Анализируемые показатели

□ доступность самого процесса опосредования с помощью пиктограммы (обобщенная символизация слова);

□ специфика и адекватность собственно графического изображения и пространственные характеристики рисунка;

□ адекватность пояснения ребенком логической связи рисунка и запоминаемого слова;

□ характер и особенности воспроизведения;

□ объем правильно воспроизведенных слов и словосочетаний;

□ критичность к результатам собственной деятельности.'

Анализ результатов

При использовании метода пиктограмм анализируемые данные условно можно разделить на четыре группы:

1. Пиктограммы — образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания.

2. Словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемыми.

3. Данные наблюдения за поведением испытуемого в целом, во время эксперимента (в их число также входят вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение копыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.).

4. Данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограммы (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Последующий анализ предполагает сопоставление этих групп результатов и построение различных рабочих гипотез, касающихся индивидуальных осо­бенностей познавательной деятельности ребенка.

Обобщенность и конкретность мышления проявляется в аналогичных свой­ствах рисунков. Обобщенному смыслу стимульного понятия соответствует и обобщенный смысл рисунка. Так, например, рисунок врача с медицинскими инструментами для запоминания слова «болезнь» отражает использование обоб­щенных признаков при опосредовании связи «болезнь—врач».

В то же время обобщенный образ может отражать установленную испытуе­мым конкретную связь, включающую использование ситуативных признаков индивидуальных ассоциаций и привлечение личностных переживаний. Напри­мер, для слова «дружба» выбирается опосредствующая связь «друг», а нарисо­ваны часы. Объяснение, которое дает ребенок: «Мой друг носит такие часы». Если бы нужно было запомнить слово «время», часы отражали бы переход от одного общего понятия к другому в адекватной близости их значений. Но в данном случае (запоминаемое слово «дружба») часы означали сугубо индиви­дуальное значение, личностно значимую связь и, тем самым, связь двух общих понятий, которая является по существу ситуативной.

Чаще всего рисунок продолжает линию конкретизации существенных свойств, намеченную в опосредующем слове. Например, для запоминания сло­ва «мысль» рисуется лицо человека и при этом дается следующее объяснение: «Большая лысая голова с высоким лбом, его осенила мысль». В этом случае образ в рисунке как бы продолжает переход ко все более конкретной представ­ленности значения понятия, то есть сужению значения запоминаемого слова, излишней конкретности.

Особое значение при использовании метода пиктограммы придается графическому отображению запоминаемых слов. Традиционно, изучение гра­фической деятельности при опосредованном запоминании с помощью пикто­граммы связано с оценкой качества воспроизведения абстрактных и конкрет­ных понятий.

В первую очередь, анализируется специфика графического изображения в смысловом контексте: адекватность рисунка и его объяснения, обстоятель­ность, конкретность или, наоборот, излишняя схематичность, «оторванность» изображения. При этом всегда следует иметь в виду, что пиктограмму необхо­димо оценивать в целом, по общему характеру выбираемых ребенком зритель­ных образов, а не по отдельным ассоциациям, поскольку нормативно в пик­тограммах детей и даже взрослых могут встречаться единичные, как излишне абстрактные, схематизированные, так и сугубо конкретные изображения.

Собственно изобразительные особенности рисунка можно анализировать следующим образом:

1) реалистичные рисунки — ребенок старается передать в них реальные свойства и взаимоотношения предметов и людей;

2) схематичные рисунки — ребенок стремится отразить самые главные признаки ситуации, в связи с чем рисунки оказываются примитивными и очень условными;

3) формальные рисунки — при рисовании используются в основном геометрические формы и их соотношения, другие знаки и т. п.;

4) символичные рисунки — изображение принятых в культуре знаков и символов.

Могут быть также выделены и такие формальные характеристики рисун­ков, как:

□ размер (очень мелкий — все рисунки занимают 1/3 стандартного листа; мелкий — 2/3 стандартного листа; средний — весь лист; а 1—2 рисунка могут быть расположены на втором листе; крупный и очень крупный — рисунки расположены более чем на двух листах);

□ расположение пиктограмм (в строку, столбец или хаотически на листе);

□ наличие нумерации рисунков (что может оцениваться как проблема удержания инструкции) или обведение рамкой;

□ наличие штриховки, закрашивания (как показатель субъективной трудности выполнения отдельного рисунка или его особой эмоциональной значимости для ребенка);

□ нажим карандаша и динамика нажима, что может свидетельствовать как об импульсивности, лабильности, так и об устойчивости (стабильный нажим карандаша). Очень слабый нажим может рассматриваться как проявление тревожности, а очень сильный нажим чаще всего будет от­ражать состояние напряженности3.

Непосредственно характеристика образов, использованных в пиктограммах, является наиболее существенным из анализируемых факторов. Оценивается, насколько разнообразны и сложны сами образы, как часто встречаются в них повторения и каковы эти повторения, — то есть, наличие стереотипности и инертности в изображениях.

Чрезмерная детализация пиктограммы (то есть использование в рисунке множества мелких и подробных деталей) может свидетельствовать как о вяз­кости мышления ребенка, трудностях переключения, так и о «неудержании» инструкции, когда ребенок излишне увлекается самим процессом рисования.

Поскольку в инструкции оговаривается запрет на написание букв и цифр, отклонение от заданной инструкции может свидетельствовать о недостаточ­ном уровне развития произвольной регуляции и/или о слабости операционального звена деятельности. Намеренное нарушение инструкции рассматривает­ся как проявление негативизма. В протоколе необходимо отметить общее число различных нарушений инструкции, а также содержание тех понятий, при предъявлении которых происходило подобное нарушение.

Помимо диагностического значения в исследовании мыслительной деятель­ности метод пиктограммы может быть использован и для характеристики лич­ностных особенностей детей и подростков, их психического состояния. При этом обнаруженный проективный характер данного метода рассматривается и понимается только в плане содержательного смыслового анализа пиктограмм. Анализ личностных особенностей опирается на три типа образов:

□ образов, непосредственно касающихся личных опасений или устремлений;

□ эгоцентрических образов, в которых собственное «Я» ребенка (его эгоцентричность) рассматривается в контексте субъективной эмоциональной обусловленности;

□ формальных, «холодных» образов, хотя и уместных для символизации заданного понятия и возможно адекватных по содержанию, но далеких отличных переживаний, эмоционально безразличных.

К последним можно отнести литературные образы, ссылки на пословицы и поговорки (которые можно интерпретировать как определенную степень «аутизации», отгороженности ребенка).

На основании анализа воспроизведения вербального материала с помощью пиктограмм можно выделить два типа ошибок.

1. Полное воспроизведение материала с незначительными смысловыми искажениями.

2. Неполное воспроизведение материала со значительными смысловыми искажениями.

Возрастные нормативы выполнения

Ø Для детей вплоть до 10-летнего возраста в целом характерно преоблада­ние конкретных и ситуативных изображений. Возможны единичные абстрактные и символические изображения. Наиболее трудными для ра­боты являются не только отвлеченные понятия «справедливость», «со­мнение», «развитие», «тревога», но и такие, как «дружба», «любовь», «мысль».

Ø К 12-летнему возрасту дети, в целом, легче подбирают подходящие обра­зы, но делают это более обдуманно, что выражается в меньшей конкрет­ности и большей обобщенности образов, опосредующих понятия, отра­жается не только в объяснении опосредующей связи, но и в самих изображениях. Тем не менее даже в этом возрасте по-прежнему вызыва­ет затруднения опосредование тех же отвлеченных понятий.

Ø В полном объеме методика доступна подросткам, начиная с 12-13-лет­него возраста.

Наши рекомендации