Роль волевых процессов в жизни и деятельности человека. Дать определение воли, раскрыть специфику волевого процесса и его роль в жизни и деятельности человека
Методы психологии. Перечислить и кратко раскрыть методы психологии, разработанные Б.Г.Ананьевым (организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы обработки данных, интерпретационные методы).
Метод-это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека. В психологии существует весьма большое количество методов и отдельных разновидностей.
Основные методы:
-Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, включенное или невключенное, лабораторное или естественное и так далее.
-Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента или окружить испытуемого специальной аппаратурой. А может включать испытуемого в деятельность незаметно для него самого.
-Тест - кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний.
Одна из популярных классификаций предложена Б.Г.Ананьевым.
По его классификации, все методы делятся на 4 группы:
1.Организационные
2.Эмпирические
3.Методы по сбору обработки данных
4.Интрепретационные.
Организационные методы включают в себя:
-Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее)
- Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца нескольких лет)
- Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи)
Эмпирические методы:
-Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды)
- Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента)
- Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее)
- Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики)
- Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии)
По способу обработки данных:
-Методы качественного описания
-Методы математико-статистического анализа данных
Интерпретационные методы:
-Фило- и онтогенетический
-Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды).
Деятельность. Её роль и структура. Дать определение деятельности как специфического вида активности человека, связанного с сознанием. В виде схемы показать структуру деятельности (мотив – цель и т.д.) Раскрыть особенности и роль деятельности человека, кратко раскрыть характерные особенности основных видов деятельности (игру, учёбу, труд).
Деятельность– это форма активности человека, направленная на окружающий его мир. Любая деятельностьсостоит как минимум из трех компонентов: цели, процесса и результата. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности.
Структура деятельности
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||||||
Мотив | Цель | Средства | Действие | Результат | Субъект | Объект |
Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность.
· Трудовая деятельность — процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.
· Учебная деятельность — процесс усвоения предметных и познавательных действий. в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирования процесса решения задачи и контроля за ним.
· Игра - особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности, а также развития ее мотивационно-потребностной сферы.
Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.
Для учебной и игровой деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д.
Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.
В качестве особо значимого для жизни и развития личности вида деятельности называют также общение, или коммуникативную деятельность.
Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.
Роль психических познавательных процессов в жизни человека ( ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи). Дать определения всем вышеперечисленным психическим познавательным процессам и кратко охарактеризовать их функции, показать, для чего они служат, какова их роль в познании окружающего мира человеком.
Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.
Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Они выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Функции ощущений:
-являются основой более сложных познавательных процессов,
-превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания,
-обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.
Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира.
Свойства и функции восприятия.
-активность.
Активность восприятия состоит, прежде всего, в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве
-историчность.
Восприятие представляет собой систему перцептивных (перцепция – непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики.
-предметность.
Третьей важнейшей характеристикой восприятия является его предметность. Под предметностью восприятия понимают отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств, сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
-целостность.
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними.
-константность.
С целостностью восприятия тесно связана его константность, под которой понимается относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображений на рецепторные поверхности.
-осмысленность
Высшей формой предметного восприятия является осмысленное восприятие. Благодаря осмысленности наше восприятие перестает быть биологическим процессом, каким оно было у животных.
Роль восприятия - отражение отдельных качеств реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.
Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.
Внимание-это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия.
Функции внимания:
– селективная функция, проявляющаяся в том, что внимание определяет ту часть информации, которая будет реально обрабатываться, в силу чего оно активизирует значимые и тормозит ненужные в данный момент психические процессы, способствуя тем самым целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями и целями деятельности человека;
– прогностическая, или планирующая функция, заключающаяся в участии внимания в процессе построения программы будущих действий человека, адекватных актуальной и перспективной ситуациям;
– контролирующая функция внимания заключается в его направленности на оценку как общего результата деятельности, так и оценку ее результатов на отдельных этапах выполнения и их соответствие целям деятельности.
Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса.
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Функции памяти:
- запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового, путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
- сохранение – процесс переработки и удержания информации;
- воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
- забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным и опосредствованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей деятельности.
Функции мышления:
-установление всеобщих взаимосвязей,
-понимание сущности конкретного явления как разновидности определённого класса явлений,
-обобщение свойств однородной группы явлений,
-выделение главных, существенных свойств вещей, предметов, явлений.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления.
Воображение - способность (а также умение и навык) сознания создавать образы, представления и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память.
Функции воображения:
-целеполагание — будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
-предвосхищение (антиципация) — моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;
-комбинирование и планирование — создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности;
-замещение действительности — человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
-проникновение во внутренний мир другого человека — на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.
Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения.
Роль эмоциональных процессов в жизни человека (аффектов, эмоций, чувств, настроений, страсти и стресса). Дать определение всех вышеперечисленных эмоциональных процессов и кратко показать их роль, функции в жизни и деятельности человека.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоционально-выразительные движения человека: мимика, жесты, пантомимика. Эмоции выполняют функции общения, т.е. сообщают человеку информацию о состоянии говорящего и его отношения к тому, что в данный момент происходит. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов аффект.
Аффект это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.
Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности и находятся как бы в начале него. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут выражаться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются. другим людям, сопереживаются. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства как бы носят исторический характер, они различны у разных народов и могут выражаться по-разному. Чувства выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Чувства выполняют в жизни человека мотивирующую роль. Человек стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.
Роль волевых процессов в жизни и деятельности человека. Дать определение воли, раскрыть специфику волевого процесса и его роль в жизни и деятельности человека.
Воля— это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, которое выражается в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля соотносится со всем сознанием человека как одна из форм отражения действительности, функцией которой является сознательная саморегуляция. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Волевое поведение является результатом взаимодействия многих весьма сложных физиологических процессов мозга с воздействиями внешней среды. Важнейшим признаком волевого поведения считается преодоление препятствий, внутренних или внешних. Внутренние препятствия обусловлены поведением человека и могут быть вызваны усталостью, страхом, желанием развлечься, стыдом, инертностью, и просто ленью. Осуществление каждого конкретного вида деятельности и, прежде всего, трудовой, направленной на преобразование окружающего мира, требует от человека выполнения сложной системы преднамеренных, произвольных действий. Произвольными называются действия, которые выполняются на основе осознанных целей и представления путей их достижения. Жизнь в социуме и воспитание формируют в нас психологические механизмы произвольных действий и волевой активности. С подросткового возраста человек сам начинает формировать свою личность, характер, волю в соответствии с сознательно поставленными целями. Этот процесс происходит в течение всей жизни. Самовоспитание воли основывается на самопознании индивидуальных особенностей, своих сильных и слабых сторон, критическом анализе своих возможностей, осознании несоответствия идеалам, выработке навыков овладения собственным поведением и тренировке желаемых волевых качеств. Один из основоположников учения о воле, Т. Рибо, так определил ее значение: “Воля представляет собой венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений. Воля есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью”. Воля не развивается до автоматизма. Даже при высоком уровне развития волевых качеств исполнение волевого действия требует от человека интенсивной нравственной, интеллектуальной и практической работы и преобразованию себя.
Соотношение понятий «личность», «индивид», « субъект деятельности», «индивидуальность». Дать определения всем вышеперечисленным понятиям. Кратко объяснить, как эти понятия, соотносятся в ходе онтогенетического развития человека, кем мы являемся при рождении, кем становимся в ходе общения с окружающей средой и т.д.
Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Индивид [от лат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств.
В качестве субъекта деятельности человек представляет собой “открытую систему”: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является. Во-первых, человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм. Во-вторых, любой человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид. И в третьих, человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.Одна из важных сторон взаимодействия человека с миром выделяется особо, входя в само определение вида – “homo sapiens” – “человек разумный”. Это познание окружающего мира, его объективных закономерностей. “Человек познающий”, или “человек-исследователь” – данная научная абстракция позволяет изучать человека с точки зрения его психических средств, способов, процессов познания, то есть как субъекта познавательной деятельности.
Структура личности. Раскрыть структуру личности ( биологически обусловленные особенности , индивидуальные особенности различных психических процессов и личный опыт, социально обусловленные особенности).
Личность. Термины “личностный” и “личный” различаются и в обыденном языке, а для научного психолога их различие принципиально. Физический и психический облик – личная принадлежность каждого человека – личности не тождествен. Данный природой и созданный обществом, он характеризует человека как индивида. Для сочетания свойств и качеств конкретного лица существует другое понятие – “индивидуальность”, которое мы разберем позже. Но если набором индивидуальных черт человек обладает так или иначе, то личностные качества не даются ему от рождения и даже при вхождении в общество. Они создаются только в результате активной внутренней работы. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной жизненной ситуации, с поступка человека, принимающего решение “на свой страх и риск”. Личностный поступок не обязательно индивидуален, неповторим (так же как личностная черта может не быть только чьей-либо принадлежностью), но для самого человека он уникален – в силу полной самостоятельности: ему нельзя научить, его нельзя совершить за другого.
Личность формируется в таких социальных условиях, которые требуют от человека самостоятельности в принятии решений и ответственности за них без ссылок на свои природные особенности или наличные социальные нормы. Возникает необходимость в самоопределении человека, способного отнестись к себе как к живому существу и члену общества, как бы отстраненного от своих биологических нужд и присвоенных социальных стереотипов.
Для человека древности какого-либо выбора деятельности и жизненного пути фактически не существовало. Объективные условия несостоятельности индивида – в невозможности жизни вне племени и отведенной ему трудовой функции. Решение любых проблем, которые можно было бы назвать личностными, общество полностью брало на себя. В торжественном обряде посвящения (инициации) человека в полноправные члены общества вместе с социальным индивидом рождалась и его личность, которая и далее оставалась ему тождественной. Индивид отождествлял себя с родом и, обращаясь к его легендарной истории, получал жесткую и надежную систему предписаний и запретов, охватывающих все сферы жизни и быта.
Хотя предпосылки личностного выбора жизненного пути зарождались уже с разделением труда, появлением классов и сословий, возможность индивида реально определять ту деятельность, которой он будет занят, и сменять эту деятельность в течение жизни возникает только в пору объективной ломки сословных перегородок. Именно тогда мог появиться известный герой комедии Мольера “Мещанин во дворянстве”, который, впрочем, оказывается смешон и нелеп, но это лишь означает, что принятие личностного решения и адекватное поведение в новой социальной позиции должно быть обеспечено соответствующими способностями, знаниями, опытом. Вспомним, сколь многие современники господина Журдэна, ставшие великими, были “выскочками” из своей социально-сословной среды (ведь и сам Мольер вышел из династии обойщиков мебели). Так рождается личность, и образовавшаяся дистанция между ней и социальным индивидом настойчиво и ярко заявляет о себе. Возможность смены социальной позиции, основной деятельности человека позволяет ему не только отказываться, но и противопоставлять себя тем правилам, которые следовало соблюдать согласно рождению и воспитанию. Еще раз подчеркнем, что собственно личностная активность соотносима не столько с конкретными природными и общественными условиями, сколько с общекультурным опытом человечества, прежде всего опытом решения нравственных проблем.
Появление даже отдельной личностной черты – маленькая драма, причем не только в эмоциональном, но в жанровом смысле слова (именно драма, а не трагедия), поскольку исход разрешения возникающей перед человеком проблемной ситуации заранее не определен. Ситуации, требующие личностного выбора (которые могут возникать уже при присвоении социальных, моральных норм), как бы сталкивают разные, противоречивые побуждения человека, предполагают их внутреннюю борьбу. Конкретный поступок и устанавливает между ними отношения соподчинения, иерархии. Интересно, что впоследствии это может приводить к устойчивому предпочтению определенных способов социального поведения, выработке тех или иных индивидуальных черт и даже особенностей физического облика, которые обретают уже тем самым личностный характер. Проблемные ситуации, метко названные А.Н.Леонтьевым “задачами на личностный смысл”, разрешаются сначала наугад, стихийно, затем сознательно. В ходе осознания внутренних побуждений их разнородная совокупность все более упорядочивается, обретает черты устойчивой структуры. Когда личность становится целостным психологическим органом управления поведением человека, достигается взаимная согласованность его психических черт.
Целостность личности не означает ее одномерности и не устраняет возможности продуктивного развития. Напротив, психология изучает личность конкретного, живого, то есть постоянно развивающегося индивида, и это развитие не является и не может быть однолинейным. Человек в поиске своего места в мире, его осмыслении активно опробует различные способы решения личностных проблем, совмещая в себе разные, далеко не схожие “персонажи”, ведя внутреннюю полемику и проживая тем самым как бы сразу несколько жизней. И это не относится к “раздвоению” личности – патологическому явлению, когда больной как раз теряет ее целостность и способность управлять собой. Ответственный же и самостоятельный человек сам строит и перестраивает свою личность, и этот сложный, подчас кризисный процесс продолжается (может продолжаться) в течение всей жизни. Тем самым личность образуется не только путем решений и выборов, сделанных человеком в прошлом. Она определяется активностью человека по постановке и достижению жизненных целей, устремленных в его будущее: в том, каков человек сейчас, отражены продуктивные усилия к тому, каким он хочет стать.
Соотношения понятий «темперамент» и «характер». Дать определения темпераменту , раскрыть как они соотносятся в личности человека, что является биологически обусловленной особенностью, а что возникает позже на основе индивидуальных- типологических особенностей.
Характер- структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Характер не является врожденным, он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека - это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.
Темперамент-совокупность типологических особенностей человека,проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в быстроте и силе его реакции, в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности.
Темперамент - это проявления в психике человека врожденного типа нервной
деятельности. Следовательно, к свойствами темперамента относятся, прежде
всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека.
Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.
Соотношение понятий «задатки» и «способности». Дать определения задаткам и способностям, раскрыть уровни развития способностей, а также показать условия развития способностей у человека.
Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).
Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:
1. индивидуально-психологические особенности;
2. определяющие успешность выполнения деятельности;
3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Маничев С.А.:
1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;
2. Темп обучения каким-либо ЗУН;
3. Наличие границ способности;
4. Нестандартность результатов;
5. Мера общественного признания;
6. Помехоустойчивость;
7. Уровень обобщенности, перенос.
Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Эмпирические признаки способностей:
1. Уровень продуктивной деятельности;
2. Скорость научения;
3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);
4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);
5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.
Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).
Способности к задаткам не сводятся, задатки - одна из посылок для формирования способностей.
Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.
Направленность личности (мотивы, потребности, цели, установки, интересы, мировоззрение). Кратко охарактеризовать все вышеперечисленные определения, объяснить, почему они составляют систему направленности личности.
Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.
Направленность— это установки, ставшие свойствами личности.
В направленность включаются несколько связанных форм:
1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;
3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;
5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;
6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная це