Психолого-физиологическая характеристика младших школьников

Внимание как сквозной психический процесс.

Когда мы говорим о таком психическом процессе как внимание, мы прежде всего имеем в виду углубленность в какую-нибудь деятельность, сосредоточенность. Чем труднее задача, тем интенсивнее и углубленнее будет внимание, и, соответственно, наоборот. Но помимо сосредоточенности и углубленность внимание имеет еще функции: контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно бывает выражено в мимике, в позах, в движениях. Но иногда внимание может быть направлено не на окружающие объекты, а на образы и мысли, которые находятся в сознании человека. В данном случае можно говорить об интеллектуальном внимании, которое немного отличается от сенсорного внимания. Также следует отметить и то, что когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, можно говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что у внимания нет своего собственного познавательного содержания. Оно только лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов, следовательно, является сквозным психическим процессом.

Из отечественных психологов оригинальную трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин:

§ Внимание – один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности, являет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли;

§ По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части;

§ Деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата;

§ Все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

Итак, что же такое внимание? «Внимание — процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально внимание характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью восприятия, скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью.

Для исследования внимания разработано большое количество методик: тахистоскопическая методика для определения объема внимания (Д. Кеттел, В. Вундт); разные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости внимания; метод таблиц Шульте для определения скорости переключения внимания; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание); методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (Эффект Струппа) и т. д.

Распределение внимания изучают в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи специально добавляют выполнение другой задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не сказывается негативно на выполнении основной задачи.» [Большой психологический словарь // Б. Мещеряков, В. Зинченко // Олма-Пресс, 2004]

Специалисты выделяют два вида внимания: произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание, иначе его еще называют пассивным, возникает вне зависимости от поставленных целей. В случаях возникновения непроизвольного внимания деятельность захватывает человека своей увлекательностью, неожиданностью. Например, стоит младшему школьнику увидеть за окном что-нибудь интересное, как его внимание сразу переключится с учителя на это явление.

Произвольное внимание, наоборот, управляется сознательными целями. Оно связано с волей и вырабатывается в результате трудовых усилий. Поэтому такое внимание еще называют волевым или активным. Причины возникновения произвольного внимания не являются биологическими, напротив, они социальные. Произвольное внимание ребенка вырабатывается в результате коммуникации со сверстниками, родителями и учителями.

Как уже говорилось, внимание имеет ряд свойств. Итак, о них по порядку. Первым свойством является устойчивость.

«Устойчивость внимания – способность в течение сравнительно длительного времени оставаться непрерывно сосредоточенным на том или ином объекте. Это свойство внимания выступает как одно из наиболее существенных и основных, так как создает человеку возможность детально исследовать те или иные объекты. Состоянием, противоположным устойчивости, является колебание внимания, т. е. его периодические отвлечения или ослабление.» [А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г.]

Далее идет такое свойство внимания, как концентрация внимания. «Концентрация внимания – интенсивность сосредоточения внимания на определенном объекте или стороне деятельности. Умение концентрировать внимание имеет значение для операторов-наблюдателей, многих видов управленческой деятельности. Способность концентрации внимания тесно связана с силой нервных процессов по возбуждению.

А.Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.» [Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.]

Следующим свойством внимания является распределение. «Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях.
Распределение внимания объясняется тем, что многие привычные операции могут управляться участками коры головного мозга, находящимися в состоянии относительного торможения. Другими словами, распределение внимания тесно связано с наличием хорошо организованных навыков, а также привычек, материальной основой которых являются различного рода динамические стереотипы.» [А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. Справочник психотерапевта, 2005 г.]

Также есть такое свойство внимания, как переключение. «Переключение внимания – процесс переключения анализаторов с одного предмета на другой, осуществляемый посредством безусловного ориентировочного рефлекса или речевого рефлекса. Переключение внимания может быть произвольным или непроизвольным.» [Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.]

Последнее свойство внимания – объем внимания. «Объем внимания – свойство, характеризующееся количеством элементов, которые человек может одномоментно воспринять. Упражняемость объема внимания на разрозненные элементы незначительная, тогда как на ассоциируемые по смыслу может быть чрезвычайно высокой. В значительной мере это обстоятельство играет роль при тренировке лиц, обладающих феноменальной памятью и демонстрирующих на эстраде "чудеса запоминания".» [В. М. Блейхер, И. В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.]

Итак, мы сказали о внимании, свойствах и видах внимания. Но забыли упомянуть о таком явлении, как рассеянность. Что же это такое? Рассеянность – нарушение способности сосредоточивать внимание на избранном объекте на длительное время, при этом страдает концентрация внимания, его устойчивость, перераспределение. Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимой рассеянностью можно назвать крайнюю сосредоточенность на чем-либо. Иногда такую рассеянность называют профессорской, когда человек настолько увлечен какой-либо деятельностью, что не обращает внимания ни на знакомых, ни на какие-либо другие явления. Подлинная рассеянность, напротив, представляет собой худший вид рассеянности. В этом случае человек не может сосредоточиться на необходимой деятельности. Для этого ему требуется больше усилий, чем другим.

Психолого-физиологическая характеристика младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется поступлением ребенку в начальную школу. Именно в период младшего школьного возраста ребенок обладает большими резервами своего развития. В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка.

Физическое развитие. Для начала совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. К семилетнему возрасту ребенка кора больших полушарий является уже вполне зрелой. Однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не сформировались до конца. В этом возрасте идёт смена молочных зубов на коренные. Развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности.

При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Интенсивность развития нервно-психической деятельности, высокая возбудимость ребенка - все это сопровождается высокой утомляемостью. Вредное влияние могут оказывать, например, и физические перегрузки: неправильная осанка, продолжительное письмо, утомительная физическая нагрузка.

В младшем школьном возрасте замечена неравномерность психофизиологического развития детей. Сохраняются различия в темпах развития девочек и мальчиков. В связи с этим, некоторые ученые пришли к выводу, что фактически в младших классах «за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте».

Важной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Этим обусловлена большая подвижность младших школьников, их стремление к бегу, прыжкам и неспособность долго сидеть на одном месте.

Когнитивное развитие.Переход к обучению в школе сопровождается с высокими требованиями к умственной работоспособности ребенка, которая в этом возрасте еще совсем невысокая. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Она определяет и важные изменения в развитии ребенка, в том числе и в развитии внимания. Ребенок овладевает психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. К слову, замечено, что первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником, сохраняя особенности мышления, присущие дошкольному возрасту.

В младшем школьном возрасте складывается детский коллектив. Чем более класс референтен, тем более ребёнок зависит от оценок своих сверстников.

Эмоциональное развитие.Неустойчивость поведения младшего школьника зачастую осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке. В эмоциональной жизни детей этого возраста изменяется сторона переживаний. Если дошкольника радует то, что с ним играют другие дети, то младшего школьника волнует именно то, что связано со школой, учителем и успехом. Его радует, что учитель и родители хвалят за успехи в учебе. Наряду с эмоцией радости большое влияние на развитие ребенка оказывают и эмоции страха. Нередко из-за боязни наказания дети говорят неправду. Если это повторяется, то формируется трусость и лживость.

Характер детей такого возраста отличается импульсивностью, недостаточностью воли. При малейшей проблеме ребенок может опустить руки и перестать стараться добиться успеха. Ребёнок с младенчества привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись. Поэтому капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа.

Наши рекомендации