Проблема агрессивности личности в отечественной и зарубежной психологии
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.
Выделим основные определения агрессии:
- Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению [30].
- Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу [30].
- Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы [30].
- Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [30].
- Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [30].
Рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обoбщающее определение этого явления:
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [30].
Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив.
Необходимо различать пoнятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Р. Бэрон и Д. Ричардсон в своем фундаментальном труде «Агрессия» выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические [5, с. 126].
При характеристике агрессии, чаще всего, используют два основных понятия – агрессивнoе поведение (агрессивные формы поведения) и агрессивность. Кажущаяся близость этих терминов нередко затрудняет правильное понимание природы самой агрессии.
В жизни случается так, что описывая какого-нибудь человека, мы говорим: это агрессивная персона. Тем самым мы стараемся подчеркнуть наличие вполне определенного качества, присущего ему – агрессивности. В то же время мы с удивлением должны констатировать факт агрессивного поведения человека, которoго было невозможно заподозрить в агрессивности. Таким образом, сама жизнь подсказывает нам наличие двух разных феноменов – агрессивности как качества личности и агрессивного поведения как целенаправленного действия.
Дабы понять дилемму агрессивного поведения молодых людей и выработать пути её решения, для начала, необходимо понять, oтчего и под воздействием каких причин она возникает. Так сказать отыскать первопричины этого явления.
К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. Он рассматривал агрессию, как неизбежное следствие врожденных сил. Считал, что она генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Подобным способом, формирование агрессивных действий, представляется совместной функцией:
· количества накопленной агрессивной энергии;
· наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.
Однако, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный период, тем меньший стимул необходим для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агресcивное поведение может выплеснуться спонтанно
Лоренц так же утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления[14, c. 62].
Под агрессией, по Фромму, понимаются любые действия, понимаются всевозможные воздействия, какие наноcят? либо решили нанести вред другому человеку, группе людей или животному [25, c. 132].
Агрессивное поведение – «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р.Бэрон и Д.Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аcпект, а поведенческий аспект проявления агрессии [6, с. 26].
Агрессивные действия выступают в качестве:
· средства достижения какой-либо цели;
· способа психологической разрядки;
· способа удовлетворения потребноcти в самореализации и самоутверждении.
Выделяют следующие виды агрессивных реакций:
- физическая агрессия (нападение);
- косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);
- склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);
- негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);
- обида (зависть и ненависть к окружающим вызванные действительными и вымышленными сведениями);
- вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань) [3. c. 87].
А Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление). Он различает агрессию биологически адаптативную, содействующую поддержанию существования, высококачественную, и злокачественную, никак не сопряженную с сохранением существования [25. c. 137-139].
Первая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка взаимоотношенийс родителями, переход от детской связи к отношениям, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным.
Второй момент – окончание детства и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее соcтояние подростка в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка.
Третья особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самоcознания и самоопределения.
Специфика агрессии в подроcтковом возрасте. Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень корoтким, либо не обнаруживаться вообще.
Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
Говоря о подростковой агрессии, следует сказать, что агрессивность мальчиков и девочек старшего школьного возрaста различается по неким корневым основам. В большинстве случаев, данные основы такие же, как и у совершеннолетних представителей определённого пола.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таковых межличностных отношениях как учёба, спорт, индивидуальная угроза, ситуация алкогольного опьянения. У них ярче проявлено умение к абстрагированию, существенно обширнее область заинтересованностей, однако, наравне с данными, они беззащитнее в реальных жизненных ситуациях.
У девочек-подростков – наиболее высоко сформирована словесно-речевая деятельность, умение к состраданию и переживанию. Они более восприимчивы к критике в свой адрес, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей и наиболее бурно реагируют на недооценивание их в духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление.
Однако любое поведение – это поведение конкретного человека. И оно определяется не только ситуацией, в которой он находится, людьми, с которыми он взаимодействует, но и его индивидуальными особенностями. Именно они характеризуют его со стoроны психологических качеств, зная которые можно спрогнозировать возможное поведение.
В конце концов, решение, как поступить, всегда остается за человеком, а не за качеством.
В связи с этим необходимо помнить, что попытки показать ребенку, что его поведение оставляет желать лучшего с помощью физического наказания могут дать противоположный результат: наказывающие таким образом родители становятся примером агрессивного поведения.
Но так же нейтральная позиция родителей тоже может способствовать дальнейшему росту агрессии.
Тем не менее, возможны и другие методы родительского реагирования на агрессию: обсуждение возникшей проблемы.
Ведь, экспериментально доказано в других исследованиях, агрессивные дети отличаются от неагрессивных, в первую очередь, слабым знанием альтернативных способов разрешения конфликтов.
По этому, наиболее адекватное поведение взрослых в той или иной ситуации - это осуждение агрессии ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка.
Становление эмоционально – волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности –сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка.
Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Такие дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу.
Отечественная психология исходит из положения о том, что интерес подростка к своему внутреннему миру, размышления о себе, о своих взаимоотношениях с другими, о месте в коллективе возникает на основе интереса его к другим людям и, прежде всего к сверстникам. Развитие же интереса к другому в свою очередь обусловливается новыми формами общения подростков между собой. Оно строится на взаимоинтересных занятиях, совместных обсуждениях. Устанавливаются более глубокие личные взаимоотношения, связанные с разнообразными чувствами (симпатии, дружбы, зарождающейся любви и др.).
Наиболее характерными для раннего подросткового периода являются реакции протеста, имитации или компенсации, что тоже сопровождается подростковой агрессивностью. Эти реакции иногда возникают в кругу семьи или в школе, в связи с неблагоприятно сложившейся ситуацией, имеют определенную направленность против тех лиц, которые, по его мнению, как-либо виноваты в ее возникновении. Эта реакция может быть вызвана чрезвычайным требованиями к ребенку, непосильный для него учебный или другой нагрузкой. Причинами ее возникновения может быть конфликт между родителями, несправедливое по его мнению, наказания и т.д., самоизоляция в коллективе школьников. Часто такие подростки замкнуты, ни с кем не дружат, вступают в конфликты с товарищами и взрослыми.
Наблюдая поведение сверстника и анализируя отдельные его поступки, подросток пытается разобраться в психологических особенностях личности другого. Интерес к своему сверстнику в процессе общения с ним, размышление о его психологических свойствах заставляет подростка присмотреться и к себе, проанализировать свое поведение, сравнить себя с ним. В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка сохраняется та же последовательность, что и при познании качеств другого, т. е. вначале выделяются внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые особенности внутреннего мира.
Учителям так же следует своевременно выявлять учащихся предрасположенных к агрессии. Немалая значимость в данной работе отводится психологам, социальным педагогам, классным руководителям.
Применяя в своей работе различные методики, рисуночные тесты, мониторинг, можно во время выявлять агрессивных учащихся ещё на раннем этапе и создавать коррекционную и профилактическую работу.
Итак, сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы.