Программа психологического анализа занятия

Групповых психологических занятий

По дополнительной подготовке в области психологии

 
  Программа психологического анализа занятия - student2.ru

Студента (ки) _______________ 3 курса   АОУ СПО Педагогического колледжа №1 ___6 семестра 2011-2012учебного года Отделения Преподавание в начальных классах   Заведующая практикой   Руководитель практики________________  

Содержание дневника

1. Задачи практики

2. Календарное планирование

3. Психологический анализа занятий

4. Психодиагностические исследования

5. Протоколы индивидуальной работы

6. Справка-заключение

7. Рефлексия

Приложения

Организация психологической практики:

С 2.02-1.03 Вы будете работать вместе с педагогом-психологом школы, классным руководителем и индивидуально. Выполнять предложенные Вам задания и фиксировать полученный материал в данном дневнике. Методическую и психологическую помощь Вам будут оказывать психологи колледжа. По окончании практики Вы получите дифференцированный зачёт.

1. Задачи практики:

2. Ознакомиться с планом деятельности педагога-психолога.

3. Составить примерную индивидуальную план -сетку на время практики с учётом основных видов деятельности текущей практики при согласовании с педагогом –психологом и классным руководителем.

3. Пополнить банк стандартизованных методик диагностики различных аспектов психологической жизни и развития ребёнка младшего школьного возраста.

4. Научиться подбирать инструментарий для диагностики ребёнка согласно задачам исследования и рекомендациям педагога-психолога или методиста.

5. Провести индивидуальное диагностическое исследование когнитивной сферы младшего школьника (возраст младшего школьника по выбору или заявке психолога) и его ближайшего окружения.

6. Представить протоколы исследования в дневнике;

7. Посетить 2 занятия по психологии

8. Составить конспект и провести занятие с группой детей;

9. Спланировать и осуществить индивидуальную поддержку ребёнка, опираясь на результаты диагностики и составить аналитическую справку.

10. Осуществлять самоанализ и самооценку реализации и результатов практики в ОУ, оценивать собственные достоинства и недостатки.

2.Календарное планирование психологической практики по всем видам деятельности
с2.02. по29.02

Составьте календарное планирование психологической практики на, согласно основным направлениям деятельности и представленному образцу.

В плане возможна корректировка исходя из условий и потребностей в работе психолога.

План –сетка студента на период практики

  Особенности планирования психологической работы в образовательном процессе и внеурочной деятельности 4ч Диагностика индивидуальных особенностей ребёнка 8 ч Диагностика ближайшего окружения ребёнка 4ч Проектирование и осуществление психологической поддержки участников учебно-воспитательного процесса 12ч Психологическое просвещение родителей 2ч Педагогическая рефлексия 2ч
2. 02 Изучение плана психолога и кл руков. По психологическому сопровождению мл школьников Консультация педагога-психолога 2ч 12.00-13.30          
3.02 Планирование собственной деятельности 2ч          
4.02            
6.02            
7.02            
8.02            
9.02            
10.02            
11.02            
13.02            
14.02            
15.02            
16.02            
17.02            
18.02            
20.02            
21.02            
22.02            
24.02            
25.02            
27.02            
28.02         Составление памятки для родителей 2 ч  
29.02           Оформление документации 2ч

Психологический анализ занятия

Ученики – главный объект наблюдения. Наблюдение должно осуществляться как за всем классом, так и за отдельными учащимися. По ходу урока объекты наблюдения могут меняться.

Чтобы сделать содержательный психологический анализ психологического занятия необходимо чётко и полно его зафиксировать. Для этого предлагается следующая схема записи хода занятия:

Тема занятия:

Класс

Дата

Время

Цель

Деятельность педагога на занятии Поведение класса Поведение отдельных учеников Психологическое истолкование отдельных моментов урока
       

1. Три первые колонки заполняются в классе. Четвёртая колонка заполняется после посещение занятия («по свежим следам»). В ней необходимо подвергать факты разностороннему психологическому анализу. Например, постановку вопросов учителем при изложении материала следует рассматривать с точки зрения привлечения внимания, активизация мышления, возбуждения интереса и т.д.

2. На основе записи хода занятия и истолкования отдельных моментов урока необходимо его развёрнутый психологический анализ по следующей программе.

Программа психологического анализа занятия

· Создание положительной мотивации

· Требовательность к учащимся; апелляция к чувству долга и ответственности; создание проблемных ситуаций; связь с жизнью, подчёркивание важности материала; эмоциональность изложения; использование ТСО, интересных фактов и иллюстраций; постоянный контроль и оценка деятельности учащихся.

· О положительной мотивации учащихся можно судить по следующим проявлениям: внимательность учащихся, вопросы к учителю, активная работа учащихся, высказывание собственных суждений, инициативное обсуждение вопросов учащимися, рабочая обстановка в классе и т.д.

· 2. Организация внимания.

· Создание установок на сосредоточение внимания; последовательность и логичность изложения материала; подчёркивание важности и значимости материала; постановка вопросов к учащимся; использование наглядности и ТСО; эмоциональная насыщенность; оптимальный темп и ритм урока; внешний вид учителя и т.д.

· О сосредоточенности, устойчивости, распределении и переключении внимания свидетельствует: поглощённость деятельностью, отсутствие посторонних разговоров, занятий посторонними делами; соответствие ответов поставленным вопросам; длительность продуктивной работы; одновременное выполнение разных действий (слушание и ведение записей и т.д.); скорость перехода от одного задания к другому.

· 3. Организация восприятия материала.

· Чёткая постановка целей и задач урока; последовательность и доступность изложения; выделение существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (упражнения, наглядность, ТСО и т.д.).

· О точности и осмысленности восприятия свидетельствуют: выделение учениками в материале существенного, отсутствие ошибок в ответах; соответствие ответов поставленным вопросам.

· 4. Организация работы памяти.

· Последовательность и доступность изложения; создание установок на длительность, полноту, точность запоминания; постановка вопросов; включение запоминаемого материала в активную интеллектуальную обработку (сравнение, составление планов, схем и т.д.); эмоциональная насыщенность изложения; использование наглядности, ТСО.

· О проявлениях осмысленной и механической, произвольной и непроизвольной памяти свидетельствуют: ответы своими словами или дословное воспроизведение материала; свободное оперирование материалом или зависимость от ассоциаций; выделение существенных или второстепенных фактов и деталей.

· 5.Организация деятельности мышления.

· Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам, использование различных видов творческих работ.

· О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу: лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

Наши рекомендации