Виды внимания. Основные свойства внимания. Условия организации произвольного внимания

Виды внимания (если за основание классификации принять активность человека, то можно выделить следующие его виды):1.Непроизвольное внимание – внимание возникает независимо от желания человека, без намерения быть внимательным, часто не осознается. Особенности раздражителя – вызывают это внимание. Во-первых, сила (повышение голоса); во-вторых, контраст (холодно, а человек в майке); в третьих, новизна, необычность раздражителя (во французском тексте, арабское слово); в-четвертых, соответствие раздражителя потребностям человека. 2.Произвольное внимание – намеренное внимание. По этой причине приходится учитывать условия, обеспечивающие это внимание. Целесообразно включать практическое действие в умственную деятельность (выучил, рассказал кошке). Организация рабочего места (убрать телефоны, сладкое). Состояние, в котором находится человек (психология - самое интересное). Словесное напоминание себе о необходимости быть внимательной и почему, привычка быть внимательным в любых условиях.3.Послепроизвольное внимание – это внимание, которое возникает после произвольного. Благодаря возникающему интересу к деятельности, сосредотачивать внимание уже не нужно. Свойства внимания: 1.Устойчивость предполагает, как долго мы можем удерживать внимание на выполняемой деятельности или на объекте внимания. 2.Переключение – намеренный перенос с одного объекта на другой, переключение внимания требует временных и энергетических затрат: влияет темперамент, характер деятельности, сила раздражителя, значимость деятельности для личности. 3.Распределение – свойство, обуславливающее успешное одновременное выполнение нескольких деятельностей. Характер совмещаемых видов деятельности, степень их сложности, их знакомость привычность.4.Объем – количество воспринимаемых объектов. Условия развития устойчивого произвольного внимания: тренировка, четкая организация урока, развивать наблюдательность.


1. Предмет общей психологии - это наука о закономерностях развития и функционирования психики. О фактах, закономерностях, механизмах психики. История психологии восходит в глубокой древности, условно можно выделить 4 этапа исторического развития психологии:1-психология, как наука о душе (все непонятные явления объяснялись наличием души),2-психология, как наука о сознании, зародившаяся в 17веке в связи с развитием естественных наук(под сознанием подразумевается способность мыслить, чувствовать),3-психология как наука о поведении. Предметом изучения являются поступки, поведение, реакции на внешние воздействия,4-наука, изучающая психику, связана с процессом отделения психологии от философии 3.Рефлекторная природа психического. Мозг и психика. Современные исследования мозга.Между психикой и мозговой деятельностью существует неразрывная связь. Повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Существует несколько теорий взаимодействия психики и мозга:1-теория психофизиологического параллелизма (психологическое и физиологическое не пересекаются, существует душа связанная с телом, но существующая по своим законам),2-теория механического тождества(психические процессы по сути физиологические, мозг выделяет психику),3-теория единства(психические и физические процессы возникают одновременно, но качественно отличаются). В нашем мозге 3 блока:1-Блок регуляции тонуса и бодрствования. Основная составляющая – ретикулярная формация.2-Блок программирования регуляции и контроля за выполнением деятельности.3-Блок накопления, переработки и хранения информации. Исследования мозга: 1-ЭЭГ(электроэнцефалограмма). Благодаря ЭЭГ Мы получаем информацию о биотоках мозга человека и животного.2-позитронно эмиссионная томография (ПЭТ). Благодаря ПЭТ исследователь получает информацию о том, как каждый участок мозга потребляет глюкозу.     4.Психика и сознание. Структура сознания, его основные характеристики. Сознание - высший уровень психики. Сознание – это постоянно меняющееся поток осведомленности, а внутренних состояниях и внешних событиях, которые мы переживаем во время бодрствования. Функции: отражательная, регулятивно-оценочная, креативная, рефлексивная. Характеристики сознания:1- сознание обеспечивает выделение человеком себя. 2-характеристика сознания: определение целеполагающей деятельности.3- осознание собственных познавательных процессов. Структура сознания:1-психические процессы (явления, имеющие начало и конец: ощущение, восприятие, память, мышление),2-психические состояния(достаточно продолжительные явления: настроение),3-психические свойства(постоянство, стойкость: характер, темперамент).   5.Неосозноваемые психические процессы. Роль Фрейда в исследовании бессознательного. Неосознаваемое – это совокупность психических процессов, состояний, влияния которых человек не замечает. Среди неосознаваемых процессов выделяют: 1) неосознаваемые механизмы сознательных действий ( неосознаваемые автоматизмы, установки, сопровождение сознательных действий; это могут быть врожденные действия (хватание), автоматизмы (осознавалось только вначале (игра на музыкальных инструментов)), установки (готовность к совершению, определенных действий или готовность к определенному реагированию))2) неосознаваемые побудители сознательных действий (сновидения, ошибочные действия, различные невротические симптомы)3) надсознательные процессы (интегральные продукты длительной сознательной деятельности (эта группа преимущественно относится к творчеству)). По Фрейду, бессознательная часть психики – врожденные инстинктивные влечения, прежде всего агрессивность и сексуальность. Достижение удовольствия – главная цель жизни человека.  
6.Развитие психики в филогенезе (развитие форм отражения): раздражимость, тропизмы, инстинкты, индивидуально приобретенные формы поведения, интеллектуальное поведение. Филогенез – процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных. Психика – результат движения, изменения, развития материи. Всеобщее качество живой и неживой материи – отражение (способность отвечать на воздействие). Для живой материи характерны биологические формы отражения. Саморегулирование – избирательность реагирования на внешние раздражители. Формы отражения: раздражительность (тропизмы), инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение, внешняя форма – психика. Тропизмы – способы реагирования на биотические воздействия (фототропизм – под воздействием света, термотропизм – под воздействием тепла). У животных 3 вида формы поведения: 1.инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения в ответ на сложные раздражители (сложные рефлексы), являются видовой формой поведения,2.навык – действия животных, сформировавшихся и закрепившихся в процессе его индивидуальной жизни,3.интеллектуальное поведение – действия, в которых на основе отражения сложных соотношений между предметами животное решает задачи, с которым ранее не сталкивалось.   7.Роль труда и речи в возникновении сознания человека. Сознание, самосознание и самопознание. Сознание – это результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. Особо следует подчеркнуть значение речи для формирования и проявления всех функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование способности к целеполагающей деятельности и т.д. Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Сознание – интегративная, высшая форма отражения человеком мира, результат общественно-исторических условий его формирования. Самосознание – отделение себя от окружающего мира. Самопознание – обращение психической деятельности на исследование самого себя.   8.Строение психологии, ее основные отрасли. Связь психологии со смежными науками. Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики. Научная психология тяготеет к обобщениям, рациональна и осознанна. Житейская психология – конкретна, носит интуитивный характер, приобретается путем проб и ошибок. Психология занимает центральное место между философскими, естественными и социальными науками. В центре внимания человек, связь с другими науками, также служащими человеку: медицина, анатомия, биология, история, социология. Структура современной психологии:1.классификация на основе конкретных видов деятельности (психология труда, спорта, торговли, творчества),2.на основе психологических аспектов развития (возрастная, сравнительная и аномального развития),3.на основе психологических аспектов отношений людей в социуме (социальная психология). Особое место занимает общая психология. Ее структура: познавательные процессы, психология личности, индивидуально-психологические особенности личности, эмоционально-волевая сфера личности.   9.Задачи психологии. Методы современной психологии. Характеристика эмпирических методов психологической науки. Методы психологии – основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Выделяют 4 группы методов изучения психики:1.Организационные (сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный, комплексный),2.Эмпирические (наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические, анализ продуктов деятельности),3.Методы обработки данных (количественный, качественный), 4.Интерпритационные. Эмпирические методы исследования в психологии:1.наблюдение (систематическое, случайное, включенное) +естественность наблюдаемого – нельзя повторить, вмешаться, использовать сложную аппаратуру; 2.эксперимент (лабораторный, естественный, на который ссылаются) +можно повторить, вмешаться и использовать сложную аппаратуру – неестественность испытуемого.  
10.Понятие личности. Личность - конкретный человек в системе его устойчивых социально-психологических характеристик. Личностью можно стать только в социальной среде. Личность выполняет определенные функции – роли (дочь, студентка и т.д.). Личностью не рождаются, а становятся. Становление личности происходит в ходе ее социализации. Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях.   11.Психологическая структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности. Структура личности – относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности, как целостного образования. Рубинштейн предлагал: направленность, познавательные процессы, индивидуально-психические свойства. Платонов К.К.: 1) направленность ( мировоззрение, убеждение, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения) – совокупность мотивов. 2) опыт - знания, умения, навыки, привычки. 3) познавательные процессы - (память, мышление, воображение, восприятие, ощущение, эмоции и воля). 4) биопсихические свойства – (темперамент, половые, возрастные, патологические особенности). 5) характер (формирование зависит от 4 групп) 6) способности (-||-) Фрейд выделил в человеке 3 компонента: id (источник довольствия) инстинкт агрессии и сексуальности, еgo (уравновесить требования ид и суперэго), superego (требования общества, нашедшее отражение в морали, запретах, законах). Эрик Берн выделил 3 состояния: родитель ( 2 типа: критикующие, поддерживающие )(запись событий от рождения до 5 лет, наставления, предостережения объяснение, как и, что делать), дитя (запись внутренних событий, собственных реакций приятные и неприятные эмоции на события) и взрослый (примерно к 5 годам запись родителя и дитя прекращается и начинается становление взрослого, именно здесь собираются, перерабатываются события и принимаются решения, взрослый постоянно развивается в обоих направлениях).   12.Активность личности. Потребности и мотивы и их иерархия. Источником активности личности являются ее потребности. Потребность – состояние известной нехватки, который организм старается восполнить. Эбрах Маслоу предложил мысль, о потребностях разных уровней, которые достигаются постепенно. (1 уровень – физиологические потребности; 2 уровень – потребность в безопасности; 3 уровень – потребность в любви и сообщности (потребность находится рядом с людьми, быть принятым и признанным ими); 4 уровень – потребности в уважении и самоуважении (желание достичь успеха, мастерства, силы, независимости и свободы; стремление к завоеванию престижа, уважения, превосходства, признания, значимости); 5 уровень – потребность к самоактуализации (потребность стать таким, каким человек может быть в идеале)). Мотивы – это побуждения к деятельности. Мотивы бывают осознанные и неосознанные, мы осознаем далеко не все мотивы, которые побуждают нас к деятельности. Неосознанные мотивы: влечения и установки. Осознаваемые мотивы: побуждения, мировоззрения, идеалы, интересы.   14.Направленность личности как система мотивов личности. Формы проявления направленности: интересы, мировоззрение, убеждения, идеалы и т.д. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Она характеризуется некоторыми качествами: уровень – общественная значимость направленности человека, широта – количество интересов, интенсивность – эмоциональная окраска, устойчивость – во времени. Формы направленности: влечение (смутное стремление), желание (осознанное стремление), интерес (стремление к познанию), склонность (стремление к деятельности), идеал (воплощение в конкретном образе), мировоззрение (система взглядов).  
15. Самооценка, уровень притязаний. Аффект неадекватности. В осознаваемом мотиве можно выделить цели. 2 феномена связанные с понятием цель: 1) уровень притязаний, как стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным; Успех = результат: уровень притязаний. 2 ) самооценка – «представляет собой принятие себя», совокупность оценок, сведений о себе, в сопоставлении с системой собственных ценностей. Самооценка может быть актуальной (то что уже достигнуто) и потенциальной (в будущем); адекватная (высокая, средняя, низкая) и неадекватная (завышенная и заниженная). Самооценка и уровень притязаний тесно связаны. Аффект неадекватности, когда самооценка занижена, а уровень притязаний завышенный. 16.Понятие о малой группе. Виды групп. Референтная группа. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее. Существуют различные виды групп: временные/постоянные, официальные/неофициальные, малые/большие. Малые группы – это достаточно устойчивые немногочисленные (от 3 до 20) объединения людей, связанных общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений и выработкой групповых норм. Признаки малой группы: соприсутствие людей, цель совместной деятельности, разделение ролей, эмоциональные отношения, групповая культура, правила. Референтная группа – группа, к которой человек стремится приобщиться, может быть реальной или воображаемой. Социометрия – методика изучения отношений в группе.   17.Процессы интеграции в малой группе: сплоченность, совместимость, ответственность. Механизмы восприятия другого человека: идентификация, рефлексия, стереотипизация. Настоящий сплоченный коллектив возникает не сразу, формируется постепенно:1.социально-психологическая адаптация =>2.неформальный актив =>3.ценностно-ориентированное единство. Основной силой группы является руководитель, лидер, который обладает определенными свойствами, делающими его таковым: уверенность в себе, острый ум, сильная воля, организаторские способности. Отношения в группе изучаются с помощью социометрии. Механизмы восприятия другого человека: идентификация – понимание другого через уподобление его характеристикам (студент – абитуриент); рефлексия – размышление, как другой человек воспринимает; стереотипизация – отнесение особенностей поведения, объяснение их причин уже известными явлениями.   19.Понятие о деятельности. Мотивы деятельности. Интериоризация и экстериоризация. Деятельность – внутренняя и внешняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Деятельность человека имеет сознательный характер: осознает цель и способы достижения, предвидит результат. В структуре деятельности выделяют цели (для чего?) и мотивы (почему?). Реализуется с помощью движений и действий. Компоненты: постановка цели, планирование работы, выполнение работы, проверка результатов, исправление ошибок, подведение итогов. Интериоризация – процесс перехода от внешнего реального действия к внутреннему идеальному (смотришь на пловца – понимаешь). Экстериоризация – процесс перехода от внутреннего идеального к внешнему реальному (вспоминаешь – делаешь).  
20.Мотивационная сфера личности. Мотивация и мотивировка. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация - процесс побуждения к действию определенными мотивами. Мотивационную сферу человека можно характеризовать по широте (количество интересов), гибкости (есть потребности, но нет средств к удовлетворению), иерархизированности (соподчинение мотивов). Виды мотивации: внутренняя мотивация – основана на желании выделится и придерживаться определенной модели поведения, ради ее самой; внешняя – основана на потребности вознаграждения и страхе наказания. Выделяют стороны внутренней мотивации: стремление к мастерству, желание хорошо работать, стремление к конкуренции. Мотивировка – преднамеренное объяснение своих действий.   21.Процесс формирования навыков в ходе упражнений, взаимодействие навыков. Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности, который вырабатывается в процессе практики. Формирование навыка:1.сначала выявляется двигательный состав движения (как делать, в какой последовательности (как надо плавать)). Ознакомление с двигательным составом движения, разъяснения. Потом наступает прояснение внутренней картины движения.2.автоматизация движений благодаря упражнениям. Навыки бывают: простые (умываться, чистить зубы), сложные (говорить на другом языке). Качества навыков: двигательные, мыслительные и навыки поведения. Навык требует значительных усилий при его формировании, и пределов совершенства навыков нет. Если навык не используется, то наступает деавтоматизация, то есть разрушение. Навыки взаимодействуют между собой. Это взаимодействие может выражаться в виде переноса, когда ранее сформированный навык облегчает формирование нового навыка. Интерференция – ранее сформированный навык препятствует формированию нового навыка.   22.Характеристика основных видов деятельности человека: игра, учение, труд. Выделяют 3 вида деятельности: игра, учение, труд. Игра – ее целью является сама игра, как деятельность, а не практические результаты. Побудителем игры является потребность в активности. Учение – специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение. Включает: усвоение информации об окружающем мире (продукт этого процесса – знание), освоение приемов и операций, из которых складываются все виды деятельности (продукт – навыки), овладение способами использования знаний в соответствии с условиями и целью задачи (продукт – умение). Труд – свойственная только человеку деятельность с использованием орудий труда, направленная на получение конкретного результата.   23.Понятие о внимании. Общая характеристика и значение внимания. Физиологические основы внимания. Проблема развития внимания.Внимание – сосредоточение психической энергии на объекте (объектах), которое обеспечивает его (их) наиболее ясное отражение. Внимание сопровождает любой познавательный процесс, любую деятельность. Внимание не может иметь своего продукта (если что-то запоминаем, продукт будет, а если внимательны, единственный плюс – улучшение деятельности). Внимание выполняет следующие важные функции: обеспечивает отбор существенных и отвлечение от несущественных раздражителей, удержание выполнение деятельности до ее завершения, регуляция и контроль над выполнением деятельности. С физиологической точки зрения в коре головного мозга возбуждаются одни нервные центры и тормозятся другие. Иначе говоря, физиологическая основа внимания – механизм, взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения. Это взаимодействие происходит на основе закона индукции нервных процессов Павлова.  

Наши рекомендации