Психологическое обеспечение спортивной деятельности
XV.1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Как и любая другая, спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т. п. Если исходить из строения и функций организма, то спортивный результат определяется подготовкой исполняющих движение органов, функциональной тренированностью и совершенством нервно-психических механизмов регуляции движений, переживаний, поведения. Он падает при ослаблении любой из этих трех «несущих опор». Развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции и составляет суть психологического обеспечения спортивной деятельности. Таким образом, психологическое обеспечение спортивной деятель-
ности — это комплекс мероприятий, направленных на специаль-1 ное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена £ учетом задач тренировки и соревнования (см. схему).
I. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена jh его возможностей в определенных условиях спортивной деятель- ;| достиг особенностей протекания психических процессов, психиче-' гских состояний (актуальных и доминирующих), свойств личности, социально-психологических особенностей деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях. Проводится она для того, чтобы вгё последующем сформулировать психолого-педагогические и психо-
Схема психологического обеспечения спортивной тренировки и соревнования
гигиенические рекомендации и спланировать более эффективную систему воздействия на спортсмена.
II. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть направлены тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, родителям, товарищам и т. п. — всем, кто вступает в контакт со спортсменом и может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации имеют отношение к отбору учеников для занятий определенным видом спорта, к определенному тренировочному занятию или циклу, к соревнованиям вообще или конкретному соревнованию, к спортивному режиму.
III."Психологическая подготовка делится на психологическую подготовку тренера и психологическую подготовку спортсмена. В свою очередь, в психологической подготовке спортсмена выде-
ляют 4 раздела, тесно связанных между собой: а) психологическую подготовку к продолжительному нагрузочному трениро-И вочному процессу; б) общую психологическую подготовку к со^И ревнованиям; в) коррекцию психических состояний на заключи-и тельном этапе подготовки к ответственным соревнованиям; г) спе-Я циальную психологическую подготовку к конкретному соревноЛ ванию.
IV. Ситуативное управление состоянием и поведением спорт- 1 смена необходимо при недостатках в психологической подготовке,» когда требуется срочное влияние на психическое состояние спорт- 1 смена. Управление может осуществляться за день или в день 1 соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование)Л в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногдаЯ и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Анало-Я гично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных^ упражнений, после занятий либо в определенном тренировочноцЯ цикле.
Само по себе понятие «психологическое обеспечение» пред/^Я сматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-прак- 1 тических и организационных вопросов, где переплетаются задачиЯ психологии, педагогики и смежных дисциплин. Решение этих воЯ просов невозможно без соответствующих знаний о конкретныхЯ особенностях и условиях спортивной деятельности, о спортсмене, 1 тренере, их взаимоотношениях и т. п. Знания эти накапливаются 1 в процессе систематического изучения соответствующих объектовЯ и областей спортивной деятельности.
Психодиагностика в спорте, ее организация и методы описаны f в гл. XIV.