. 11.Выводы и включение результатов в систему знаний. 12.Структура экспериментального исследования. 13.Формирование выборки и распределение испытуемых по группам. 14.Этап работы с научной литературой. 15.Соотношение этапов исследования.
Основы планирования эксперимента План: 1.Понятие реального и идеального эксперимента. 2.Понятие факта и артефакта. 3.Понятие валидности. Виды валидности: внутренняя (операциональная, конструктная), внешняя (экологическая валидность), прогностическая валидность. Основы планирования эксперимента План: 1.Планирование эксперимента и его цели. 2.Понятие независимая переменная и ее функциональный контроль. 3.Понятие артефактный эксперимент и артефактный вывод. 4.Стратегия подбора испытуемых в группы. 5.Специфичская роль дополнительных переменных. 6.Проблема идентичности экспериментальных условий. 7. Экспериментальная модель.
Экспериментальные планы План: 1.Доэкспериментальные планы: исследование единичного случая, план с предварительным и итоговым тестированием одной группы, сравнение статистических групп. 2. Квазиэкспериментальный план. План экспериментов для неэквивалентных групп. План с предварительным и итоговым тестированием на различных выборках. План с контрольными выборками для предварительного и итогового тестирования. 3. Квазиэкспериментальный план. План дискретных временных серий. План с эквивалентными временными выборками. План временных серий для двух неэквивалентных групп 4. Планы ex-post-facto. Экспериментальные планы План: 1.Виды доэкспериментальных планов по Д.Кэмпбеллу. 2.Принцип индукции и планирование эксперимента. 3.Основные экспериментальные планы для одной и двух независимых переменных. 4.Контроль ассиметричного переноса и плацебо-эффекта. 5.Корреляционное исследование и его планирование. 6. Перспективы развития эксперимента: многомерный эксперимент, дифференциально-психологический эксперимент, кросскультурные исследования. 7.Планирование по методу временных серий.
Факторные и корреляционные планы План: 1.Факторные планы. Планы 2x2, 3x2, 3x3. 2.Факторные планы представления статистических данных. 3.Корреляционные планы. Планирование корреляционного исследования. 4.Типы корреляционного исследования. Факторные и корреляционные планы План: 1.Планы для одной независимой переменной. 2.План для двух рандомизированных групп. 3.Источники внутренней невалидности. 4.Квазиэкспериментальный план. 5.Главный источник артефактов. 6.Параметрические критерии при обработке данных.
Психогенетический и кросс-культурный эксперимент План: 1.Психогенетические методы. Генеалогический метод. Метод семьи. 2. Метод приемных родственников. Метод близнецов. 3. Основные ограничения психогенетических методов. Психогенетический и кросс-культурный эксперимент План: 1.Методы психогенетики: близнецовый метод и его разновидности. 2.Статистические методы психогенетики. 3.Психогенетические исследования: современное состояние и перспективы. 4.Психогенетические исследования интеллекта. Основные результаты. 5.Психогенетические исследования специальных способностей. 6.Психогенетические исследования когнитивных стилей. 7.Психогенетические исследования темперамента
Характеристика кросс-культурного эксперимента План: 1.Основные вопросы планирования кросс-культурного эксперимента: выбор методики, формирование и отбор групп. 2.Типы кросс-культурного эксперимента: обобщающие исследования, базирующиеся на некоторой сформулированной теории, установление психологических различий, специальные исследования внешней валидности. Характеристика кросс-культурного эксперимента План: 1.Общая характеристика кросскультурных исследований. 2.Переменные в кросс-культурном исследовании. 3.Контекстные переменные в кросскультурном исследовании. 4.Основные аспекты планирования кросскультурного исследования. 5.Цели проведения кросскультурного исследования.
Основные понятия психодиагностики План: 1.Психодиагностика как наука и как практическая деятельность. 2.Психодиагностика как наука и как практика. 3.Предметная теория психометрика. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, психометрикой, практической психологией. 4.Сфера применения психодиагностики: консультирование, психотерапия, экспертиза, профотбор, обучение, психогигиена. Основные понятия психодиагностики План: 1.Предмет психодиагностики. 2.История психодиагностики. 3.Современные проблемы психодиагностики. 4.Основные психометрические требования к эффективному тесту. 5.Этические принципы психодиагностики.
Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики План: 1.Критерии объективности в психодиагностике. 2.Стандартная ошибка измерения. Требования к диагностическим методикам. 3.Профессионально-этические принципы в психодиагностике. 4.Критерии эффективности практической работы психодиагноста. 5.История развития психодиагностики. 6.Возникновение метода тестов до ХХ века. Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики План: 1.Профессионально-этические нормативы в психодиагностике. 2.Профессиональная тайна. Правила распространения и опубликования методик. 3.Возникновение экспериментальной психологии и психодиагностики 4. Развитие тестовых методов в США в начале века.
Психометрические основы психодиагностики План: 1.Тестовые нормы. Тестовые нормы и их проверка. 2.Виды диагностических норм: абсолютные, статистические (популяционные), критериальные. 3.Границы применения диагностических норм различного вида: диагностика специальных способностей и универсальная характерологическая диагностика. Психометрические основы психодиагностики План: 1.Методические принципы построения психодиагностических программ. 2.Классификация тестов. 3.Этапы создания теста. 4.Истинный показатель. 5.Репрезентативность выборки заданий теста. 6.Ошибка измерения. 7.Репрезентативность выборки испытуемых.
Шкалы, виды, уровни измерений План: 1.Статистический принцип психодиагностических измерений. 2.Основные типы данных (L,Q,T-данные). 3.Уровни и шкалы измерений. Меры связи между переменными. 4.Процентильная шкала и процентильные меры, понятие квантилей распределения тестовых баллов. 5.Надежность. Шкалы, виды, уровни измерений План: 1.Шкалирование. Виды измерительных шкал. 2.Анализ и отсеивание заданий теста. 3.Дискриминативность. 4.Стандартизация (нормы теста и стандартизация процедуры тестирования). 5.Надежность. 6.Надежность по внутренней согласованности. 7.Надежность эквивалентных (параллельных форм). 8.Надежность частей теста (деление пополам). 9 Ретестовая надежность. 10.Источники неудовлетворительной надежности.
Психодиагностическая технология План: 1.Технология построения и адаптации психодиагностических методик. 2.Основные этапы психодиагностической технологии. 3.Конструирование типичных диагностических процедур (личностный опросник, репертуарная методика, тесты достижений, тесты личности). 4.Психодиагностика личности. 5.Разнообразие теоретических построений, касающихся моделей личности. 6.Сильные и слабые стороны личностных опросников. Психодиагностическая технология План: 1.Принципы интерпретации тестов и написания психодиагностических отчетов (заключений, диагнозов). 2.Конструирование тестов их на базе теории, по критериально-ключевому принципу, факторно-аналитическим способом, на основе модели Раша. 3.Типы заданий теста. Правила конструирования заданий теста. 4.Диагностика мотивов, интересов, установок, стереотипов и ценностей.
Психодиагностика интеллекта План: 1.Основные подходы к определению интеллекта и его модели. 2.Факторные модели интеллекта (Спирмен, Кэттелл, Терстоун, Гилфорд). 3.Когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). Психодиагностика интеллекта План: 1. Когнитивные модели интеллекта (Р. Стернберг). 2.Диагностика интеллекта. 3.Психометрические основы. 4.Прогрессивные матрицы Дж. Равена 5.Тест Д. Векслера

План проведения СРСП (консультации)

№ п/п Тема задания Форма проведения СРСП
Очное обучение
Введение в экспериментальную психологию Карта памяти Теоретический анализ
Методологические принципы психологического исследования Дискуссия Доклад
Общепсихологические принципы Консультации по данной теме Обсуждение Опрос
Этапы психологического исследования Письменная работа Практическое задание Составление схем, таблиц
Основы планирования эксперимента Презентация Опрос
Экспериментальные планы Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Факторные и корреляционные планы тест
Психогенетический и кросс-культурный эксперимент Реферат с докладом Рефераты (выступления) Рефераты (статьи)
Характеристика кросс-культурного эксперимента Составление кроссворда Составление схем, таблиц, планов
Основные понятия психодиагностики Статьи, выступления
Профессионально-этические принципы. Краткая история психодиагностики Устное сообщение Устный опрос
Психометрические основы психодиагностики Эссе Консультации по данной теме Обсуждение Опрос
Шкалы, виды, уровни измерений Дискуссия Доклад
Психодиагностическая технология Устное сообщение Устный опрос
Психодиагностика интеллекта Доклад
  Определение уровня знаний студентов в конце академического периода (Рубежный контроль) тест

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

1. Экспериментальная психология как наука.

2. Границы экспериментальной психологии. Определения экспериментальной психологии. 3.История развития экспериментальной психологии.

4. Виды психологического исследования.

5. Основных виды психологического исследования в зависимости от целей: теоретическое, эмпирическое, прикладное.

6. Уровни обобщения результатов исследования: гипотеза, концепция, теория.

7. Методы теоретического исследования: работа с соответствующими публикациями, научные дискуссии, консультации, неэкспериментальное моделирование, классификация, систематизация.

8. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование.

9. Цель прикладного исследования.

10. Этапы психологического исследования.

11. Общая схема научного исследования.

12. Характеристика подготовительного этапа научного исследования (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследования).

13. Характеристика основного этапа (сбор данных) научного исследования.

14. Характеристика заключительного этапа научного исследования (обработка данных, интерпретация результатов, выводы и включение результатов в систему знаний).

15. Сбор данных. Классификация данных.

16. Общее понятие о данных. Классификация данных по научному обоснованию.

17. Классификация данных по вкладу в проверку гипотезы и решение проблемы.

18. Классификация данных по области и характеру источников информации, по методам исследования.

19. Классификация данных по методам в сочетании с источниками (классификация Р.Б.Кеттелла).

20. Классификация данных по информативности.

21. Процедура сбора данных.

22. Обработка данных. Общее представление об обработке.

23. Количественная и качественная обработка данных.

24. Первичная обработка данных.

25. Распределение данных. Параметры, статистики.

26. Выборка, ее репрезентативность.

27. Меры центральной тенденции.

28. Меры связи. 39

29. Нормальное распределение.

30. Некоторые методы статистического анализа данных при вторичной обработке.

31. Интерпретация как теоретическая обработка эмпирической информации. Ее функции. 32. Процедуры интерпретации: объяснение и обобщение.

33. Виды объяснения в психологии.

34. Обобщение ситуации, ответов, обобщение на уровне личностей. Обобщение отношений.

35. Понятие метода. Классификация методов: по типу ответов испытуемого, по объекту, по предмету, по виду изучаемого компонента личности, по научным дисциплинам, по характеру и цели воздействия на объект изучения, по форме предъявляемого стимульного материала и форме ответов испытуемого, по числу участников-объектов изучения, по степени унификации, по наличию и типу инструкции, по материально-техническому обеспечению.

36. Классификация методов Д.Т.Кэпмбелла.

37. Классификация М.С.Роговина и Г.В.Залевского.

38. Классификация В.Н.Дружинина.

39. Классификация Б.Г.Ананьева и Г. Пирьова.

40. Эмпирические методы исследования. Общая характеристика.

41. Понятие об эмпирических методах. Сферы их применения.

42. Эмпирические методы общепсихологического и частнопсихологического значения.

43. Наблюдение. Общее преставление о методе наблюдения.

44. Требования к психологическому наблюдению.

45. Виды наблюдения.

46. Интроспекция как специфический метод наблюдения.

47. Понятие о вербально-коммуникативных методах. Их специфика.

48. Беседа. Специфика психологической беседы.

49. Аспекты слушания. Основные способы ведения психологической беседы.

50. Опрос, его характеристика и специфика.

51. Типы опроса – интервью и анкетирование.

52. Требования к вопроснику. Виды вопросов.

53. Интервью. Процедура интервьюирования.

54. Тип ведения интервью. Фазы. Требования к интервьюеру.

55. Анкетирование. Специфика анкетирования как опросного метода.

56. Разделы анкеты. Правила анкетирования.

57. Виды анкетирования.

58. Общая характеристика психологического эксперимента.

59. Основные элементы экспериментального метода.

60. Уровни эксперимента. Процедурные особенности. 40

61.Понятие независимой переменной. Предъявление независимой переменной. Планирование эксперимента. Контроль дополнительных переменных.

62. Фиксация эксперимента.

63. Виды эксперимента.

64. Экспериментальное взаимодействие исследователя и испытуемого.

65. Понятие о психологическом тестировании. Определение психологического теста.

66. Из истории метода тестирования.

67. Классификация психологических тестов.

68. Субъективные тесты.

69. Объективные тесты.

70. Проективные тесты.

71. Компьютерное тестирование.

72. Требования к построению и проверке тестовых методик.

73. Моделирование в психологии. Понятие модели и моделирования.

74. Функции моделей. Классификация моделей.

75. Специфика моделирования в психологии.

76. Предмет психодиагностики.

77. История психодиагностики.

78..Современные проблемы психодиагностики.

79. Основные психометрические требования к эффективному тесту.

80. Этические принципы психодиагностики.

81. Методические принципы построения психодиагностических программ.

82. Классификация тестов.

83. Этапы создания теста.

84. Истинный показатель. Репрезентативность выборки заданий теста. Ошибка измерения.

85. Репрезентативность выборки испытуемых.

86. Шкалирование. Виды измерительных шкал.

87. Анализ и отсеивание заданий теста.

88. Дискриминативность.

89. Стандартизация (нормы теста и стандартизация процедуры тестирования).

90. Надежность.

91. Надежность по внутренней согласованности.

92. Надежность эквивалентных (параллельных форм).

93. Надежность частей теста (делениепополам).

94. Ретестовая надежность.

95. Источники неудовлетворительной надежности.

96. Валидность. Очевидная валидность.

97. Теоретический конструкт теста.Содержательная валидность.

98. Конструктная валидность.

99. Критериальная валидность.

100.Адаптация тестов.

101.Принципы интерпретации тестов и написания психодиагностических отчетов (заключений, диагнозов).

102.Конструирование тестов их на базе теории, по критериально-ключевому принципу, факторно-аналитическим способом, на основе модели Раша.

103.Типы заданий теста. Правила конструирования заданий теста.

104.Диагностика мотивов, интересов, установок, стереотипов и ценностей.

105.Идеографические и номотетические методы в психодиагностике.

106.Ипсативная и нормативная оценка психологических свойств.

107.Применение факторного анализа в психодиагностике.

108.Индивидуально ориентированное тестирование (адаптивное), кривая зависимости «задание-ответ», модель Раша.

Вариант 1

1. Научное предложение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто, - это

A) гипотеза

B) научная проблема

C) теория

D) исследование

E) наука

2.Сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности, - это

А) наука

В) исследование

С) эксперимент

D) валидность

Е) методика

3.По содержанию гипотезы делятся на

А) явления, связи между явлениями, причины связи между явлениями

В) непосредственную связь наблюдателя и наблюдаемого объекта

С) пристрастность

D) явления и пристрастность

Е) направленные

4.Основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии - это

А) эксперимент

В) наблюдение

С) метод проб и ошибок

D) метод узнавания

Е) тест

5.Спланированное и управляемое субъектом исследование - это

А) эксперимент

В) наблюдение

С) интервью

D) анкетирование

Е) беседа

6.Эксперимент, который проводится в специально сконструированных исследователем условиях, - это

А) лабораторный

В) критический

С) естественный

D) формирующий

Е) полевой

7.Метод, применяемый в психологии развития и педагогической психологии, называется А) формирующий

В) критический

С) лабораторный

D) естественный

Е) формирующий и естественный

8. Точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов, называется исследованием

А) воспроизводящим

В) уточняющим

С) критическим

D) поисковым

Е) естественным

9.Термин «эксперимент» означает

А) научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

В) система взглядов, представлений, идей, направленных на объяснения явлений какой-либо области окружающего мира

С) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе

D) метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия и регистрации поведения какого-либо объекта

Е) система принципов исследования, характерных для исследователя

10. Вид эксперимента, когда из двух конкурирующих гипотез необходимо выбрать одну, называется

А) решающий

В) пилотажный

С) контрольный

D) факторный

Е) лабораторный

11.Метод, подразумевающий систему методов, ориентированных на патопсихологическую проблематику, направленный на интенсивное, качественное и целостное изучение отдельной индивидуальности, называется

А) клинический 43

В) контент-анализ

С) проективный

D) архивный

Е) естественный

12.Проблема становления парадигмы отражена в работах

А) В.Вундта

В) П.Попера

С) И.Лакатоса

D) П.Холтона

Е) И.П.Павлова

13. Фундаментальное исследование - это

А) исследование, которое направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний

В) исследование, которое проводится в целях получения знаний и конкретной задачи

С) исследование, которое проводится в рамках отдельной науки

D) исследование, которое направлено на выявлении одного наиболее существенного, по мнению исследователя аспекта реальности

Е) исследование, направленное на применение знаний в результате обучения

14. «Метод обмана» - это

А) введение испытуемых в заблуждение

В) когда испытуемый является объектом манипуляции

С) подбор идентичных групп

D) применение схемы постэкспериментального интервью

Е) изменение хода эксперимента

15. Наблюдение – это

А) целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта

В) диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого

С) совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая направлена на исследование особенностей психики испытуемых

D) научное предположение, вытекающее из теории, которое ещё не подтверждено и не опровергнуто

E) отсутствие плана исследования

16. Контргипотеза - это

А) экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую

В) предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте 44

С) точное предположение о характере постепенного изменения зависимой переменной с постепенным изменением независимой

D) изменение основной гипотезы в ходе экспериментального исследования

Е) экспериментальная гипотеза, альтернативная к основному предположению, возникает автоматически

17.Корреляционным исследованием называется

А) исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статической связи между несколькими переменными

В) исследование, которое проводится в целях получения знаний, которое должно быть использовано для решения конкретной задачи

С) исследование, которое проводится в рамках отдельной науки

D) исследование, которое направлено на выявление одного наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности

Е) исследование, которое проводится на стыке различных наук

18.Научно-целенаправленный и определённым образом фиксируемый метод восприятия исследуемого объекта называется

А) наблюдение

В) знание

С) умение

D) навыки

Е) опыт

19. Достоинство наблюдения составляет

А) независимость от умений

В) умение наблюдать

С) умение познавать

D) естественность

Е) независимость от других методов

20. Недостатком наблюдения является

А) пассивность

В) естественность

С) умение наблюдать

D) недоступность

Е) зависит от других наук

21.Метод для исследования эмоциональных предпочтений – это метод

А) временных срезов

В) наблюдения

С) познания

D) усвоения

Е) общения

22.Типичной ошибкой наблюдения является 45

А) хало-эффект, эффект снисхождения, ошибка центральной тенденции, логическая ошибка, ошибка контраста

В) ошибка контраста, эффект снисхождения

С) логическая ошибка, ошибка контраста

D) хало-эффект и эффект снисхождения

Е) ошибка центральной тенденции, хало-эффект, ошибка контраста

23.Эффективное наблюдение предполагает

А) высокий уровень развития наблюдательности

В) низкий уровень наблюдательности

С) умение не только смотреть

D) зоркость

Е) свежесть взгляда

24. Метод исследования, являющийся активным вмешательством исследования в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт, называется

А) эксперимент

В) опыт

С) наблюдение

D) опрос

Е) познание

25.Метод получения информации, заключенный в словесных сообщениях испытуемог

Наши рекомендации