ПАКЕТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ. 1. «ПЕРЦЕПТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"(11)
ЛЕТ
ВОСПРИЯТИЕ
1. «ПЕРЦЕПТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"(11)
ЦЕЛЬ: выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа.
МАТЕРИАЛ: листы с 15 рисунками. В верхней части страницы дается изображение фигуры-образца (круг или квадрат). В нижней - расположенные в ряд различные круга или квадрата. Задания сгруппированы по сложности, которая определяется количеством деталей, составляющих фигуру-образец. В первых четырех заданиях для составления фигуры используются 2 части, отбираемые из шести; в последующих четырех - 3 из шести и в следующих четырех - 4 из шести.
Первые 3 задания - а, б и в – вводные, они не оцениваются.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь изображен круг, разделенный на 2 части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найди среди них те, из которых сложен образец и отметь крестиком». Взрослый просматривает правильность ответов и в случае необходимости указывает на ошибку.
«На следующей странице квадрат. Он разделен уже на 4 части. Найди эти части среди нижних фигурок и обозначь крестиком». Выполнение этого задания также проверяется.
«На третьей странице снова круг, но складывается он из 3 частей. Найди их и обозначь крестиками. Укажи карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».
Перед четвертым заданием говорится: «Теперь ты знаешь, что круг или квадрат можно сложить из частей: двух, трех или четырех. Смотри на эту картинку. Найди фигуры, из которых можно сложить точно такой же круг и поставь на них крестики. На следующих фигурах дела так же: находи и отмечай части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху».
Никаких дополнительных указаний не дается.
ОБРАБОТКА: за каждую правильно решенную задачу дается количество очков, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. То есть, за правильное решение задач 1-4 дается по 2 очка, 5-8 заданий - по 3 очка, 9-12 - по 4 очка. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно.
Максимальное количество баллов - 36.
Ключ:
Задание | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
Правильные ответы | 2 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1 1 5 4 4 5 4 4 2 4 2 2 2 2 5 5 4 5 4 4 3 5 5 5 5 6 |
ВНИМАНИЕ
1. «ШИФРОВКА»(17, модификация)
ЦЕЛЬ: изучение уровня концентрации, переключения внимания, зрительно-моторной координации и скорости образования нового навыка.
МАТЕРИАЛ: бланк с нарисованными фигурками (к субтесту "Шифровка" теста Векслера).
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри сюда, - показать верхний ряд фигур (ключ), - видишь, нарисована звездочка, а в звездочке - вот такая черточка (показать). А вот кружок, в нем видны две такие черточки, и т. д. по каждой фигуре. (Показать первый ряд) - Видишь, здесь фигурки такие же, но в них ничего не нарисовано. Давай с тобой нарисуем также как вот здесь (показать на ключ). Делай подряд первые 5 фигурок». После пяти пробных фигур включить секундомер. Время - 120 секунд.
Через каждые 30 сек. психолог отмечает (не останавливая работу ребенка) количество отмеченных им фигурок.
ОБРАБОТКА: оценка равна количеству правильно заполненных фигур за 120 секунд. При заполнении всех фигур менее, чем за 120 секунд даются дополнительные баллы.
Дополнительные баллы: 5 4 3 2 1
Время: 70 71-80 81-90 91-100 101-110 (сек)
Кроме того, определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за каждые 30 секунд.
В протоколе в две графы записываются следующие цифры: количество просмотренных ребенком знаков каждые 30" (например, 3-2-5-6) - в одну графу, общее количество просмотренных ребенком знаков за 2 минуты и количество ошибок (неверно проставленные знаки) - в другую (например, 20/1).
ПАМЯТЬ
СЛОВ»
ЗАПОМНИ КАРТИНКИ»
(описание методик см. в комплекте для 3 лет)
МЫШЛЕНИЕ
1. «СВОБОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ»(11, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня развития элементов логического мышления, уровня обобщения. При выполнении задания методики могут проявиться особенности организации деятельности.
МАТЕРИАЛ: набор карточек (20 штук) с предметными изображениями. Подбирать картинки следует так, чтобы можно было выделить группы (4 группы по 5 картинок в каждой) по существенному, понятийному признаку (растения, животные, транспорт, еда).
ИНСТРУКЦИЯ: «Разложи картинки по группам так, чтобы в каждой группе картинки походили друг другу».
Ребенок должен проанализировать изображение на картинках, выделить признаки, определить основание для классификации и разложить предложенные картинки на группы.
ОБРАБОТКА: оценка проводится по каждой собранной группе картинок.
3 балла - ребенок выделяет группу преимущественно по существенному признаку и называет ее (в том числе при назывании группы категории «еда» как «пища», «продукты»).
2 балла - ребенок выделяет группу по существенному признаку, но не называет ее.
1 балл - ребенок выделяет группу по несущественному признаку. Например, «что летает» - бабочка, самолет; «девочка носит платье» - девочка, платье и др.
0 баллов - невыполнение задания.
В протокол заносится общая сумма баллов по всем группам картинок.
Максимальное количество баллов - 12.
2. «СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»(11)
ЦЕЛЬ: выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме.
МАТЕРИАЛ: 9 страниц, на каждой из которых квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). В таблице слева расположены самые крупные фигуры (треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг), слева - те же фигуры, но самые мелкие. Под таблицей на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках. Номер фигуры соответствует номеру клеточки, куда она должна быть помещена.
Прилагаются крестики из черного картона. Их ребенок помещает в ту клеточку, в которую считает нужным поставить фигурки.
ИНСТРУКЦИЯ: перед вводной задачей ребенку говорят: «Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку (ребенок рассматривает таблицу). А теперь давай посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. Внизу под таблицей 3 фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их надо поставить, отмечены крестиками. Посмотри внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажи, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, взрослый исправляет ошибки) дается инструкция к основным заданиям:
«На следующей странице нарисованы другие три фигурки. Найди их места в таблице и отметь те клеточки, куда их надо поставить - положи туда черный крестик; на каждом листочке будешь отмечать по три клеточки».
ОБРАБОТКА: за каждую правильно отмеченную клеточку - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 24.
ВООБРАЖЕНИЕ
1. «ДОРИСОВЫВАНИЕ"
(описание методики см. в комплекте для 4 лет)
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ
КООРДИНАЦИЯ
1. «УЗОРЫ»(4, модификация)
ЦЕЛЬ: определение уровня сформированности мелкомоторных навыков, зрительно-моторной координации и глазомера.
МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги (1/4 стандартного листа) с нарисованными узорами (по 4 элемента каждого в начале строки). Узоры рисуются на бумаге простым карандашом (три различных узора), который предлагается затем ребенку для работы.
ИНСТРУКЦИЯ: «Посмотри, здесь, на листе бумаги нарисованы узоры. Они не закончены. Продолжи ряд точно также и рисуй узор до конца строчки».
Вся процедура занимает по времени около 5 минут.
ОБРАБОТКА: оцениваются результаты по каждому узору отдельно; в протокол записывается сумма баллов, набранных ребенком по всем трем узорам.
Оценка идет по 2 критериям - направление предполагаемой строки и размеры элементов:
8 баллов - размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки сохранено
7 баллов - нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено
6 баллов - нарушены размер и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки сохранено
5 баллов - размеры элементов соблюдены; направление предполагаемой строки нарушено (строка "ползет" вверх или вниз)
4 баллов - нарушен размер высоты или ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено
3 баллов - нарушены размеры и высоты и ширины элемента; направление предполагаемой строки нарушено
2 балла - разборчиво скопированы минимум 4 элемента подряд (размер элементов и направление предполагаемой строки не учитывается)
1 балл - разборчиво скопированы минимум 2 элемента подряд (размер элементов и направление предполагаемой строки не учитывается);
0 баллов - каракули (или вольный узор).
Максимальное количество баллов - 24.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
ЛЕСЕНКА»
(описание методики см. в комплекте для 3 лет)
ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ»
(описание методики см. в комплекте для 4 лет)
3. «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ»(8)
ЦЕЛЬ: изучение особенностей психоэмоционального состояния и способов реагирования в социуме.
МАТЕРИАЛЫ: лист бумаги формата А4 (210*297мм), размещенный горизонтально, простой карандаш.
ИНСТРУКЦИЯ: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его.
ОБРАБОТКА: выявляются показатели тревожности, агрессивности, трудности в общении, чувства неполноценности.
Тревожность:
штриховка - 0-3
преувеличенное внимание к деталям – 0-1
линия с сильным нажимом – 0-1
маленькая фигурка животного в самом низу листа – 0-1
фигура, вытянутая по горизонтали – 0-1
Агрессивность:
маленькие фигурки в самом верху листа (защитная) – 0-1
большая фигура внизу листа (выплеск нереализованных возможностей) – 0-1
фигура вытянута по вертикали – 0-1
когти, зубы, рога, кулаки, языки – 0-3
Чувство неполноценности:
маленькая фигура – 0-1
фигура в нижней трети листа – 0-1
слабая линия – 0-1
косая штриховка с сильным нажимом выходит за пределы контура – 0-2
Трудности в общении:
штриховка кругами – 0-2
броня, панцирь – 0-3
заборы, барьеры, ограждения – 0-2
4. «КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ»(13)
ЦЕЛЬ: выявление отношения ребенка к членам семьи; семейных отношений, которые вызывают тревогу рисующего; характер восприятия ребенком взаимоотношений с другими членами семьи и своего место в семье.
Тест состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения задания ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш 2М и резинка.
ИНСТРУКЦИЯ: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как хочешь». Во время рисования записываются все спонтанные высказывания ребенка, отмечается его мимика, жесты, фиксируется последовательность рисования. После того, как рисунок закончен, проводится беседа по следующей схеме:
1) кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи;
2) где работают и учатся члены семьи;
3) как в семье распределяются домашние обязанности;
4) каковы взаимоотношения ребенка с другими членами семьи.
ОБРАБОТКА: оценка ведется по пяти симптомокомплексам: БСС (благоприятная семейная ситуация), Т (тревожность), К (конфликтность в семье), ЧН (чувство неполноценности в семейной ситуации), В (враждебность в семейной ситуации).
Симптомо-комплекс | Симптом | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | 1.Общая деятельность всех членов семьи | 0-2 |
2.Преобладание людей на рисунке | 0-1 | |
3.Изображение всех членов семьи | 0-2 | |
4.Отсутствие изолированных членов семьи | 0-2 | |
5.Отсутствие штриховки | 0-1 | |
6.Хорошее качество линий | 0-1 | |
7.Отсутствие показателей враждебности | 0-2 | |
8.Адекватное распределение людей на листе | 0-1 | |
Тревожность | 1.Штриховка | 0-3 |
2.Линия основания - пол | 0-1 | |
3.Линия над рисунком | 0-1 | |
4.Линия с сильным нажимом | 0-1 | |
5.Стирание | 0-2 | |
6.Преувеличенное внимание к деталям | 0-1 | |
7.Преобладание вещей | 0-1 | |
8.Двойные или прерывистые линии | 0-1 | |
9.Подчеркивание отдельных деталей | 0-1 | |
Конфликтность в семье | 1.Барьеры между фигурами | 0-2 |
2.Стирание отдельных фигур | 0-2 | |
3.Отсутствие основных частей тела у фигур | 0-2 | |
4.Выделение отдельных фигур | 0-2 | |
5.Изоляция отдельных фигур | 0-2 | |
6.Неадекватная величина отдельных фигур | 0-2 | |
7.Несоответствие вербального описания | 0-1 | |
8.Преобладание вещей | 0-1 | |
9.Отсутствие на рисунке членов семьи | 0-2 | |
10.Член семьи, стоящий спиной | 0-1 | |
Чувство неполноценнос-ти в семейной ситуации | 1.Автор рисунка непропорционально мал | 0-2 |
2.Фигуры на нижней части листа | 0-2 | |
3.Линия слабая, прерывистая | 0-1 | |
4.Изоляция автора от других | 0-1 | |
5.Маленькие фигуры | 0-1 | |
6.Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | 0-1 | |
7.Отсутствие автора | 0-2 | |
8.Автор стоит спиной | 0-1 | |
Враждебность в семейной ситуации | 1.Одна фигура на другом листе или стороне | 0-2 |
2.Агрессивная позиция фигуры | 0-1 | |
3.Зачеркнутая фигура | 0-2 | |
4.Деформированная фигура | 0-2 | |
5.Обратный профиль | 0-1 | |
6.Руки раскинуты в стороны | 0-1 | |
7.Пальцы длинные, подчеркнутые | 0-1 |
КОММУНИКАТИВНАЯ СФЕРА
1. «ДВА ДОМА»(11)
ЦЕЛЬ: анализ взаимоотношений детей в группе детского сада.
МАТЕРИАЛ:
1).Картон, обклеенный прозрачной пленкой со схематическим рисунком: два дома рядом - красный и серый.
2).Список детей, составленный в следующем порядке: сначала старшие дети, потом младшие (если группа разновозрастная); сначала девочки, потом мальчики; дети с одинаковыми именами помещаются рядом. В списке записывают сначала имя ребенка, потом фамилию, которую называют при необходимости только для уточнения.
3).Протокол на каждого ребенка - горизонтально разлинованные листы. Нумерация линеек в протоколе совпадает с нумерацией в списке детей. Сверху записывают имя ребенка, в строке напротив его фамилии делают прочерк. Каждый лист протокола разделен вертикальными линиями на 4 части.
ИНСТРУКЦИЯ: взрослый показывает нарисованные 2 дома и говорит: «Мы сейчас с тобой поиграем. Как будто бы ты переехал в большой красивый красный дом. В этом доме ты самый-самый главный. Можешь поселить сюда и детей своей группы, кого захочешь. А кого не захочешь, можешь поселить в другой, серый, не очень красивый дом». Напротив фамилии названных детей в первой графе ставится цифра 2. Потом взрослый говорит: «Я совсем не знаю ваших ребят, поэтому объясни мне, почему ты хочешь, чтобы… (Оля, Маша и пр.) жил(а) в твоем доме?» Ответ ребенка записывается в первую широкую полосу напротив соответствующего имени.
"А кого бы ты не хотел поселить в свой дом, а отправил бы в серый?» В соответствующих местах ставиться -2. «А почему ты поселил бы… (Таню, Васю и пр.) в серый дом?». Ответ записывается в той же широкой полосе в соответствующих местах.
После этого спрашивают ребенка: «А куда бы ты поселил…?» и называют по списку остальных детей группы. Если ребенок помещает кого-то в красный дом, то напротив его имени ставится балл 1, если в серый - ставится балл -1. После прочтения всего списка и расстановки баллов задаются вопросы по каждому ребенку: «А почему ты поселил его в красный (серый) дом?» Ответы фиксируются в той же первой широкой полосе.
После беседы со всеми детьми в каждый протокол из других протоколов в графу 2 вносят данные всех детей группы. Во вторую широкую полосу вносят из остальных протоколов аргументы, почему этого ребенка отправлял тот или иной член группы в указанный дом.
На следующий день каждого ребенка приглашают вторично: «Я поиграла со всеми, и все, как и ты распределили детей по домам. Как ты думаешь, кто поселил тебя в красный дом, а кто - в серый?» Зачитывается весь список по порядку, и все предположения ребенка фиксируются в графе третьей протокола. Если ребенок думает, что его взяли в красный дом, в графе 3 ставят 2, если в серый, то ставят -2. Вопрос: «Почему ты думаешь, что он(а) поместил(а) тебя в этот дом?»
ОБРАБОТКА: подсчитывается количество положительных выборов (в красный дом) по всем трем графам. Под каждой графой ставят соответствующую цифру. Рядом: внизу, проставляется сумма совпадений (взаимных выборов) граф 1 и 2. Затем суммируются положительные совпадения по графам 2 и 3; 1 и 3; 1, 2, 3.
Таким образом, в протоколе каждого ребенка подсчитывают 7 параметров (баллы):
1.Количество выборов самого ребенка (графа 1).
2Количество выборов этого ребенка другими детьми (гр. 2).
3.Количество предполагаемых ребенком выборов его другими детьми (гр. 3).
4.Количество взаимных выборов (гр. 1 и 2).
5.Количество совпадений реальных и предполагаемых выборов (гр.2 и 3).
6.Количество совпадений собственных и предполагаемых выборов (гр.1 и 3).
7.Количество взаимных и предполагаемых выборов (гр. 1, 2, 3).
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
1). К методике «Два дома»:
Образец списка детей (на группу).
№ п/п | Имя, фамилия | Место для протокола |
Лена Т. | ||
Лена к. | ||
Настя о. | ||
… |
Образец протокола (на каждого ребенка).
(код, фамилия, имя, отчество)
Номер | Выборы | Высказывания | ||||
… |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
2). К методике «Дорисовывание».
Таблица для определения балла «Оригинальность».
№ кате- | КАТЕГОРИЯ | В О З | Р А С ГРУП | Т Н ПА, | А Я лет |
гории | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
Автомобильные части | |||||
Алфавит | |||||
Аэрофлот | |||||
География, ландшафт (камень, море) | |||||
Геометрия (куб, площадка для игры, пятно) | |||||
Деньги | |||||
Дерево (все породы, декоративные растения) | |||||
Домашние вещи (кроме мебели) | |||||
Дорога (улица, перекресток, светофор) | |||||
Емкости | |||||
Животные и их части | |||||
Жидкость | |||||
Звуки (радар, радио, гидролокатор) | |||||
Здания, строения | |||||
Игрушки | |||||
Инструменты (в т.ч. нож, ключ) | |||||
Искусство, материалы искусства (карандаш, картина, рисунок) | |||||
Книги | |||||
Кожаные вещи: бумажник, портфель | |||||
Космические тела (планеты, Солнце как планета) | |||||
Лестница (ступенька лестницы в доме) | |||||
Линии (волосы, бельевая веревка, провод, столбы) | |||||
Лицо | |||||
Мебель | |||||
Медицинское | |||||
Музыкальное (ноты, пианино, флейта, колокольчик) | |||||
Насекомые и пресмыкающиеся | |||||
Наука (осциллоскоп, телескоп) | |||||
Одежда, обувь, украшения | |||||
Окна (отверстия) | |||||
Оружие (пуля, пушка, динамит, бомбы, ракеты) | |||||
Отдых, развлечения (стойки для упражнений, качели) | |||||
Оформление | |||||
Письменные принадлежности (конверт, записка) | |||||
Пища | |||||
Погода, времена года, явления природы | |||||
Полотно (скатерть, простыня, одеяло, шторы, ширмы) | |||||
Приборы (часы, очки ) | |||||
Птицы | |||||
Рамы (от картин) | |||||
Растения (в т.ч.грибы) | |||||
Рыба и морские животные | |||||
Сказочные герои (в т.ч. ангел, привидение, робот) | |||||
Светильники | |||||
Символы | |||||
Спорт | |||||
Стройматериалы | |||||
Табак (сигарета, сигара, трубка) | |||||
Телевизор | |||||
Транспорт водный | |||||
Транспорт наземный | |||||
Тюрьма | |||||
Убежище, кров, но не строительные здания: (шалаш, будка) | |||||
Упаковка (сумка, корзинка) | |||||
Фрукты, овощи | |||||
Хранения, склады (элеватор, сейф, почтовый ящик) | |||||
Цветы | |||||
Цифры | |||||
Части строений (ступеньки, труба, дверь, лифт, ворота) | |||||
Человек (мальчик, клоун, девочка, индеец) | |||||
Швейные принадлежности | |||||
Школа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1). К методике «Тест тревожности».
Ситуация | Лицо | Высказывания | |
веселое | Печальное | ||
1.Игра с младшим ребенком | |||
2.Ребенок и мать с младенцем | |||
3.Объект агрессии | |||
4.Одевание | |||
5.Игра со старшим ребенком | |||
6.Укладывание спать в одиночестве | |||
7.Умывание | |||
8.Выговор | |||
9.Игнорирование | |||
10.Агрессивность | |||
11.Уборка игрушек | |||
12.Изоляция | |||
13.Ребенок с родителями | |||
14.Еда в одиночестве |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анастази А. Психологическое тестирование, в 2 книгах, - М., 1982.
2. Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека (для детей) / под ред., И.А.Полищука и А.Е.Ведренко. - М., 1992.
3. Диагностика умственного развития дошкольников /под ред. Л.А.Венгера и В.В.Холмовской. - М., 1978.
4. «Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет)”»- Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В., Холмовская В.В., М., серия «Психологическая диагностика». 1993.
5.О.М.Дьяченко «Развитие воображения дошкольника», Международный Образовательный и Психологический Колледж Психологический Институт РАО, М., 1996.
6.Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - 1998.
7.Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников, Шумакова Н.Б., Шебланова Е.И., Щербо Н.П.// Вопросы психологии. 1991, N 1.
8. Н.Л.Кряжева «Кот и пес спешат на помощь» - Ярославль, «Академия, К», 2000.
9.Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», - Ярославль, «Академия развития», 1996.
10.Немов Р.С. Психология. Кн.3 Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М., 1995.
11.“Психолог в детском дошкольном учреждении”. Методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т.В.Лаврентьевой. - 1996.
12."Развитие восприятие в раннем и дошкольном детстве", под ред.А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, М., 1996.
13. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. “Графические методы в психологической диагностике” - М., 1992.
14.Л.Ф.Тихомирова, "Развитие познавательных способностей детей", Ярославль, Академия развития, 1996.
15.Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества. (Хрестоматия по обшей психологии. Психология мышления. М., 1981
16. Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина, «Практикум по детской психологии», М. Просвещение, Владос, 1995.
17. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера. Адаптированный вариант. - Санкт-Петербург, 1993.