Эмоции в широком и узком понимании. Виды эмоций по силе и длительности проявления
Существуют две трактовки эмоций:
- Широкое понимание: любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным. Значимым, потому что является частью жизни индивида, не знающего беспристрастного существования. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс.
- Узкое понимание. Эмоции - это реакция на более специфические условия.
1. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику человека. Обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Отличительными чертами аффекта являются ситуативность, обобщённость, малая продолжительность и большая интенсивность. Происходит мобилизация всего организма, движения носят импульсивный характер. Аффект практически неуправляем и не подчиняется волевому контролю.
Это особо выраженное эмоциональное состояние связано с резким изменением важных для субъекта обстоятельств и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу.
В основе часто лежит переживание внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями и желаниями или противоречия между требованиями.
Обычно после аффективной вспышки наступает упадок сил, безразличие, порой сонливость.
Любое чувство может переживаться как аффективное – ярость, ужас, отчаяние, восторг, радость, страсть, «безумие любви».
2. Настроение – устойчивое эмоциональное состояние, умеренной или слабой интенсивности, проявляется как общий фон психической жизни индивида.
Настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий (удач, неудач), но это не непосредственная реакция на события (как аффект), а реакция на их значения в общем плане жизни.
Обычно настроение слабо выражено, человек может не замечать его. Но иногда настроение бывает более интенсивным. Например, бодрое и весёлое настроение или, наоборот, тоскливое. Тогда оно влияет на умственную деятельность, особенность движений и действий человека, влияет на общую продуктивность деятельности.
На настроение влияют различные причины: отношения на работе, в семье, в школе, здоровье, решение тех или иных вопросов.
3. Стресс – близок по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительности протекания приближается к настроению. Возникает, когда нервная система получает эмоциональную перегрузку (неблагоприятные воздействия: опасность, боль, страх, угроза, унижение, перегрузки; сложные ситуации: необходимость быстро принять решение, сделать выбор, ответить обидчику). Принято выделять психологические (изменение восприятия, памяти, мышления, эмоционально – сенсорной устойчивости) и физиологические (пульс, потоотделение, напряжение мышц) стрессы.
Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внутренние или внешние требования. ( Под «неспецифическим ответом» понимают необычную или несвойственную реакцию.) Часто состояние стресса рассматривают как неотъемлемую часть адаптационного процесса. Это связано с тем, что стресс имеет свои стадии (их описание предложил Г. Селье):
1. реакция тревоги;
2. фаза стабилизации;
3. фаза истощения.
4. Страсть – сложное, встречающееся только у человека, эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг одного вида деятельности. ( По силе приближается к аффекту, а по длительности – к чувствам).
Человек может быть захвачен низшими страстями (секс, сигареты, алкоголь) или страстно любить Родину и страстно отдаваться работе. Страсть – достаточно длинная и достаточно интенсивная эмоция, имеющая для человека определённую значимость.
5. Эмоции в узком смысле (или собственно эмоции) носят ситуативный характер, выражают отношение к складывающимся, вспоминаемым или возможным ситуациям. Могут слабо проявляться, если человек умеет их скрывать.
Фундаментальные эмоции отдельно существуют короткий период времени и в чистом виде встречаются редко, обычно человек переживает «букет» эмоций. К фундаментальным эмоциям относят (по Изарду): 1) интерес; 2) радость; 3) удивление; 4) страдание; 5) гнев; 6) отвращение; 7) презрение; 8) страх; 9) стыд.
6. Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер (они всегда чувства к чему-то, к кому-то). Чувства связаны с представлением о некотором объекте. Они совершенствуются, развиваются (до духовных ценностей). Носят исторический характер, играют социализирующую роль. Иногда чувства называют «высшими эмоциями», поскольку возникают они при удовлетворении потребностей высшего порядка.
Характерные особенности чувств: 1) большая степень обобщённости, которой они могут достигать в своих развитых формах; 2) они всегда связаны с сознанием общественных норм (в большей степени или меньшей), относящихся к той или иной деятельности; 3) они выделяют явления, имеющие стабильную, мотивационную значимость.
Высшие чувства – это чувства, выражающие духовный мир человека и определяющие его личность.
Классификация чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферы социальных явлений, в которых они проявляются:
1. Нравственные чувства проявляются при восприятии явлений действительности и сравнении их с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Это чувства, связанные с отношением к другим людям, к обществу, Родине; их ещё называют морально–политическими чувствами.
2. Интеллектуальные чувства (определяются характером познавательной деятельности) – это высшие чувства, которые возникают у человека как отношение к своим собственным мыслям и мыслям других.
Например, положительные эмоции при решении задачи, или удовольствие от выступления оратора (от логичности высказанных им мыслей).
К интеллектуальным чувствам можно отнести следующие чувства:
2.1. Чувство нового – самостоятельность, творчество и несоответствие шаблонам мышления, требующие чувства новизны;
2.2. Чувство уверенности даёт человеку силы добиваться поставленных задач;
2.3. Чувство сомнения. Оно может оберегать человека от поспешных решений, т.е. быть полезным, а может мешать принятию своевременного решения, толкать на путь бесплодного скепсиса;
2.4. Чувство удивления. Умение удивляться – это умение увидеть новые стороны проблемы, толчок к постановке вопросов и решению задач. (Ограниченные люди обычно ничему не удивляются, им всегда всё ясно и понятно);
2.5. Чувство ясности мысли усиливает, активизирует деятельность сознания, мышления (логика– эмоционально окрашена);
2.6. Чувство языка (речи) – чувство правильности или неправильности своей и чужой речи (иногда чувствуем, а сказать, что именно, не можем). Очень важно формирование чувства изучаемого языка, например, английского. Некоторые, не зная правил грамматики, интуитивно подбирают артикулы: а, the, и прочие;
3. Эстетические чувства возникают на основе эстетического восприятия. Это эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе, в искусстве. Восприятие красоты обязательно содержит в себе оценочный момент, а оценка всегда предполагает умственную деятельность.
Можно выделить:
3.1. Чувство прекрасного. Человек не только замечает красоту, но и испытывает особые, возвышенные чувства.
3.2. Чувство комического – результат обнаружения несоответствия между кажущейся значимостью и действительной никчемностью, мелочностью ситуации.
3.2.1. Юмор – смех над недостатками, в котором есть сочувствие. Объект юмора обычно дорог человеку;
3.2.2. Ирония – насмешка, в которой проявляется чувство превосходства над тем, чьи недостатки признаются комичными;
3.2.3. Сарказм – гневная насмешка и гневное чувство, испытываемое к сильному оппоненту;
3.2.4. Издёвка – чувство озлобленности слабого человека;
3.3. Чувства трагического и драматического возникают при преодолении препятствий, стоящих на пути нового. Всё новое рождается в борьбе со старым, отживающим.
4. Практические чувства порождаются деятельностью, её изменением, успешностью или не успешностью, трудностями её осуществления или завершения.
Чувства тесно связаны не только с разумом, но и с другими психическими процессами – волей, ощущениями, восприятием, памятью, воображением. Они относятся к стержневым свойствам личности, создают определённую окраску характеру. Чувственный тон - это эмоциональная окраска ощущений, восприятия, мышления, речи и т.п. Иногда эмоциональная окраска восприятия является врождённой (запахи, боль); но чаще чувственный тон социален, т.е. является следствием своего опыта (приятный собеседник, ласковые слова)