Историческое развитие взглядов на происхождение государства

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Теория государства и права являет собой совокупность знаний и представлений об общих закономерностях воз­никновения, развития и функционирования государства и права. Теория государства и права относится к фундамен­тальным юридическим наукам и является общей, теорети­ческой, гуманитарной дисциплиной. Кроме общих законо­мерностей возникновения, развития и функционирования государства и права она изучает вопросы, касающиеся об­щих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т. д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящи­еся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования го­сударства и права (правотворчества, правоотношений, за­конности, правопорядка и др.).

В составе метода теории государства и права выде­ляют три элемента: философские подходы, принципы по­знания и приемы (методы) исследования. Философские подходы характеризуются многообразием философских подходов или плюрализмом. К основным принципам по­знания современной отечественной теории государства и права относятся: принцип плюрализма, принцип объектив­ности, принцип всесторонности и принцип историзма.

Методы исследования подразделяют на общие, специ­альные и частные. К общим методам относят методы, вы­работанные философией: методы анализа, синтеза, моде­лирования, сравнительный метод, системный метод и др. [(специальным методам относят методы, которые выработа­ны специальными дисциплинами: математические, кибер­нетические, статистические, конкретно-социологические и др. К частным методам относят методы, которые выра­батываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками: формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравни­тельного правоведения и некоторые другие.

К наукам, с которыми наиболее тесно взаимодей­ствует теория государства и права, относятся философия (в основном социальная философия), общая социоло­гия, экономическая теория, политология, культурология и история, в которые частным образом входят вопросы государства и права. В системе юридических наук она наибольшим образом связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений, в не­сколько меньшей степени - с отраслевыми юридически­ми науками, и только частично - с прикладными юриди­ческими дисциплинами. Для всех юридических наук по­ложения и выводы теории государства и права являются отправными, базовыми, но взаимодействие теории государства и права с другими юридическими науками носит двусторонний характер, то есть имеет с ними прямую и обратную связь.

Наиболее значимыми для характеристики науки тео­рии государства и права являются пять функций:гносео­логическая (познавательная), практико-организационная, идеологическая, прогностическая и методологическая.

Гносеологическая функция выражается в том, что тео­рия государства и права познает государство, право и дру­гие государственные и правовые явления, получает о них необходимые знания, объясняет их с научных позиций. Практико-организационная функция (или праксеологическая) выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершен­ствование государственно-правового строительства, за­конодательства, юридической практики. Идеологическая функция характеризуется тем, что теория государства и права аккумулирует различные идеи, взгляды, представ­ления о государстве и праве, вырабатывает определен­ные идеологические ориентиры, связанные с объяснени­ем государственно-правовых явлений. Прогностическая функция состоит в том, что теория государства и права прогнозирует будущее государственно-правовых явлений, выявляя закономерности их развития. Методологическая функция выражается в том, что теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех других юридических наук.

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

По мере развития государство совершенствуется и превращается в четко организованный механизм. Государ­ство - это организация политической власти, необходи­мая для выполнения как сугубо классовых задач, так и об­щих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, вхо­дящих в политическую систему общества, рядом суще­ственных признаков:

1) в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального предста­вителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенной вла­сти;

3) издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;

4) имеет сложный механизм (аппарат) управления об­ществом, разносторонними социальными сферами и про­цессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (веще­ственных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций, использует государственно-властный ха­рактер своих полномочий;

5) является единственной в политической системе ор­ганизацией, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, по­лиция и т. д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;

6) располагает вооруженными силами и органами без­опасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;

7) имеет тесную связь с правом, представляющим со­бой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государствен­ный регулятор общественных отношений.

Вопросом, что такое государство, задавались мыслите­ли еще в древности. Марк Туллий Цицерон отождествлял государство с общим правопорядком, через два тысяче­летия Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предо­ставления исключительного права принуждения только органам государства». Но в основном все сходились, что государство создано ради поддержания правопорядка, видели в этом его суть и главное назначение. Однако это лишь один из признаков государства. В новое время суть государства определяли как совокупность людей, террито­рии, где они живут, и власти. Л. Дюги выделял четыре эле­мента государства: 1) совокупность человеческих индиви­дов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

Одни ученые отождествляли государство со страной, другие - с обществом или кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Наиболее точной будет сле­дующая формулировка: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государствен­ного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, закон­ность и правопорядок.

По сути, государственная власть является разновид­ностью социальной власти, однако имеет особенности, заключенные в ее политической и классовой природе. По­скольку деление на классы содержит в себе антагонизм, то сложилось негативное отношение к органам власти и ли­цам, ее олицетворяющим, это породило социальный миф, что всякая власть - зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф приводит к появле­нию проектов свертывания государственного управления, умаления роли, а то и уничтожения государства. Но если власть находится в руках народа, она становится благой силой, способной управлять действиями и поведением лю­дей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулиро­вания, принуждения. Другой особенностью является то, что субъект и объект власти не совпадают, властвующий и подвластные разделены.

В обществе с классовыми антагонизмами властвую­щим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными - отдельные лица, социальные, на­циональные общности, классы. В демократическом обще­стве возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член общества он вправе быть носителем и источником власти. Он имеет право участво­вать в формировании выборных органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформи­рования. Право и долг гражданина - участвовать в при­нятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии.

При демократическом режиме нет только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъ­ектом власти. Но и в самом демократическом государстве полного совпадения субъекта и объекта нет: если демо­кратическое развитие приведет к полному совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в общественную, без органов государства и государственного управления.

Реализацию своей власти государство осуществляет через органы государственного управления, воздействуя на все общество и решая необходимые задачи. Эти органы образуют аппарат или механизм государственной власти. Но олицетворять государственную власть с высшими ор­ганами управления неправильно. Народ имеет право при­нимать решения через референдум, а власть принадлежит не органам власти, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может обладать разным уровнем силы. Но в любом случае она имеет предметно-материальные источники силы - вооруженные органи­зации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Ор­ганизованная сила является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта.

Сущность государства определяет его назначение, со­держание и функционирование. Эта сущность зависит от того, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Если власть оказывает­ся в руках узкой группы заинтересованных лиц, эта груп­па скрывает свои интересы, выдает за общесоциальные и общенациональные. Осмысливая сущность государства, ученые разработали несколько теорий.

Теория элит. Появилась в XX в. Сторонники теории считают, что народ не способен самостоятельно осуществлять власть, поэтому она должна принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую эли­ту не сменит другая.

Технократическая теория. Согласно этой теории, вла­ствовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять потребности общества и находить оптимальные пути его развития.

Демократическая доктрина. Ее сторонники считают, что первоисточником и первоносителем власти является народ, а государственная власть должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Марксистская доктрина появилась в XIX в. Ее осно­ватели исходили из постулата, что государство существует, пока существуют классы. Поэтому политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах: экономически господствую­щий класс становится политически господствующим, осу­ществляющим свою диктатуру, не ограниченную законом и опирающуюся на силу и принуждение.

Теория примирения классов. По этой теории деятель­ность государства, обусловленная классовыми противоре­чиями, доминирует лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной ча­сти общества другой. Но когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения, а общество - от разрушения. Так оно выпол­няет определенные функции в интересах всего общества.

На современном этапе в демократических странах го­сударство постепенно становится эффективным механиз­мом преодоления общественных противоречий не путем насилия и подавления, а путем достижения общественно­го компромисса. На первый план в развитом демократиче­ском обществе выходит социальная сторона государства.

ТИП И ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Важнейшей категорией теории государства и права яв­ляется понятие типа государства. Существует два подхода к этому вопросу - формационный и цивилизационный.

Формационный подход. В советское время именно этот подход считался единственно верным и научным. Он основан на марксистском учении о типе государства. Суть его в том, что выяснение типа государства основывает­ся на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов со­ответствует определенный тип государства.

Для определения типа государства необходимо было ответить на три вопроса: а) какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство; б) орудием какого класса оно является; в) каково социальное назна­чение данного государства.

Формационный подход оперирует термином тер­мин «исторические типы государства». Их четыре: рабо­владельческий, феодальный, буржуазный и социалисти­ческий типы государства. Первые три относились к экс­плуататорским формациям, последний - к народному. Согласно этому подходу в результате социальных револю­ций формации сменяют одна другую и происходит переход от одного исторического типа государства к другому, бо­лее высокому. Если буржуазное государство - последний тип эксплуататорского государства - подлежит револю­ционному слому, социалистическое государство - исто­рически последний тип государства вообще - постепенно «засыпает», «отмирает».

Цивилизационный подход связывает тип государства с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потре­блением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.

Наиболее известна «теория стадий экономического роста» американского социолога Уолта Ростоу. По Ростоу, все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий: традиционное общество; переходное общество, в котором закладываются основы преобразований; общество, переживающее процесс сдви­га; созревающее общество и общество, достигшее высо­кого уровня народного потребления. К первой стадии он относит аграрные общества, основанные на доньютоновой науке и технике. Ко второй стадии - трансформа­ции «традиционного общества» в более развитый период закладывания основ для «сдвига» в области обрабаты­вающей промышленности. Третья стадия, собственно, «сдвиг», «взлет» научно-технического развития как в про­мышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая ста­дия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе научно-технических достижений и роста инвестиций на­ционального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия обозначена как период «высокого уровня массового по­требления», в который ведущие секторы экономики пере­ходят на производство предметов потребления длительно­го пользования и услуг. К этой стадии он относит обще­ство, которое характеризуется как «государство всеобщего благоденствия».

К теории Ростоу примыкают теории «менедже­ризма», «единого индустриального общества», «постин­дустриального общества» и др., согласно которым в со­временную эпоху необходимость в революционном из­менении условий жизни общества отпадает, поскольку научно-техническая революция автоматически выступает как заменитель социальной революции, который несет социальные преобразования, но не затрагивает основы капитализма - частной собственности. Известна также теория «конвергенции», сближения двух систем, социа­листической и капиталистической, которую разрабатывал академик А. Д. Сахаров. Суть ее в совмещении в едином типе общества и государства того лучшего, что содержат в себе обе системы.

Особняком стоит цивилизационная теория А.Тойнби, который считал, что цивилизации можно рассматривать только как локальные образования. Они не связаны между собой и проходят постепенно период рождения, роста, расцвета и упадка. Тойнби насчитал двадцать цивилиза­ций за всю мировую историю.

Существует несколько подходов к типологии государ­ства: 1) тип государства связывается с типом общественно политической формации: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, этократическое (псевдосоциалистическое); 2) в основе классификации лежит степень политической свободы: демократическое, антидемократическое, автори­тарное, полицейское, фашистское, расистское; 3) в основе лежит тип цивилизации: древневосточное, древнегрече­ское, древнеримское, средневековое, современное.

Четкого разделения между понятиями форма и тип государства не существует: среди государств одного типа могут существовать государства с различными формами организации и деятельности государственной власти, а среди государств с одинаковой формой организации госу­дарственной власти - государства разного типа.

Форма государства определяется теми задачами, которое оно ставит перед собой, культурой, зрелостью общественно-политических процессов, особенностями государственной жизни, историческими традициями, ре­лигией, природными условиями, характером взаимоотношений государственных структур с негосударственными (партиями, профсоюзами, религиозными структурами, общественными движениями и т. п.) и множеством мел­ких факторов, которые и определяют самобытность фор­мы государственной власти каждой конкретной страны. Форма государства - это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Монократическая форма государства характеризу­ется единовластием. Государственная власть концентриру­ется в руках либо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, комму­нистической) и т. д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение властей в монократическом государстве отсутствует. Участие населения в формировании органов государственной власти или не допускается, или носит формальный характер. Местного самоуправления нет. Устанавливаются, как правило, ав­торитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда религиозный характер. Для монократической формы государства зачастую характер­ны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной вла­сти и отсутствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Монократическая форма имеет несколько разновид­ностей. Выделяются, в частности, такие как теократиче­ская Монократическая форма государства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экстремистская монократическая форма (в фашистских и полуфашистских государствах); милитаристская Монократическая форма (совре­менный Ирак); Монократическая государственная форма тоталитарного социализма. Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существо­вать выборные органы, конституция, провозглашаться пра­ва и свободы личности, однако в действительности все это реального значения не имеет.

Поликратическая форма государства (ее на­зывают также полиархической) является прямой про­тивоположностью монократической. Для нее харак­терны разделение властей, децентрализация управ­ления территориями, высокая степень автономности административно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государ­ственной власти формируются населением путем свобод­ных, демократических выборов. Права и свободы лично­сти гарантируются государством. Существует политиче­ский и идеологический плюрализм. Экономика отделена от политики и государства. Практически все современные развитые страны относятся к поликратической форме го­сударства. Они могут иметь отличия в устройстве государ­ственного аппарата, в законодательстве, в экономических приоритетах, даже принадлежать к разным типам самого правления. При всем этом они будут поликратическими.

Но даже относительно развитая экономика не делает из монократического государства поликратическое: ис­пытывающий быстры экономический рост Китай остается государством монократическим.

Поликратическая форма у всех государств Европы, частично Азии, Африки и Америки (северная Америка - вся), Поликратическая форма у Австралии. Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две разновидно­сти поликратической формы: традиционная и постсоциа­листическая. Первая сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны и считается зрелой разновидностью поликратической формы государ­ства. Другая еще переживает период своего становления.

Сегментарная форма государства является проме­жуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратической форм. Она присуща государствам с полудемократическими и авторитарными режимами и в значительной степени носит олигархический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланы, племена, сословия, семьи, олигархические группы. Раз­деление властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обще­ством. Существуют элементы местного самоуправления и автономии территориально-административных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирующий орган или доминирующее должностное лицо.

Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересован­ных групп. Политический плюрализм существует в огра­ниченном виде. Это выражается в том, что: либо законом устанавливается ограниченное число разрешаемых госу­дарственной властью политических партий (Индонезия, Ни­герия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, Египет). Демократиче­ские права и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

Форма правления представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределений властных полномочий. Форма правления уясняет, как создаются высшие органы государство и каково их строение; какие принципы лежат в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как строится отношение между верховной властью и населением страны; в какой мере органы высших органов государства позволяют обе­спечивать свободы и права граждан.

Формы правления делятся на два вида: монархия и ре­спублика.

Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется едино­лично и переходит по наследству. Обобщающие признаки монархии: наличие единоличного главы государства, поль­зование властью пожизненно, наследственный порядок наследования власти, представительство в государствах, по усмотрению монарха, юридическая безответственность монарха, исторический и религиозный символ власти. Монархическая форма правления возникла еще при ра­бовладельческом строе. В период феодализма она стала основной формой правления. При переходе к новому вре­мени и капитализму в большинстве стран уступила место республике. Среди монархий можно выделить следующие: абсолютную, ограниченную (парламентарную), дуалисти­ческую, теократическую, парламентарную.

В абсолютной монархии верховная государствен­ная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Власть в центре и на местах - не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться мо­нархом.

В конституционной монархии власть монарха значи­тельно ограничена представительным органом. Это огра­ничение закреплено конституцией, утверждаемой парла­ментом. Монарх не имеет права изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуа­листической.

В парламентской монархии правительство формирует­ся из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер такой партии становится главой государства; в за­конодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха является символической; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; правительство согласно конституции несет от­ветственность не перед монархом, а перед парламентом (Великобритания, Бельгия, Дания и др.).

В дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не от­ветственно перед ним. Монарх выражает преимуществен­но интересы феодалов, а парламент представляет бур­жуазию и другие слои населения (кайзеровская Германия (1871-1918), Марокко). Монарху принадлежит значи­тельная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.

В теократической монархии монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (Саудовская Аравия).

Республика - такая форма правления, при которой верховная государственная власть, осуществляется вы­борными органами, избираемые населением на опреде­ленный срок.

Признаки республики: наличие единоличного или коллегиального правового государства, выборность на определенный срок главу государства и других органов го­сударственной власти, ответственность главы государства в случае предусмотренных законом, обязательное решение верховной власти для всех других государственных орга­нов, преимущественная защита граждан государства.

Существует несколько видов республиканского прав­ления, которые в свою очередь делятся по типу государ­ственного устройства на парламентарные и президент­ские.

В парламентской республике верховная роль в орга­низации государственной жизни принадлежит парламен­ту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Прави­тельство несет коллективную ответственность перед пар­ламентом о своей деятельности и остается у власти, пока партия обладают большинством голосов в парламенте. В случае недоверия парламента правительство либо ухо­дит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламент­ских выборов. Сам глава государства избирается парла­ментом или парламентской коллегией.

Глава государства в парламентарной республике об­ладает полномочиями: обнародует законы, издает декре­ты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т. д. Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается президентом и формиру­ет правительство, которое осуществляет верховную испол­нительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Главной функцией парламента является за­конодательная деятельность и контроль за исполнитель­ной властью (в том числе и за президентом) (ФРГ, Италия по конституции 1947 г., Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия, Индия и др.).

В президентской республике (наряду с существова­нием парламента) президент соединяет полномочия главы государства и главы правительства. Для такой республики характерны: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; ответственность пра­вительства перед президентом, а не перед парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полно­мочия главы государства (США), либо президент совмеща­ет полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важ­ными полномочиями: он имеет право роспуска парламен­та, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы, представи­тельствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

Смешанная республика сочетает в себе черты пар­ламентской и президентской республики. Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие пря­мой юридической связи между президентом и правитель­ством. В некоторых странах всенародно избранный прези­дент, являясь главой государства, в формально-правовом смысле отделен от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительство (Россия). Конституция такой республики может устанав­ливать принцип доверия нижней палаты парламента по от­ношению к формируемому президентом правительству.

В конституции может быть закреплена возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициа­тиве президента в случае возникновения непреодоли­мого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (Франция). По истечении установленного законом срока прекращаются полномочия избираемых населением органов государственной власти, происходят новые выборы, и процедура формирования органов государственной власти повторяется снова. На­род принимает широкое участие в формировании выс­ших органов государственной власти. Форма правления и структура высших органов государственной власти полу­чают закрепление в конституции страны, сама процедура выборов и порядок деятельности избранных органов вла­сти регулируются законом.

Особую нишу среди нетипичных республик занимали республики советского типа. Для этой формы прав­ления было характерно отсутствие разделения властей, формальное полновластие Советов (или иных представи­тельных органов власти), формируемых по классовому или иному недемократическому принципу. Советы представля­ли собой единую пирамиду вертикально подчиненных друг другу органов государственной власти, камуфлирующих реальное всевластие коммунистической партии, точнее, ее руководящих органов. Особенностью формирования властных структур при якобы всенародных выборах было совмещение основной работы депутата и его деятельности в Советах. Сочетание такого типа республики с недемо­кратическим режимом приводило к потере самого смыс­ла принципа республиканского государственного устройства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Под термином политический режим понимают методы осуществления политической власти, приводящие к созда­нию гармоничного или негармоничного состояния обще­ства, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, деятель­ности политических институтов, политический режим яв­ляется показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управ­лении государством и обществом и характеризуется демо­кратизмом или антидемократизмом.

Изменение политического режима отражается на веде­нии внешней и внутренней политики государства. Поэтому политический режим связан не только с формой власти, но и с самой ее сущностью. Он прежде всего отражается на престиже государства и жизни его граждан.

Политический режим зависит от методов, которыми в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламен­таризма, и применяется только правовое принуждение, то перед нами прогрессивный, демократический режим. Если власть осуществляется методами насилия, складывается реакционный, антидемократический режим. Существуют режимы, сочетающие в себе оба начала.

Политический режим определяет соотношение по­литических сил в стране. Там, где существует устойчивый баланс политических сил или есть национальное согласие, формируется стабильный политический режим. Когда в стране ни одна из политических сил не может укрепиться, политический режим постоянно изменяется.

При демократическом режиме высшие органы госу­дарства облечены доверием народа, они реализуют власть в его интересах демократическими и правовыми методами. При таком режиме права и свободы человека и граж­данина гарантированы и защищены, закон правит во всех сферах общества. При недемократических режимах власть берут в свои руки реакционеры, которые правят диктатор­скими, насильственными методами. В такой стране права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защи­щены, а в самом обществе царят произвол и беззаконие.

Наиболее недемократическим является тоталитар­ный фашистский режим. Основное отличие тоталитарно­го режима от всех прочих - это всепроникающая, всеох­ватная, всеконтролирующая власть, перед которой человек чувствует себя беззащитным и беспомощным. Это порож­дение XX в., до этого времени были режимы диктаторские, но не было тоталитарных. При тоталитарном режиме су­ществует только одна официальная идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим дви­жением, политической партией, правящей элитой, полити­ческим лидером, вождем народа, часто харизматическим (Ленин, Гитлер, Сталин, Мао Цзе Дун). Иные точки зрения подавляются. Существует только одна правящая партия, а остальные партии, стремятся разогнать, запретить, уни­чтожить. Эта правящая партия объявляется ведущей си­лой общества, она захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и госу­дарственного аппаратов (НСДАП, КПСС). На ключевые по­сты попадают только члены партии, возникает запрет на свободу слова и информации. Начинается крайняя цен­трализация управления, инициатива строго наказывается, местная власть только исполняет приказы сверху, к насе­лению применяют физическое насилие. Государство уста­навливает полный, то есть тотальный (отсюда и название) контроль над всеми сферами жизни общества.

Авторитарный режим, в отличие от тоталитарного, может быть основан на праве или морали, но тем не менее народ становится бесправным. При авторитарном режиме государственная власть не избирается и не контролирует­ся гражданами, она от них отделена, хотя могут существо­вать парламенты или иные представительские органы, но управление сводится к выполнению решений, которые принимает либо диктатор, либо правящая элита. Правящая элита для достижения своих целей не руководствуется за­конами, постепенно из нее выделяется сильный лидер, ко­торый возглавляет власть, хотя может стоять в тени этой власти. Но на общество он оказывает очень сильное влия­ние. Нередко авторитарные режимы вводят «на время» и в относительно «мягкой» форме, их используют для прове­дения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономиче­

Наши рекомендации