Развитие и коррекция моторных умений
1. Обведение фигур в воздухе без соприкосновения с рисунком. Как уже отмечалось, к факторам, влияющим на успешность овладения каллиграфией, относятся правильная постановка туловища, головы и рук, способ удержания ручки в пальцах, движения кисти, положение предплечья и плеча, оптимальное напряжение мелкой мускулатуры пальцев и кисти. Эффективным средством для развития этих умений является прописывание в воздухе фигур.
Подготовительный период начинается с обучения детей выписыванию каждой фигуры в отдельности. Более сложные фигуры используются позже, ближе к основному этапу и во время его. Они могут иметь любую конфигурацию в зависимости от конфигурации буквы, с которой работают дети.
Учитель рисует на доске образец очередной фигуры. Прежде чем приступить к воспроизведению ее очертаний, дети с помощью учителя словесно ее описывают. Они определяют точку начала движения, характер воображаемых линий (несоприкасающиеся прямые, находящиеся на равном удалении друг от друга, и т.п.); обращают внимание на направление движения (сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево), отмечают уменьшение амплитуды движений при рисовании “улитки” и “змейки” и т.д.
Затем ученики берут карандаш или ручку и обводят нарисованную на доске фигуру по воздуху тремя способами. Сначала рука выполняет крупные движения от плеча. Затем она опирается на локоть, работает только кисть, сгибаясь в запястном суставе, естественно, размер выписываемой в воздухе фигуры уменьшается. И, наконец, рука опирается на локоть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону. Дети прописывают фигуру каждым из трех способов четыре-пять раз. При этом они стоят или сидят, выпрямив спину и не облокачиваясь на спинку стула. На кончик карандаша можно надеть пенопластовый шарик, кусочек ластика и т.п., чтобы он был лучше виден.
Такая работа проводится на трех — пяти уроках, при необходимости она может продолжаться дольше, пока дети усвоят все семь фигур.
Когда они поймут и освоят механизм действий руки, учитель исключает первый способ и оставляет только второй и третий. С этого момента ученики начинают обводить фигуры, нарисованные не только на доске, но и в тетради.
Первые 2 — 3 мин они работают с фигурой, нарисованной на доске. Рассматривают ее, после чего ставят руку на локоть, выпрямляют спину и обводят фигуру несколько раз, работая запястным суставом, и столько же раз, работая только пальцами. Затем ученики переключаются на воспроизведение этой же фигуры, но изображенной либо в тетради, либо на листе бумаги. Они кладут руку на парту, опираясь на внешнее ребро ладони, и ведут кончиком карандаша или ручки в воздухе над фигурой. Два-три раза обводят ее, сгибая запястье, и столько же раз, сгибая пальцы.
Целью этого упражнения не является точное копирование фигуры, поэтому дети и обводят ее не по линиям, а над ними — в воздухе. Размах движений и количество элементов необязательно должны совпадать с образцом, они могут быть больше или меньше, необходимо только соблюдать общую конфигурацию. Когда дети это поймут, пропадет излишнее напряжение, которое неизбежно возникает при точном копировании образца, и они смогут при обведении уделять внимание не только движениям, но и своей позе, положению туловища и головы, контролю за напряжением мышц пальцев и кисти.
С обведения фигур в воздухе целесообразно начинать каждый урок каллиграфии до конца первого года обучения, отводя на это около 5 мин. Вид и количество фигур для обведения может указать учитель, либо ученики сами выберут фигуры, с которыми им хочется поработать.
2. Рисование бордюров.Уроки каллиграфии полезно завершать рисованием цветных бордюров. Эта работа эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий, распределять внимание между несколькими условиями, самоконтроль, оперативную память. И все это достигается в менее регламентированных и строгих условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, по мнению психологов, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства в том числе и отношение к уроку.
Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других уроках или заканчивая его дома, что развивает память, воображение и позволяет экономить рабочее время на уроке.
Рисование бордюров также состоит из двух этапов.
Первый — обучающий. Учитель объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При ее нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект. На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре урока, следовательно, учиться правильно рисовать различные виды бордюров дети могут почти до конца второй четверти. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает учитель.
Второй этап основной. После того как ученики усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполнения. При рисовании можно использовать несколько цветов, а можно рисовать одним единственным, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.
Учитель не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.
Нарисовав бордюр, ученики показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в классе выставки таких работ. В III и IV классах элементы, составляющие бордюр, усложняются например, можно не закрашивать клеточки в тетради, а рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисуют чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.
Ленточный бордюр
Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными карандашами. Он кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши. Выбирает любой из них, закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно. Затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т.д. По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным (или выбранным) количеством клеточек одного цвета (на рисунке буквы в клеточках обозначают названия цветов: К — красный, С — синий, Ж — желтый, 3 — зеленый, О — оранжевый и Г — голубой в 6-цветном бордюре).
А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до ее окончания.
Ритмичный бордюр
Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.
Рассмотрим пример выполнения 6-цветного бордюра.
Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть). Он берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов. Выбрав один из них, закрашивает первую клеточку, после чего перекладывает его в другую руку. Затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую клеточку — и так все шесть клеточек, например, в следующей последовательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий.
Затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности. Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек.
Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак ее завершения.
На первом этапе ученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке, а на втором — они могут раскрашивать одним цветом подряд несколько клеточек, число которых определяют по своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.
Бордюр “Змейка”
Для этого бордюра количество цветов выбирается так же, как и в предыдущем варианте, т.е. кратное трем.
Бордюр “Змейка” состоит из двух рядов ритмичного бордюра. Первый ряд выполняется точно так же, как в ритмичном бордюре, а второй — в обратном направлении, т.е. справа налево, от конца строки к ее началу, с соблюдением заданной (или выбранной) последовательности цветов. Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.
Ступенчатый бордюр
Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек. Затем пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.
После того как все лесенки нарисованы, дети закрашивают их по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Учитель помогает ученикам представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить в усеченном виде. Дети заканчивают лесенку самостоятельно.
Многоярусный бордюр
Работа над бордюрами этого вида ставит детей перед необходимостью решать одновременно две задачи — распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).
В начале рисования многоярусного бордюра учитель учит детей пользоваться двумя степенями нажима: сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался, и совсем слабым. Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима: слабо нажимая на карандаш, нажимая чуть больше и, наконец, сильно. Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести. Так постепенно дети учатся регулировать степень нажима на карандаш. Ученикам IV класса можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.
Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.
А. Рисование начинается с нижнего ряда вверх.
Учитель просит учеников нарисовать ритмичный бордюр из трех или шести цветов и обозначить этот ряд цифрой 7.
Затем этот же бордюр повторяется на строку выше теми же Цветами (т.е. красный над красным, синий над синим и т.д.), но уже другой цветовой интенсивности. При этом насыщенность цвета может как усиливаться, так и ослабляться или быть волнообразной, например: первая строка закрашена ярко, вторая — слабее, третья — опять ярко, четвертая — слабее и т.д. Таким образом Узники рисуют три-четыре строки.
Б. Бордюр выполняется сверху вниз, вторая строка ритмично] бордюра располагается под первой и т.д. (рис. 11, 2).
В. Состоит из строчек бордюра “Змейка” и выполняется снизу вверх.
Г. Состоит из строчек бордюра “Змейка”, но строится сверху вниз.
Д. Выполнение любого из вариантов многоярусного бордюра с изменением насыщенности цвета не по вертикальным строкам, а в горизонтальном направлении. Например, первая строка: красный цвет — слабый нажим, оранжевый — сильный, зеленый – слабый, желтый — сильный и т. д.; вторая строка: над клеткой сослабым (сильным) нажимом следует клетка того же или другое цвета, но с таким же нажимом.
Полифонический бордюр
Этот бордюр представляет собой тип орнамента, в котором имеется несколько элементов, расположенных со смещением относительно друг друга. Бордюр составляется по типу многоярусного в любом из его вариантов.
На этапе обучения дети, нарисовав первую строку ритмичного бордюра приступают к построению второй выше или ниже (в зависимости от выбора). При этом последовательность цветов смещается вправо на одну клетку — и так от строки к строке. По мере научения цвета можно смещать вправо на две либо на три клетки.
На этапе самостоятельного выбора дети могут по своему желанию смещать клетки или вправо, или влево. В каждом ряду смещение может быть разным, что обусловлено только желанием самого ребенка. Количество строк определяется по выбору.
Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево — сначала одна строка, затем другая и т.д. Не следует позволять ученикам рисовать их столбиками сверху вниз или снизу вверх. Ступенчатый бордюр дети рисуют простым карандашом сверху вниз, но раскрашивают цветными карандашами обязательно по горизонтальным рядам.