Программа психологического анализа занятия
Групповых психологических занятий
По дополнительной подготовке в области психологии
|
Содержание дневника
1. Задачи практики
2. Календарное планирование
3. Психологический анализа занятий
4. Психодиагностические исследования
5. Протоколы индивидуальной работы
6. Справка-заключение
7. Рефлексия
Приложения
Организация психологической практики:
С 2.02-1.03 Вы будете работать вместе с педагогом-психологом школы, классным руководителем и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт.
1. Задачи практики:
2. Ознакомиться с планом деятельности педагога-психолога.
3. Составить примерную индивидуальную план -сетку на время практики с учётом основных видов деятельности текущей практики при согласовании с педагогом –психологом и классным руководителем.
3. Пополнить банк стандартизованных методик диагностики различных аспектов психологической жизни и развития ребёнка младшего школьного возраста.
4. Научиться подбирать инструментарий для диагностики ребёнка согласно задачам исследования и рекомендациям педагога-психолога или методиста.
5. Провести индивидуальное диагностическое исследование когнитивной сферы младшего школьника (возраст младшего школьника по выбору или заявке психолога) и его ближайшего окружения.
6. Представить протоколы исследования в дневнике;
7. Посетить 2 занятия по психологии
8. Составить конспект и провести занятие с группой детей;
9. Спланировать и осуществить индивидуальную поддержку ребёнка, опираясь на результаты диагностики и составить аналитическую справку.
10. Осуществлять самоанализ и самооценку реализации и результатов практики в ОУ, оценивать собственные достоинства и недостатки.
2.Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности
с2.02. по29.02
Составьте календарное планирование психологической практики на, согласно основным направлениям деятельности и представленному образцу.
В плане возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.
План –сетка студента на период практики
Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности 4ч | Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка 8 ч | Диагностика ближайшего окружения ребёнка 4ч | Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса 12ч | Психологическое просвещение родителей 2ч | Педагогическая рефлексия 2ч | |
2. 02 | Изучение плана психолога и кл руков. По психологическому сопровождению мл школьников Консультация педагога-психолога 2ч 12.00-13.30 | |||||
3.02 | Планирование собственной деятельности 2ч | |||||
4.02 | ||||||
6.02 | ||||||
7.02 | ||||||
8.02 | ||||||
9.02 | ||||||
10.02 | ||||||
11.02 | ||||||
13.02 | ||||||
14.02 | ||||||
15.02 | ||||||
16.02 | ||||||
17.02 | ||||||
18.02 | ||||||
20.02 | ||||||
21.02 | ||||||
22.02 | ||||||
24.02 | ||||||
25.02 | ||||||
27.02 | ||||||
28.02 | Составление памятки для родителей 2 ч | |||||
29.02 | Оформление документации 2ч |
Психологический анализ занятия
Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться как за всем классом, так и за отдельными учащимися. По ходу урока объекты наблюдения могут меняться.
Чтобы сделать содержательный психологический анализ психологического занятия необходимо чётко и полно его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема записи хода занятия:
Тема занятия:
Класс
Дата
Время
Цель
Деятельность педагога на занятии | Поведение класса | Поведение отдельных учеников | Психологическое истолкование отдельных моментов урока |
1. Три первые колонки заполняются в классе. Четвёртая колонка заполняется после посещение занятия («по свежим следам»). В ней необходимо подвергать факты разностороннему психологическому анализу. Например, постановку вопросов учителем при изложении материала следует рассматривать с точки зрения привлечения внимания, активизация мышления, возбуждения интереса и т.д.
2. На основе записи хода занятия и истолкования отдельных моментов урока необходимо его развёрнутый психологический анализ по следующей программе.
Программа психологического анализа занятия
· Создание положительной мотивации
· Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчёркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.
· О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.
· 2. Организация внимания.
· Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.
· О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.
· 3. Организация восприятия материала.
· Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).
· О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.
· 4. Организация работы памяти.
· Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.
· О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.
· 5.Организация деятельности мышления.
· Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.
· О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.