Методические рекомендации к написанию эссе

Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.

Примерная структура эссе:

- определение феномена,

- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,

- оценка данного феномена

- тенденции в развитии данного феномена.

Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.

Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:

- опубликованных работах,

- текстах лекций,

- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.

Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.

Оформление эссе.

Шрифт arial 14, межстрочный интервал - 1,5, текст на одной стороне листа. Общий объем работы - не более 5 страниц.

Примерные темы

1. Профессия педагога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.

2. Мое понимание ценностей педагогической деятельности.

3. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога.

4. Вечные нравственные ценности и работа педагога.

5. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.

6. Пути совершенствования личности педагога.

7. Место и роль профессионально-этического кодекса в педагогической работе.

8. Мое понимание профессионального долга педагога.

9. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе педагога.

10. Ценностные противоречия в педагогической: деятельности пути разрешения.

11. Культура этического мышления и культура поведения педагога: взаимосвязь и взаимовлияние.

12. Место и роль этикета в педагогической работе.

Тематика рефератов

Профессиональная этика педагога
1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог - профессия творческая?
3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
6. Внутренний и внешний имидж педагога.
7. Эмоциональный мир педагога.
8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
9. Нравственные коллизии отношений в учительской.

Этика и культура общения
10. Общение: искусство или наука?
11. Общение как ценность.
12. Творчество в общении и общение в творчестве.
13. Проблема понимания в общении.
14. Трагедия непонимания в общении.
15. Одиночество - альтернатива общения.
16. Симпатия и антипатия в общении.
17. Толерантность в общении: значение, границы, мера.
18. Человек - цель или средство общения?
19. " Барьеры" общения и их преодоление.
20. Общение и юмор.
21. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
22. Духовность и душевность в общении.
23. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
24. "Секреты" общения в семье.
25. Отцы и дети: парадоксы общения.
26. Дружба как высшая нравственная ценность.
27. Любовь как отношение и влечение.
28. Любовь мужчины и любовь женщины.
29. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.

30. Особенности управления различными группами сотрудников: женским коллективом, молодыми работниками, сотрудниками преклонного возраста.

31. Гендерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководителя.

Этикет и его нормы
32. Этикет: исторические корни и современный смысл.
33. Этикет народов мира.
34. Роль этикета в деловом общении.
35. Светский этикет.
36. Как вести себя в гостях.
37. Как принимать гостей.
38. Правила поведения за столом.
39. Современный речевой этикет.
40. Мода и этикет.

Вопросы к зачету

1. Профессиональная этика в системе общего и прикладного этического знания.

2. Исторические предпосылки развития профессиональной этики как науки

3. Специфика педагогической деятельности.

4. Моральные нормы отношения педагога к своему труду.

5. Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе «педагог – учащийся». Педагогика ненасилия.

6. Морально-психологические основы профессионально-делового общения в системе «педагог – педагог».

7. Культура межличностного общения: достижения и проблемы.

8. Нравственные и психо-эмоциональные основы общения.

9. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся.

10. Этикет в профессиональной культуре педагога.

11. Основные требования этикета.

12. Общие принципы и нормы этикетной культуры.

13. Этикет в речевой деятельности.

14. Правила поведения в общественных местах.

15. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.

16. Природа и сущность этики деловых отношений.

17. Профессиональная этика руководителя.

18. Моральный кодекс профессиональной этики педагогических работников.

19. Теоретические основы деонтологии в профессиональной деятельности.

20. Особенности делового общения с иностранными партнерами.

21. Понятие нравственного, профессионального и профессионально нравственного конфликта.

22. Объективное и субъективное в моральном конфликте.

23. Основные направления профилактики профессионально нравственной деформации.

24. Исторические предпосылки формирования деонтологии в логопедии.

25. Профессионально значимые качества учителя-логопеда.

26. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.

27. Характеристика профессиональной компетентности.

28. Синдром эмоционального самовыгорания учителя.

29. Профилактика эмоционального выгорания педагога.

30. Нравственные аспекты стилей и методов руководства.

Наши рекомендации