Анализ результатов и составление заключения
На основании полученных данных проводится анализ каждого параметра общения и делается общее заключение об уровне развития общения у ребенка.
Инициативность. Оценивается по совокупности всех трех проб.
Отсутствие инициативности констатируется, если ребенок ни в одной из проб не проявил инициативы в общении, демонстрируя только ответное поведение.
Низкий уровень инициативности отмечается, если ребенок не проявил инициативности в первой ситуации, но в других пробах (или в одной из них) после обращения взрослого начал сам инициировать общение. Отсутствие инициативности или ее низкий уровень могут свидетельствовать о задержке в развитии общения вследствие педагогической запущенности, уходящей корнями в первое полугодие жизни ребенка.
Средний уровень инициативности отмечается, когда ребенок не проявляет ее в первой ситуации, но в других пробах после обращения взрослого сам начинает инициировать общение. Средний уровень инициативности может свидетельствовать о том, что ребенок испытывает смущение перед посторонним взрослым. При наличии высокой или средней чувствительности ребенка к воздействиям взрослого развитие считается нормальным.
Высоким уровень инициативности считается в том случае, когда ребенок проявил настойчивость в привлечении взрослого к общению в первой ситуации и при ситуативно-деловом общении. Высокий уровень инициативности свидетельствует о нормальном развитии ребенка.
Чувствительность. Оценивается отдельно во второй и третьей ситуациях.
Отсутствие чувствительности отмечается, если ни в одной из ситуаций ребенок не проявил чувствительности к воздействиям взрослого. Наряду с отсутствием инициативности отсутствие чувствительности может служить признаком задержки в психическом развитии ребенка и показанием для обращения к другим специалистам (невропатологу, психиатру). Если у ребенка отсутствует чувствительность к воздействиям взрослого при наличии инициативности, следует проанализировать характер инициативности ребенка. Это может свидетельствовать о задержке ребенка на этапе ситуативно-личностного общения и отсутствии опыта ситуативно-делового общения со взрослыми.
Низкий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в ситуативно-личностном общении считается нормальным, если ребенок проявил среднюю или высокую чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении. Низкая чувствительность к воздействиям взрослого в ситуативно-деловом общении до 8 месяцев считается нормой и может свидетельствовать о начале становления ситуативно-делового общения, а после 10 месяцев — о задержке в развитии общения.
Средний уровень чувствительности к воздействиям взрослого является нормальным на этапе перехода от ситуативно-личностного к ситуативно-деловому общению для ребенка до 9 месяцев. После 11 месяцев средний уровень чувствительности в ситуативно-деловом общении может свидетельствовать о недостаточном опыте совместной деятельности со взрослыми.
Высокий уровень чувствительности к воздействиям взрослого в обеих ситуациях свидетельствует о нормальном развитии ребенка и общем эмоциональном благополучии.
Вовлеченность в общение. Оценивается по всем трем ситуациям в совокупности.
Отсутствие вовлеченности или низкая вовлеченность в общение во всех ситуациях свидетельствует о сниженном эмоциональном тонусе у ребенка, ощущении дискомфорта и обычно сопровождается отсутствием инициативности в общении. Это показатель эмоционального неблагополучия ребенка, которое связано с каким-либо заболеванием или отсутствием теплоты во взаимоотношениях с близкими взрослыми.
Низкая вовлеченность в ситуативно-деловое общение при высокой вовлеченности в ситуативно-личностное общение после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии общения на ситуативно-личностном этапе. Низкая вовлеченность в ситуативно-личностное общение при высокой вовлеченности в ситуативно-деловое общение считается нормальной.
Высокая вовлеченность в общение свидетельствует о нормальном развитии и эмоциональном благополучии ребенка.
Средства общения. Владение ребенком средствами общения оценивается по всем трем ситуациям. Отсутствие предметно-действенных средств общения, понимания речи взрослого и лепета у ребенка после 8 месяцев свидетельствует о задержке в развитии. Она может быть вызвана органическими нарушениями ЦНС, нарушениями слуха, педагогической запущенностью. При наличии экспрессивно-мимических средств общения и понимании речи взрослого отсутствие предметно-действенных средств общения после 9 месяцев свидетельствует о задержке в развитии ситуативно-делового общения вследствие педагогической запущенности.
Предпочитаемая форма общения. Предпочтение той или иной формы общения определяется по совокупности всех трех проб. Если в первой пробе ребенок инициирует ситуативно-деловое общение, оно считается предпочитаемым. Если в первой ситуации ребенок разворачивает индивидуальную предметно-манипулятивную деятельность, то производится сопоставление характеристик ситуативно-делового и ситуативно-личностного общения. На основании этого сопоставления делается заключение о предпочитаемой форме общения. Если ребенок инициирует ситуативно-личностное общение и не проявляет чувствительности к ситуативно-деловому общению, то предпочитаемой формой является ситуативно-личностное общение.
До 7 месяцев предпочтение ребенком ситуативно-личностного общения считается нормальным, если при этом он обнаруживает интерес и к ситуативно-деловому общению. С 7 до 9 месяцев нормальным считается предпочтение ситуативно-делового общения или переходная форма (достаточный уровень развития ситуативно-личностного общения сочетается с наличием отдельных характеристик ситуативно-делового общения). После 9 месяцев в норме ребенок обычно предпочитает ситуативно-деловое общение, хотя охотно включается и в ситуативно-личностное общение, особенно с близкими взрослыми.
Заключение об уровне развития общения у ребенка выводится на основании обобщения полученных данных по всем параметрам.
Высокий уровень развития общения констатируется при высоких показателях всех или большинства параметров. Средний уровень развития общения отмечается при преобладании средних показателей значений всех или большинства параметров. Низкий уровень развития общения констатируется при преобладании низких показателей параметров или отсутствии какого-либо параметра. Такой уровень свидетельствует о задержке в развитии ребенка.
Заключение о развитии общения вносится в общее заключение по данным диагностического обследования ребенка. В заключении дается качественная характеристика каждого параметра. (Форма заключения приведена ниже.)
Заключение об уровне развития общения у ребенка во втором полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка Возраст Дата обследования
Инициативность в общении (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)
Чувствительность к воздействиям взрослого (отсутствует, слабая, средняя, высокая - описать по показателям)
Вовлеченность в общение (отсутствует, слабая, средняя, высокая — описать по показателям)
Средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, предречевые — использует, не использует)
Предпочитаемая форма общения (СЛО; СДО; СЛО, СДО)
Уровень развития общения (нормальный, задержка, глубокая задержка)
Рекомендации