Раскройте сущность понятия «способности». Назовите и охарактеризуйте виды способностей. Раскройте сущность понятий «одаренность», «талант», «гениальность»
способности-это индивидуально-психолог.особенности личности,которые определяют успешность ее обучение какой-либо деятельности и совершенствования в ней.способности не только совместно определяют успешность деятельности,но и взаимодествуют друг с другом.своеобразное сочетание способностей,которое обеспечивает человеку успешное выполнение какой-либо деятельности,называется одаренностью.высокая степень способностей личности к определ.деятельности,сопроваждающая достижениями максимально возможных результатов,назыв.талантом.гениальность-наивысшая степень проявления творческих сил человека. способности-это индивидуально-психолог.особенности личности,которые определяют успешность ее обучение какой-либо деятельности и совершенствования в ней.нельзя быть просто способным или способным ко всему.человек не рождается со способности.он рождается с задатками,которые составляют природную основу развития способностей.выделяют 2 уровня развития способностей:репродуктивный,творческий.на репродукт. Обнаруживает высокую способность овладеваеть умением,усваивать знания.на творческом-создает новое,оригинальное.выделяют 2 группы способностей:общие(собенности мышления,внимания,памяти,восприятия,речи,творческого воображения и т.д.),специальные(способности к определ.деятельности,оторые помогать челов.достигать в ней высоких результатов)..выделяют 2 уровня развития способностей:репродуктивный,творческий.на репродукт. Обнаруживает высокую способность овладеваеть умением,усваивать знания.на творческом-создает новое,оригинальное.выделяют 2 группы способностей:общие(собенности мышления,внимания,памяти,восприятия,речи,творческого воображения и т.д.),специальные(способности к определ.деятельности,оторые помогать челов.достигать в ней высоких результатов).способности развив.и формир.посредством овладения ЗУН.их закрепления систематическими занятиями. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В. процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задач и условий жизни.
Талант- высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Гениальность- высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний.
Раскройте сущность понятий «эмоции» и «чувства». Расскажите о функциях эмоций (отражательно-оценочная; побудительная; активирующая; регулирующая; синтезирующая; смыслообразование; защитная, экспрессивная).
Эмоции-простое,непоредственное переживание в данный момент.Чувства-более сложное,постоянное,устаявшееся эмоциональное отношение человека.Чувства выражаются в эмоциях,ну они всегда предметны,т.е мы испытываем чувствак чему-то или к кому-то. Источниками чувств явл.с одной стороны окружающ.действительность,с другой-нащи потребности.Чувства и эмоции делятся на 2 группы:положительные(удовольствие,радость,любовь),отрицательные(испуг,боязнб,страх)Функции:оценивающая-полож.отриц.эмоции показывают как чел. относится к чему либо и оценивает это,побуждающая-чувства побуждают к действию,могут припятствовать,направление внимания-то,что возбуждают чувства,мы воспринимаем более четко и ясно.Чувства оказыв.разное влияние на деятельность.Хорошие настроение усиливает желание работать.при равнодушии безразличии человек не способен ставить и решать жизненно важные задачи.
Функции эмоций:1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д . Хебб экспериментальным путем получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
4 . Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.