Сферы применения психодиагностики
Психодиагностика(ПД) как наука и практика.
ПД- ввел Герман Роршах, 1921 в работе «ПД».от греч. – psyche- душа diagnosis – распознание. ПД - прикладной раздел психологии. ПД(К.М. Гуревич) – наука о методах классификации и распределения людей по психо-им и психофизио-им признакам. ПД (АА.Бодалев, ВВСтолин2006) наука и практика постановки психол-го диагноза. В отчественной и зарубежной лите-ре ПД – 1)синоним психологического тестирования, 2)получение данных о личности с помощью проективных методик (их разработка),3)оценка разного рода нарушений, отклонений психол-ими средствами(Сыромятников, Бурлачук). ПД(Л.Ф Бурлачук) разрабатывает теорию, принципы, инструменты оценки и измерения индивидуально – психол-их особенностей личности. ПД(МК Акимова) – область психо-ой науки кот. Разрабатывает методы изуч. Чела, как область психол-ой практики по выявлению психических и психофиз-их качеств и особенностей чела. В компетенцию ПД входит конструрование методик, разработка требований, кот. Методики должны соответствовать, выработка правил проведения обследования, способов обработки данных и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.Цель ПД –разработка эффективной системы диагностических методик по изучению индивидуальных свойств чела с последующим улучшением качества его жизни(бурлачук).Объект: группа, коллектив, семья, диада, отдельный человек.Предмет ПДпсихические проявления чела, закономерности их возникновения и особенности протекания. Сыромятников, Бурлачук отмечают, что предмет ПД сост. принципы диагностики и психол-го заключения, диагностические методы и методики, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик. Осн. понятия ПД*Диагно-ое исследование– направлено на получение чего – то нового, неизвестного, на создание и испытание новых методик, на испытание измеряемого психического свойства по – новому. Д. обследование – применение готового, уже разработанного теста, опросника, получение предполагаемых данных. Д признаки их можно наблюдать и регистрировать. Д. категории скрыты от наблюдения. Между признаками и категорями не существует строгих однозначных связей. Относят к осн. понятиям ПД: качественный(виде словесного описания) и количественный( в виде числовых показателей) подход; валидность(соответствие используемого метода измеряемому качеству); надежность; стандартизация и др. Осн. задача ПД– постановка психол-го диагноза. Псих. диагноз – заключение о состоянии и свойствах испытуемого на основании комплексного анализа отдельных показателей и характеристик. 2 типа диагноза:*д – з на основе констатации наличия или отсутствия какого – либо признака;*д-з, позволяющий находить место испытуемого внутри обследуемой выборки. Бурлачук и морозова указывают, разные уровни д-за:1-симтоматический(д-з ограничивается констатацией симптомов или признаков);2- этиологический(учитывает не только наличие характеристик но и причин их возникновения)3 – типологический( определяет место и значение выявленных характеристик в общей картине психич. жизни чела). Постановка д-за – ответственное мероприятие. Решение о постановке д-за - коллегиально. Психо. д-з устанавливается на основании данных психо-ого заключения. Он не устанавливается на основании применения только 1 методики. Прим. ПД обусловлено требованиями современного общества. ПД нужна обществу и как теоретическая, научная дисциплина, и как область практики.Теоретическая ПД разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека; исследует и по-новому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов ПД. Как область практики - решает задачи в конкретных областях жизни людей.
Сферы применения психодиагностики
Применение психодиагностики обусловлено требованиями современного общества. Психодиагностика нужна обществу и как теоретическая, научная дисциплина, и как область практики. Теоретическая психодиагностика разрабатывает новые методы изучения психологических особенностей человека; исследует и по-новому описывает особенности личности с помощью уже разработанных методов. Как сфера науки она проверяет научность различных методов психод-ки. Как область практики д-ка решает задачи в конкретных областях жизни людей.
Спортивная психодиагностика представляет данные, которые, помимо физических, тоже очень важны в спорте. Н-р, на спортивные достижения спортсмена могут оказывать влияние такие параметры личности как самооценка, уровень притязаний, волевые особенности личности, стрессоустойчивость спортсмена, уровень притязаний, стремление достигать успеха и т.д.
В сфере здравоохранения психодиагностика необходима для изучения психологии больного. Это связано с тем, что выздоровление больного зависит не только от лекарств, но и от его состояния духа, отношения к болезни, от взаимоотношений врача и пациента. В этом контексте решаются также вопросы психиатрической экспертизы.
Профессиональная диагностика помогает в решении вопросов профотбора. Н-р, при поступлении на работу респондентам м.б. предложены методики по выявлению у них тех качеств, свойств и особенностей личности, которые необходимы для той или иной профессии. Могут исследоваться, н-р, особенности реакции у человека, его технические возможности и осведомлённость, психологическая совместимость, самостоятельность мышления, музыкальные способности и т.д.
Психодиагностика повышает качество психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии. Психод-ка позволяет выявлять причины психологических проблем у клиента. Т.о., достоверные данные обследования помогают выбрать наиболее оптимальные способы разрешения переживаемого человеком неблагополучия.
В педагогической практике психодиагностика помогает оптимизации процесса обучения и воспитания в учреждениях образования через изучение индивидуальных различий, особенностей межличностного взаимодействия, через решение вопросов профориентации и т.д.
Психодиагностика способствует улучшению качества судебной практики. Обследование потерпевших, подозреваемых, свидетелей и формирование психологического заключения способствует объективности судопроизводства.
Т.о., психодиагностика помогает выявлять и разрешать трудности существования человека, но не служит орудием навешивания ярлыков.
Современная психодиагностика имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинства: диагностических методик много, они затрагивают все возраста и разнообразные направления исследований, активно развивается компьютерная д-ка, имеющиеся методики дополняются научной информацией и совершенствуются с позиции психометрических характеристик, предприняты попытки разработки методик, которые указывают в каком структурном компоненте личности существуют проблемы у обследуемого т.д.
Недостатки: современные психодиагностические сборники все ещё содержат много ошибок в содержании методик или предлагают методики в устаревшей модификации, нет списка методик для разный категорий учреждений, не обновляются психометрические показатели по имеющимся методикам, плохо может быть сделан перевод и адаптация зарубежной методики, есть трудности в закупке оригинальных методик, нет достаточного количества ученых-диагностов, которые должны вооружить практиков-психологов необходимыми методическими рекомендациями, не ликвидирована психометрическая безграмотность у работающих специалистов и др.
3. Психологическое заключение (п/з) по результатам психодиагностического обследования
П/з – описание актуального состояния личности, прогноз дальнейшего её разв. и выработка рекомендаций. Описание психич-го состояния обслед-ого в понятиях психолог-кой науки. ПЗ быв. первичное(1) и итоговое(2). (1) ПЗ формул-тся практическим психологом самостоятельно, до полного мед.-псих.-пед-го обслед-я, по результатам беседы, характер-тик, эксперимен-ных методик, наблюдения. (2) ПЗ составл. спец. комиссией, во главе с авторитетным специалистом-врачом, по результатам полного мед.-псих.-пед-го обследования. ПЗ явл. либо конечным результ-м психодиагностич-кой деят-ти психолога, либо только составной частью общего закл-я, нап-р, когда исследов-е проведено для уточнения мед.-психолог-ой структуры нарушения. Осн. требования к П/з: *содержание ПЗ должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению составленной информации;*в закл-и важно указ-ть состояние чел-ка во время обследования, хар-р контакта клиента с психодиагностом, условия тестир-ния и т.д.; *заключ-е должно вкл. краткое описание процесса обслед-я, использу. методы и методики, получ-е данные, интерпретацию данных, выводы;*в содержание заключ-я должны входить прогноз разв-я и конкретные рекомендации в зависимости от хар-ра получ-х данных. ПЗ составл-ся на основании инфор-и, получ. с помощью нескольких методик. Чёткой структуры психологич-го заключ-я нет, разные авторы представляют её по-разному.
Примерная схема ПЗ:название документа;ФИО обследуе-го; Пол обслед-го;Возраст обслед-го;Краткое содержание запроса или причина обследов-я;Осн. данные из медиц-ой или др. документации; Дата обследования; Время начала и окончания обслед-ия; Место обслед-ия (учреждение и помещение); Предмет диагностики; Прим-ые диагност-кие методики (название, автор, цель, возраст, психометрические показатели);Диагностическая ситуация; Результаты обслед-ия и их интерпретация; Психолог-ий диагноз; Прогноз разв-я; Рекомендации по оптимизации разв-я; ФИО специалиста, дата составления документа и подпись.