Историческое развитие взглядов на предмет психологии
Основные направления в психологии.
После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:
• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология.
Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно.
Психоанализ, или фрейдизм, – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.
Гешталътпсихология[9] – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа.
Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека.
Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.
Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.
Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.
Структура современной психологии.
Соотношение житейской и научной психологии.
Психические явления, их сущность и классификация. Основные психические процессы. Психические свойства. Психические состояния. Психические образования.
Методы исследования в психологии.
Различные теоретические воззрения на природу психики.
Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика. Основные функции психики.
Структура психики человека: сознание, бессознательное, подсознание.
Структура сознания. Сознание и самосознание. Соотношение сознания и бессознательного.
Состояния измененного сознания.
Психика и организм.
Эволюционные предпосылки человеческой психики.
Психика, поведение и деятельность.
Ощущение, их свойства и виды.
Восприятие, его свойства и закономерности.
Общая характеристика представления.
Внимание, виды и свойства внимания.
Воображение, его функции и виды.
Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.
26. Мышление, содержание мышления, его виды и формы.
Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.
Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
Стресс и его особенности.
Формы переживания чувств. Виды чувств.
Воля и ее характеристика.
Структура и этапы волевого действия.
Понятие и структура личности.
Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.