Социально-этические принципы психодиагностики

Основное требование, которому должен соответствовать психодиагност-практик – это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие, создание ситуации, в которой человек готов говорить искренне. Не менее важное требование – доскональное знание самих психодиагностических методик и условий их правильного применения с учётом профессионально-этических аспектов психодиагностики.

Принципсоблюдения тайныпсиходиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, чьи психические свойства диагностировались. Если речь идёт о несовершеннолетних, то на разглашение результатов их психодиагностики обязательно требуется согласие родителей. Исключения составляют лишь случаи, когда обследования проводятся в научных целях, но и в этих случаях, как правило, имена и фамилии испытуемых в публикациях не указываются.

- Принципнаучной обоснованностипсиходиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надёжной, т.е. давала такие результаты, которым вполне можно доверять.

- Принципненанесения ущербапредполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред испытуемому.

- Принципобъективноститребует, чтобы выводы из результатов обследования были научно обоснованными и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит диагностику или пользуется её итогами.

- Принципэффективности предлагаемых рекомендацийозначает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезны тому человеку, которому предлагаются. Не разрешается давать бесполезные рекомендации или такие, которые могут привести к непредсказуемым реакциям и последствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой на практике, предъявляются особые квалификационные требования, а также требование соблюдения морально-этических норм.

- Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли, за исключением особых случаев или судебной и медицинской практики, оговоренных законом.

- Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупреждать о том, что в процессе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах, которую сам не осознаёт.

- Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования, а также то, где, кем и как они могут быть использованы.

- Результаты психологического тестирования предоставляет тот, кто данное обследование проводит, в доступной для правильного понимания форме.

- При тестировании несовершеннолетних детей родители имеют право знать результаты тестирования своего ребёнка.

- Если тестирование производится с целью определения уровня психологического развития человека, в конкурсном отборе или при оформлении на работу, то человек также имеет право знать не только цели тестирования, но и то, кем и на какой основе о нём будут делаться выводы по итогам обследования.

- Основная ответственность за надлежащее применение на практике методик психодиагностики, в частности психологических тестов, лежит на лицах и организациях, пользующихся ими.

Психолог-практик в отличие от психолога-теоретика работает с конкретной уникальной ситуацией. Каждый раз это новые отношения с заказчиком, клиентом, потребителем или пользователем психологической информации.

ВИЗУАЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

Социальная перцепция

Этоспециальная область знаний по восприятию человека человеком. Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения. Перцепция есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а также – люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга. Каждый человек занимает в психологическом мире другого человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Каждый из участников общения считает себя уникальной личностью, отличающейся от всех, но все-таки постоянно сверяет свое и чужое поведение с социальной нормой. Поэтому важнейшее условие успешности межличностного общения – сходные представления о социальных нормах. Рассматривая процесс познания человека человеком, психолог С.Л. Рубинштейн писал: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его… Это «чтение» проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный…подтекст к их поведению». Как происходит это беглое чтение другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Часто важно бывает знать причины, истоки, основы, движущие силы и механизмы какого-либо проведения человека. Именно поэтому необходимо понимать, что стоит за словами «восприятие и понимание другого человека в общении». Общение с помощью речи, присуще только человеку, обладает широкими коммуникативными возможностями, но не может полностью исчерпать все потребности общения. Несловесное общение осуществляется с помощью жестов, мимики, знаков, рисунков, осязательных, звуковых, обонятельных и любых других неречевых сигналов. Оно удобно для передачи эмоциональных оценок и мало пригодно для сообщения конкретных сведений, но в любом случае может способствовать или мешать взаимопониманию между партнерами. Чтобы лучше понимать это, необходимо найти для себя ответы, на следующие вопросы. Как формируется первое впечатление? Как происходит восприятие и понимание другого человека в длительном общении? Как мы понимаем действия партнера? Как проявляется самоподача (самопредъявление) в общении?

В поиске ответов на эти вопросы поможет визуальная психодиагностика, которая представляет собой выявление особенностей психики человека путем организованного наблюдения за его внешностью и поведением.

Для быстрого и эффективного создания правильного образа партнера по общению человеку нужна проницательность – качество личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное – предвидеть. Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания, проникновения во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.

Первое впечатление возникает, когда люди видят друг друга впервые. Оно складывается в течение нескольких минут и мало изменяется при дальнейшем общении (известно, что у нас никогда не бывает второго шанса произвести первое впечатление). Именно в этот момент формируется образ партнера по общению. Психологи, детально изучавшие общение, выявили, что люди обычно обращают внимание на следующее:

- характеристика внешнего облика человека;

- осанка и признаки переживаемых эмоциональных состояний;

- поведение;

- особенности общения;

- предполагаемые качества личности (на основе воспринятых признаков и прошлого опыта).

Основное в процессе делового общения – эффективный обмен информацией. Но информация передается не только словами. Потоки информации, которой обмениваются партнеры в процессе общения, образуют специфические каналы общения:

- прямой – то, что один партнер (источник) сообщает другому в явном виде, главным образом словесно или с помощью специальных схем, чертежей, формул, образцов и т.п.;

- косвенный – информация по поводу этого сообщения, которая добывается интуитивно или активно (например, путем специального наблюдения, внимания к деталям поведения партнера) и результатом которой является доверие или недоверие к партнеру и сообщению, получаемому по прямому каналу;

- управляемый косвенный – сообщение, воспринимаемое как ненамеренное, но посылаемое намеренно, «уловка» для того, чтобы вызвать доверие (или недоверие) к какому-либо сообщению.

При восприятии другого человека имеют место быть типы установок, влияющие на особенности общения:

- позитивная – люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним;

- негативная, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;

- адекватная – позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:

- «эффект ореола» – это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности;

- «эффект последовательности» – это влияние слухов о человеке на суждение о нем;

- «эффект авансирования» – это приписывание человеку несуществующих положительных качеств;

- «эффект проецирования на других людей собственных свойств» – это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения.

Таким образом, перцептивная сторона делового общения объединяет:

– познание себя в процессе делового взаимодействия;

– познание и понимание своего делового партнера;

– прогнозирование поведения коллег по общению и деятельности.

Наши рекомендации