Проблема больших групп в социальной психологии
Каждый человек включен в различные социальные общности, или большие группы. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп.
Основанием для разделения этих видов групп служит характер связей:
1. По объективным социальным связям данной общности. Социальный класс как большую группу характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений и которое определяется общественным разделением труда; для половозрастных общностей существуют реальные социально-демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания. Она определена объективно.
2. Как результат сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются профессиональные ассоциации, партии, общественные движения. Психологические явления составляют основание этих объединений. Это — психологические общности.
Большие социальные группы классифицируются и по другим признакам.
По длительности существования выделяют более долговременные (классы, нации) и менее долговременные (митинги, аудитории, толпа) группы.
По характеру организованности группы делятся на стихийно возникающие (толпа) и сознательно организованные (партии, ассоциации).
Можно также говорить об условных и реальных группах. При этом существенным считается признак контактности и взаимодействия. Половозрастные и профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги и собрания.
Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Развитие больших групп. В своем развитии социальные группы проходят ряд этапов. Согласно классификации Г. Г. Дилигенского, таких уровней три.
Первый (самый низкий) уровень — типологический. Он характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не становятся основанием для создания психологической общности. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы. Каждый из них занимается своим делом, осуществляя специфический вид деятельности.
Второй уровень характеризуется тем, что члены социальной группы осознают свою принадлежность к данной общности, идентифицируют себя с ее членами. Это уровень идентификации. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности.
Третий уровень предполагает, что члены группы осознают общность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективных целей. По Дилигенскому, это уровень солидарности. Данный уровень также можно назвать уровнем интегрированности. Предприниматели, осознавая общность своих интересов, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности.
Сферы психики больших групп. Психические явления в больших социальных группах выделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой.
К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание и др.
Мотивационно-потребностная сфера характеризуется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, интересами, ценностями, целями, установками, идеалами.
Потребности как элемент общественной психологии возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:
1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации, Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.
Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и настроения. Специфическими для больших социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общественных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития.
Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.
Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся:
1. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов.
2. Традициями называются исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей.
3. Обычаи — это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты трудовой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.)
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизникак совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют.