V. "Картахенский пакет" 2002 года: укрепление ЮНЕП

На Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров в 2002 году было принято решение о международном экологическом руководстве, которое часто называют "Картахенский пакет". Картахенский пакет призывает к:

а) укреплению роли, авторитета и финансового положения ЮНЕП;

b) укреплению научной базы ЮНЕП;

с) поддержке создания потенциала, передаче технологий и координации на страновом уровне;

d) ) улучшению координации и сотрудничества в рамках всей системы ООН.

VI. Балийский стратегический план 2005 года: создание потенциала и техническая поддержка

В феврале 2005 года Совет управляющих принял Балийский стратегический план по оказанию технической поддержки и созданию потенциала. Балийский стратегический план требует от ЮНЕП более гибкого реагирования на потребности стран.

ЮНЕП подготовила «Среднесрочную стратегию на 2010‑2013 годы», характеризующую следующий этап эволюции ЮНЕП, которая становится более эффективной и действенной, отвечающей ожиданиям правительств в плане реагирования на глобальные экологические вызовы и возможности. Среднесрочная стратегия основана на мандате ЮНЕП, который постоянно эволюционировал с момента создания ЮНЕП в 1972 году.

Стратегический курс, приведенный в Стратегии, дает четкий ориентир для программ работы ЮНЕП. ЮНЕП наметила для себя шесть основных направлений деятельности. В Стратегии определены средства, которые будут использоваться ЮНЕП для реализации намеченных целей, равно как и институциональные механизмы, которые будет необходимо создать для получения эффективных и действенных результатов. Выбор приоритетов диктовался научными знаниями, областями, в которых ЮНЕП обладает сравнительными преимуществами, мандатом ЮНЕП, приоритетами, озвученными на глобальных и региональных форумах.

Шестью сквозными тематическими приоритетами в английском алфавитном порядке являются:

a) изменение климата;

b) катастрофы и конфликты;

c) экосистемное управление;

d) экологическое руководство;

e) вредные вещества и опасные отходы;

f) эффективность использования ресурсов ‑ устойчивое потребление и производство.

Задание 4.Выписать из «Среднесрочной стратегии на 2010‑2013 годы» (табл. 1) планируемые решения по реализации каждой из позиций мандата на примерах различных направлений планируемой деятельности.

Положение мандата Тематический приоритет Стратегии Решение по реализации
1. Анализ состояния окружающей среды в мире Изменение климата ………………………
     

С 1997 г. ЮНЕП публикует доклады "Глобальной экологической перспективы" (ГЕО), содержащие анализ взаимодействия общества и окружающей среды, обеспечивая координацию научных исследований, завершившихся подготовкой четырех докладов ГЕО в 1997, 1999, 2002 и 2007 годах.

В докладах предпринимается попытка отойти от традиционных схем оценки состояния окружающей среды, в центре которых находились ее ресурсы, а не проблемы, связанные с человеком. Для наглядности изложения материала в докладах ГЕО в качестве исходных пунктов оценки приняты отдельные компоненты окружающей среды. Постоянно подчеркивается комплексный характер экологических проблем, при необходимости совместно анализируются отдельные компоненты и воздействия. Описания и анализ даются в основном на глобальном и региональном уровнях, однако при необходимости проводится дифференциация и по субрегионам.

В докладе ГЕО-3 (2002) основное внимание уделено комплексной оценке тенденций изменения окружающей среды за тридцать лет, прошедших после Стокгольмской конференции 1972 года; он представляет собой краткое изложение соответствующих проблем и приурочен к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР).

Выпуск доклада ГЕО-4 в 2007 г. совпадает с двадцатой годовщиной издания доклада Всемирной комиссии по проблемам окружающей среды и развитию "Наше общее будущее" (1987), который использован в качестве базиса для оценки прогресса, достигнутого при решении важнейших проблем окружающей среды и развития человечества. В ГЕО-4 изложено следующее: обзор проблем окружающей среды; состояние и тенденции окружающей среды в период с 1987 по 2007 год; антропогенные факторы изменения окружающей среды; прогноз на будущее в рамках четырех вероятных сценариев; возможные варианты стратегий обеспечения устойчивости в будущем.

Таблица 1. Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2010‑2013 годы

  Цели Ожидаемые достижения
Изменение климата Укрепление способности стран включать меры реагирования на изменение климата в процессы национального развития Показатель воздействия: количество стран, осуществляющих нормативные и политические реформы в ответ на изменение климата · Растущее включение планирования мер по приспособлению к изменениям, финансирования и затратоэффективных превентивных действий в процессы национального развития на основе научных данных, комплексных оценок воздействия климата и местных климатических данных · Принятие странами обоснованных политических, технологических и инвестиционных решений, ведущих к сокращению выбросов парниковых газов и потенциальным попутным выгодам с упором на чистые и возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и энергосбережение · Внедрение усовершенствованных технологий и постепенный отказ от использования устаревших технологий при финансировании из частных и государственных источников, включая Механизм чистого развития · Растущее связывание углерода благодаря улучшению землепользования, уменьшению темпов обезлесения и деградации земель · Предоставление директивному руководству и переговорщикам на страновом уровне, гражданскому обществу и частному сектору доступа к соответствующим научным знаниям и информации по вопросам изменения климата, необходимым для принятия решений
Катастрофы и конфликты Сведение к минимуму экологических угроз для благосостояния людей в результате экологических причин и последствий конфликтов и катастроф Показатель воздействия: рост общегодовых природоохранных инвестиций в деятельность по противодействию катастрофам и конфликтам со стороны Организации Объединенных Наций и партнеров по развитию · Проведение государствами деятельности по рациональному природопользованию, которая способствует уменьшению риска катастроф и предотвращению конфликтов · Смягчение острых экологических рисков, порождаемых конфликтами и катастрофами · Осуществление такого процесса посткризисной оценки и восстановления, который способствует улучшению природопользования и устойчивому использованию природных ресурсов
Экосистемное управление Использование странами экосистемного подхода для повышения уровня благосостояния людей Показатель воздействия: увеличение доли природоохранного бюджета, ассигнуемой на экосистемное управление · Растущее включение странами и регионами экосистемного управления в процессы развития и планирования · Обретение странами и регионами потенциала пользоваться инструментами экосистемного управления · Начало внесения странами и регионами корректив в свои экологические программы и финансирование для решения проблем ухудшения качества отдельных первоочередных экосистемных услуг
Экологическое руководство Укрепление экологического руководства на страновом, региональном и глобальном уровнях для решения согласованных первоочередных задач в области окружающей среды Показатель воздействия: увеличение доли государственного бюджета, ассигнуемой на окружающую среду; количество принятых правительством юридических и институциональных основ, направленных на расширение полномочий в области охраны окружающей среды · Растущая слаженность действий системы Организации Объединенных Наций в международных процессах принятия решений, связанных с окружающей средой, в том числе в рамках многосторонних природоохранных соглашений · Растущее осуществление государствами своих природоохранных обязательств и достижение их первоочередных задач, целей и показателей в области охраны окружающей среды путем укрепления законодательства и институтов · Все более широкий учет соображений экологической устойчивости в национальных процессах в области развития и в общих процессах странового программирования Организации Объединенных Наций · Предоставление национальным и международным заинтересованным субъектам доступа к обоснованным научным и политическим рекомендациям, необходимым для принятия решений
Вредные вещества и опасные отходы Сведение к минимуму воздействия вредных веществ и опасных отходов на окружающую среду и человека Показатель воздействия: растущее соблюдение международных режимов регулирования химических веществ и опасных отходов; количество вредных химических веществ, производство и применение которых было ограничено · Расширение потенциала и финансовой базы государств и других заинтересованных субъектов в области оценки, регулирования и сокращения рисков для здоровья людей и окружающей среды, порождаемых химическими веществами и опасными отходами · Предоставление государствам и другим заинтересованным субъектам последовательных международных политических и технических рекомендаций для регулирования вредных химических веществ и опасных отходов на более обоснованной с точки зрения охраны окружающей среды основе, в том числе путем использования более эффективных технологий и наилучших видов практики · Разработка надлежащей политики и систем контроля за вредными веществами, вызывающими глобальную озабоченность, в соответствии с международными обязательствами государств
Эффективность использования ресурсов Осуществление добычи, переработки и потребления природных ресурсов на более экологически устойчивой основе Показатель воздействия: количество правительств, осуществляющих политические реформы; количество инициатив частного сектора, способствующих более эффективному и менее загрязняющему окружающую среду использованию природных ресурсов · Увеличение эффективности использования ресурсов и сокращение загрязнения по отношению к жизненному циклу продукции и цепочкам снабжения · Увеличение инвестиций в эффективные, чистые и безопасные методы промышленного производства путем проведения государственной политики и деятельности частного сектора · Выбор потребителями более эффективной с точки зрения использования ресурсов и экологически дружественной продукции

Наши рекомендации