Методические рекомендации к написанию эссе
Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности, их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.
Примерная структура эссе:
- определение феномена,
- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,
- оценка данного феномена
- тенденции в развитии данного феномена.
Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.
Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:
- опубликованных работах,
- текстах лекций,
- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.
Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.). Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.
Оформление эссе.
Шрифт arial 14, межстрочный интервал - 1,5, текст на одной стороне листа. Общий объем работы - не более 5 страниц.
Примерные темы
1. Профессия педагога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
2. Мое понимание ценностей педагогической деятельности.
3. Место и роль идеала в профессиональной работе педагога.
4. Вечные нравственные ценности и работа педагога.
5. Место и роль этической системы педагогической деятельности в гуманизации общественных отношений.
6. Пути совершенствования личности педагога.
7. Место и роль профессионально-этического кодекса в педагогической работе.
8. Мое понимание профессионального долга педагога.
9. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе педагога.
10. Ценностные противоречия в педагогической: деятельности пути разрешения.
11. Культура этического мышления и культура поведения педагога: взаимосвязь и взаимовлияние.
12. Место и роль этикета в педагогической работе.
Тематика рефератов
Профессиональная этика педагога
1. Свобода и ответственность в деятельности педагога.
2. Педагог - профессия творческая?
3. Консерватизм - добро или зло в педагогической профессии?
4. Проблема дистанции в общении педагога и учащегося.
5. Уважение и унижение ребенка - в чем они проявляются?
6. Внутренний и внешний имидж педагога.
7. Эмоциональный мир педагога.
8. Нравственные аспекты оценки педагогического труда.
9. Нравственные коллизии отношений в учительской.
Этика и культура общения
10. Общение: искусство или наука?
11. Общение как ценность.
12. Творчество в общении и общение в творчестве.
13. Проблема понимания в общении.
14. Трагедия непонимания в общении.
15. Одиночество - альтернатива общения.
16. Симпатия и антипатия в общении.
17. Толерантность в общении: значение, границы, мера.
18. Человек - цель или средство общения?
19. " Барьеры" общения и их преодоление.
20. Общение и юмор.
21. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
22. Духовность и душевность в общении.
23. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
24. "Секреты" общения в семье.
25. Отцы и дети: парадоксы общения.
26. Дружба как высшая нравственная ценность.
27. Любовь как отношение и влечение.
28. Любовь мужчины и любовь женщины.
29. Отношение к женщине как показатель уровня культуры личности.
30. Особенности управления различными группами сотрудников: женским коллективом, молодыми работниками, сотрудниками преклонного возраста.
31. Гендерные аспекты менеджмента: женщины и мужчины руководителя.
Этикет и его нормы
32. Этикет: исторические корни и современный смысл.
33. Этикет народов мира.
34. Роль этикета в деловом общении.
35. Светский этикет.
36. Как вести себя в гостях.
37. Как принимать гостей.
38. Правила поведения за столом.
39. Современный речевой этикет.
40. Мода и этикет.
Вопросы к зачету
1. Профессиональная этика в системе общего и прикладного этического знания.
2. Исторические предпосылки развития профессиональной этики как науки
3. Специфика педагогической деятельности.
4. Моральные нормы отношения педагога к своему труду.
5. Принципы гуманизма и демократизма как основа общения в системе «педагог – учащийся». Педагогика ненасилия.
6. Морально-психологические основы профессионально-делового общения в системе «педагог – педагог».
7. Культура межличностного общения: достижения и проблемы.
8. Нравственные и психо-эмоциональные основы общения.
9. Роль педагога в формировании культуры общения учащихся.
10. Этикет в профессиональной культуре педагога.
11. Основные требования этикета.
12. Общие принципы и нормы этикетной культуры.
13. Этикет в речевой деятельности.
14. Правила поведения в общественных местах.
15. Этикет официальных и неофициальных мероприятий. Культура в одежде.
16. Природа и сущность этики деловых отношений.
17. Профессиональная этика руководителя.
18. Моральный кодекс профессиональной этики педагогических работников.
19. Теоретические основы деонтологии в профессиональной деятельности.
20. Особенности делового общения с иностранными партнерами.
21. Понятие нравственного, профессионального и профессионально нравственного конфликта.
22. Объективное и субъективное в моральном конфликте.
23. Основные направления профилактики профессионально нравственной деформации.
24. Исторические предпосылки формирования деонтологии в логопедии.
25. Профессионально значимые качества учителя-логопеда.
26. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении личности педагога.
27. Характеристика профессиональной компетентности.
28. Синдром эмоционального самовыгорания учителя.
29. Профилактика эмоционального выгорания педагога.
30. Нравственные аспекты стилей и методов руководства.