Диагностика состояния спортсмена перед стартом методом наблюдения
В спортивной практике для оценки уровня нервно-психического напряжения у спортсмена, выходящего на старт соревнований, используется большое количество разнообразных методов. Остановимся на описании и характеристике тех из них, которые не являются сложными, достаточно апробированы, просты в обработке и истолковании, а также не требуют использования сложной и дорогостоящей аппаратуры. Овладение этими методами под силу любому практику (тренеру, врачу, психологу).
Эмоциональное психическое состояние человека, как известно, может выражаться внешне и включает в себя:
— внешние выразительные движения (мимические и пантомимические);
— разнообразные телесные проявления;
— изменения гуморального характера.
Таким образом, к числу внешних проявлений психического состояния спортсмена перед стартом относятся следующие: изменение мимики, осанки, жестов, поз, общей двигательной активности, деятельности некоторых желез наружной секреции (выделение слюны, пота, слез), изменения в особенностях отдельных движений (их быстроты, силы, направления, координации), а также изменения интонационных характеристик речи и т. д.
Каждая форма предстартового состояния спортсмена своеобразно проявляется внешне. В силу этого по особенностям поведения спортсмена перед стартом, по внешним проявлениям его психического состояния можно судить о том, каков уровень его нервно-психического напряжения, т. е. каково его предстартовое состояние.
Приведенная выше таблица включает наиболее характерные признаки каждой, из описанных нами, формы предстартового состояния (см. табл.).
6.4.2. МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ СЛОВ
Цель ‑ Определить психическое состояние спортсмена перед стартом.
Этот метод, как и предыдущий, использован на том, что навязчивые мысли, доминирующая мотивация и отношение человека непроизвольно проявляются в его речевой деятельности.
Проведение: спортсмену предлагается дописать 20-25 неоконченных слов по своему усмотрению. Эти неоконченные слова предъявляются ему отпечатанными на листе бумаги или написанными от руки разборчивым почерком.
Инструкция: «Я предъявляю Вам несколько неоконченных слов (слогов), Ваша задача — как можно скорее дописать их таким образом, чтоб получились целые слова, обычно употребляемые людьми и встречающиеся в литературе».
На выполнение всего задания отводится не более 3 минут.
Стимульный материал:
Рекомендуем для предъявления спортсменам следующие неоконченные слова:
Ти... До... Ба...
Бул... Ма... Че...
Ста... Со... Кр...
Фи... Про... Зем...
За... Ве... По...
Су... Сол... Сти...
Во... Де... Вы...
Обработка и диагноз:
Анализ полученных таким способом слов позволяет судить об основном содержании мыслей спортсмена перед стартом, его психическом состоянии, особенностях мотивации, настроении и т. д.
6.4.3. ТЕППИНГ-ТЕСТ ‑ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ ДВИЖЕНИЯ
Цель: определить способность спортсмена, мобилизоваться, которая определенным образом обусловлена его психическим состоянием.
Инструкция: спортсмену предлагается в течение 15 или 10 секунд ставить точки на листе бумаги в максимально быстром темпе. Начинайте работать по команде «начали»
Стимульный материал: чистый лист бумаги и остро отточенный карандаш.
Измерение проводят дважды — в условиях фона и непосредственно перед выходом на старт.
Диагноз: увеличение максимального темпа (ударов в минуту) более, чем на 3-5%, является показателем мобилизационной готовности. Неспособность спортсмена в условиях соревнований достичь фонового результата в теппинг-тесте расценивается как показатель предстартовой лихорадки (падение не более
5-7% по отношению к фону) либо как проявление стартовой апатии (ухудшение более чем на 8-10%).
Для оценки психического состояния спортсмена может применяться следующая модификаци теста. Спортсмену предлагают выполнить задание не в максимально быстром, а в удобном для него темпе (также дважды — в обычных условиях и соревновательных). Количество точек оставленных на листе бумаги и будет показателем скорости постукивания.
Диагноз ‑ Убыстрение обычно удобного для спортсмена темпа перед стартом по отношению к фону является показателем усиления нервно-психического напряжения. В результате проведенного исследования можно делать вывод о чрезмерном предстартовом возбуждении спортсмена или его отсутствия.
6.4.4. ДИНАМОМЕТРИЯ ‑ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО МЫШЕЧНОГО УСИЛИЯ
Цель метода: позволяет судить о способности спортсмена мобилизовать свои силы.
Инструкция: «Вам необходимо как можно сильнее сжать кистевой динамометр ведущей рукой».
Диагноз: Если перед стартом он превышает фоновые измерения на 2-4 кг,— это рассматривается как показатель состояния «боевая готовность». Незначительное изменение в обе стороны (0,5-2,0 кг) или повторение фоновых данных свидетельствует о предстартовой лихорадке, значительное снижение (более 3-4 кг) говорит о стартовой апатии.
С помощью этого метода можно судить о способности контролировать свое мышечно-двигательное чувство. Процедура метода достаточно проста:
после сжатия ручного динамометра с максимальной силой спортсмену предлагают сжать его в полсилы (50% от максимального усилия). В обычном состоянии эта ошибка, как правило, идет в одном направлении (+ или -) и составляет у высококвалифицированных спортсменов не более 0,5-1 кг. Если перед стартом эта ошибка уменьшается или даже изменяется в сторону увеличения половины максимального усилия не более 3-5 кг,— это говорит о незначительном повышении нервно-психического напряжения (боевая готовность). Увеличение ошибки до 70-80% от максимума свидетельствует о ярко выраженной предстартовой лихорадке. Изменение ошибки в сторону уменьшения (до 30-35%' от максимума) является показателем возникающего торможения (стартовая апатия). В результате проведенной методики можно судить о наличии излишнего возбуждения или апатии у спортсмена перед стартом.