Диагностический обучающий эксперимент
Диагностический обучающий эксперимент - экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения. Примером практической реализации рассматриваемого приема диагностики умственного развития детей является методика Д. о. э., предложенная А. Я. Ивановой в 1973 г. Методика предназначена для оценки умственного развития детей в возрасте 7-9 лет. Стимуль-ный материал включает 2 набора по 24 карточки в каждом с изображениями геометрических фигур, различающихся по цвету, форме и величине. К первому набору (основное задание) прилагается доска-таблица с изображениями всех фигур, имеющихся на карточках. Выполнение основного задания заключается в последовательном вычленении ребенком каждого из трех отличительных признаков и группировке карточек на основании данного признака. В ходе выполнения задания ребенку оказывается дозированная помощь в виде "уроков-подсказок": I "урок" - указание на различие каких-либо двух конкретных карточек по одному признаку (в соответствии с задачей обучения); II "урок" - демонстрация сходства одной из карточек I "урока" с третьей по этому же признаку; III "урок" - объяснение принципа раскладки карточек на группы и демонстрация правильного выполнения задания. Каждый последующий "урок" (группировка карточек экспериментатором) повторяется до тех пор, пока испытуемый сам не справится с задачей классификации по требуемому признаку. Способы оказания помощи и формулировки объяснения регламентированы. Задание считается выполненным в том случае, когда ребенок правильно раскладывает карточки и дает словесный ответ, называя признак, на основании которого выполнялась очередная группировка. Обследование занимает примерно 10-15 мин. Заключение по результатам исследования базируется как на качественной оценке, так и на приближенных нормах необходимой помощи для детей исследуемых возрастных групп. Вместе с материалом, основанным на классификации геометрических фигур, существует вариант Д. о. э. с использованием пробы Коса (см. Коса кубики), классификации карточек с предметными изображениями. В целом для проведения Д. о. э. может быть использован любой тестовый материал, удовлетворяющий указанным выше методическим особенностям (А. Я. Иванова, 1976).
16. Методика исследования межличностного поведения Т.Лири.Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При исследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность. Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
17. Методика «рисунок несуществующего животного».Несуществующее животное — проективная методика исследования личности; предложена М. 3. Друкаревич. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики. Методика проведения. Рисунки следует делать на стандартном листе бумаги (формат A-4). Никаких указаний или пояснений по поводу как расположить лист не дается. Во время рисования человек не должен иметь возможности наблюдать за созданием чужого проективного рисунка. Рисовать следует простым или цветными карандашами. Шариковая ручка или фломастер не позволят оценить нажим и наклон линии. Когда животное нарисовано, его название подписывается на этом же листе. Вопросы по рисунку уточняют детали — "Это третья нога или хвост?", "Что означают эти точки на морде?" После завершения тестирования испытуемый (испытуемые) могут попросить раскрыть им информацию, которую Вы извлекли из их рисунка. Никогда не проводите никаких групповых психологических шоу! Интерпретация рисунка —должно происходить с глазу на глаз.
18. Методика «динамический рисунок семьи».Методика доступна детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.Проведение тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал, был чем-то занят». Тест позволяет получить более полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов. Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке обследуемый может сознательно исказить результаты. По рисунку трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
19. Методика исследования поведения в конфликте К.Томаса.Кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Выделяются следующие способы регулирования конфликтов1.Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. 2.Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека. 3.Компромисс. 4.Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5.Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Пять способов урегулирования конфликтов. В опроснике описывается каждый из пяти перечисленных вариантов двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух), и индивидуально.
20. Шкала тревожности Ч.Спилберга и Ю.Хананина.Шкала самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности. Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:PT=∑1 - ∑2 + 50,где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.Высокая тревожность в этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.
21. Методика исследования школьной тревожности Филлипса.Позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.Отвечая на вопрос, нужно записывать его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.Методика диагностирует 8 факторов тревожности:1.Общая тревожность в школе.2.Переживание социального стресса.3.Фрустрация потребности достижения успеха.4.Страх самовыражения.5. Страх ситуации проверки знаний.6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих.7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.8.Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
22. Методика эмоционального цветового выбора М.Л.Юшера.Механизм теста позволяет фиксировать реакции испытуемого, проецируемые на свето-цветовые стимулы, и переводить их в шкальные оценки. В полном тесте Люшера используется 73 цветные карточки, создающие 23 оттенка. Карточки квадратной формы со стороной 28 мм.
В основе оригинального стимульного материала лежит матрица из 23 цветов, проецируемых на систему шкал. Диагностическая модель включает в себя семь первичных шкал: одну восьмиэлементную, одну пятиэлементную и пять четырехэлементных. Процедура исследования. Испытуемому поочередно предъявляется семь стандартных наборов оптических свето-цветовых стимулов на белом фоне. Предлагается выбирать стимулы по критерию «приятности-неприятности». По результатам выбора стимулов и их ранжирования по критерию «приятности-неприятности» выявляют реакцию индивида на предъявляемые стимулы. Далее анализируют реакцию индивида на стимулы путем ее сравнения с эталонным описанием реакций, в котором представлены типовые реакции и соответствующие им характеристики особенностей личности. По результатам исследования составляются семь рядов предпочтений, соответствующих первичным шкалам теста. Психологическая интерпретация полученных рядов субъективного предпочтения цвета опирается на предположение о символическом значении цвета и предположение о том, что ряды предпочтения отражают индивидуальные особенности испытуемого. Краткость - затрачиваемое на тест время составляет 7-10 минут (отказы от тестирования не встречаются); кросскультурность – исключает зависимость от расовой принадлежности; показывает стабильный результат на лицах разного социального статуса и интеллектуального уровня. Тест можно применять с пятилетнего возраста. Тест позволяет не зависимо от сознательного контроля описать эмоциональное состояние испытуемого.
23. Методика исследования интеллекта Р.Армтхауэра.Тесты интеллекта – тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида.Его тест интеллекта предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Тест состоит из 9 субтестов, ориентированных на исследование вербального и невербального интеллекта: лексического запаса, общей осведомленности, способности к абстрагированию, способности к обобщению, математических способностей, комбинаторного мышления, пространственного воображения, способности к кратковременному запоминанию наглядно-образной информации. Результаты, полученные с помощью Теста Р. Амтхауэра, позволяют прогнозировать успешность учебной и профессиональной деятельности, требующей специальных интеллектуальных навыков; диагностировать сохранность интеллектуальной сферы. В тест Амтхауэра входят следующие субтесты:на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний (не только научных, но и житейских);на классификацию понятий;на установление аналогий;на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);на умение решать простые арифметические задачи;на умение находить числовые закономерности;на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;на умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;на заучивание слов. Каждый субтест, за исключением четвертого, состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входят 16 заданий. Таким образом, тест состоит из вербальных, числовых и пространственных субтестов. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с материалом некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития формализованного и пространственного мышления.
24. Метод исследования семейных отношений Рене-жиля.Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.Методика состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных: 1)Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр. 2)Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях:общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего выделяют 12 признаков:отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Методика представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам.
25. Тесты креативности П.Торренса.Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности и разработаности идей и предполагают использование в практике обследований таких батарей в целом. Все задания предназначены для детей в возрасте от детского сада и до окончания школы. Вербальные тесты вкл 7 заданий. Некоторые из них:Задание "Необычное использование". В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы. Задание "Необычные вопросы"-представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов. Фигурные тесты состоят из 3 заданий. Некоторые их них:Задание "Нарисуй картинку" ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное – идея.