Методика «Направленность личности»

Авторы В. Смейкал и М. Кучер.

.Эта методика, имеющая еще название «Ориентировочная анкета», позволяет выявить три вида направленности личности: на себя, на взаимоотношения и на задание (деловая направ­ленность).

Направленность на себя отражает, в какой мере испытуемый описывает себя как чело­века, ожидающего прямого вознаграждения и удовлетворения независимо от того, какую ра­боту и с кем он выполняет. В представлении такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности, показать свои личные трудности, приобрести достоинство, уважение или общественный статус, быть аг­рессивным или господствовать. Такой человек интроспективен, властен, не реагирует на по­требности окружающих его людей. Он занимается преимущественно собой, игнорирует лю­дей или работу, которую обязан выполнять.

Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой человек ста­рается поддержать хорошие взаимоотношения, но лишь «на поверхности», что часто препят­ствует выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Такой че­ловек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы.

Направленность на задание отражает интенсивность, с которой человек выполняет за­дание, решает проблемы, и в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с кол­лективом, если это повысит эффективность группы. В коллективе он стремится отстоять свое мнение, которое считает полезным для работы.

Инструкция

Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами а, б, в.

Дав ответы по опроснику, вы получите ориентировочную информацию о некоторых осо­бенностях вашей личности. Из ответов по каждой позиции выберите тот, который лучше все­го выражает вашу точку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа за­пишите в графе «больше всего» бланка для ответов. Затем выберите ответ, менее всего соот­ветствующий вашему мнению, и поставьте его букву в графе «меньше всего».

Бланк для ответов

№ п/п ■ Больше всего Меньше всего
i 2 30 а, б, в а, б, в а, б, в а, б, в а, б, в а, б, в

Текст опросника

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) высокая оценка твоей работы; б) созна­ние того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком; в) из­бранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, кто: а) имеют индивидуальный подход к уча­щимся; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброже­лательную атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей, тех кто: а) не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) создают представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.

5. Я рад, если мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех: а) с которыми складываются хорошие отношения;

б) которые могут сделать больше, чем другие; в) на которых всегда можно положиться.

7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) кто может быть увлеченным человеком; в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отде- . ла; в) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил: а) игры с друзьями; б) успевать во всех своих делах;

в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда: а) я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться в: а) подготовке учащихся к работе по спе­циальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) воспи­тании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократичная атмосфера; б) человек те­ряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициа­тивы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; б) для любимых дел и самообразования; в) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на Максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичны­ми людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграж­даются.

15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой ра­боты; в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в сове­ты коллективов, в депутаты, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссии по" разбирае­мым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем; а) оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важного задания; в) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; б) с удо-вольствием работают совместно; в) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство (начальника), которое: а) требовательно; б) пользуется авторите­том; в)доступно.

24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) начальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) о жизни замечательного, известного человека; в) из серии «сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть: а) ди­рижером; б) солистом; в) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами; б) в развлечениях с друзьями; в) занимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; б) выполнить преж­де всего свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу.

Об*' ботка результатов и выводы

За каждый ответ в рубрике «больше всего* испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов.

Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испыту­емый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вто­рую рубрику).

Направленности человека на себя соответствуют ответы со следующими номерами: 1а, 2б,3а,4а,5б,6в,7а,8в,9в, 10в, 116, 126, 13в, 14в, 15а, 166, 17а, 18а, 19а, 20в, 21в, 22в, 236, 24в, 256, 266, 27а, 286, 29а, ЗОв.

Направленность на взаимоотношения характеризуется ответами со следующими номе­рами: 1в,2в,3в, 4б,5а,6а,7в, 8б,9а, 106, Ив, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 19б,20в,21а, 22а, 23в, 24 а, 25а, 26а, 276, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание определяется по ответам со следующими номерами: 16, 2а, Зб,4в,5в,бб,7б,8а,9б, 10а, Па, 12в, 136,146,156,16а, 176,186,19в,20а,216,226, 23а, 246, 25в, 26в, 27в, 28а, 296, 306.

Наши рекомендации