Достоинства и недостатки методик психодиагностики мотивационной сферы личности

Достоинства Недостатки
Высокая надежность, характерная для большинства методик Противоречивость данных о валидности
Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации
Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование [Текст]: переводное издание / А. Анастази, С. Урбина. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Болотова А. Прикладная психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 383 с.

3. Носс И. Н. Психодиагностика [Электронный ресурс]: учебник / И. Н. Носс. - М. : Юрайт, 2011. - 439 с.

4. Практическая психодиагностика [Текст]: методики и тесты / ред., сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2008. - 672 с.

5. Психологическая диагностика [Текст]: учебник / ред. М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.

6. Тютюнник Е. И. Путеводитель в мире психодиагностических методик [Текст]: аннотированный указатель. / Е. И. Тютюнник, А. В. Тютюнник— СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2012. – 192 с.

2. 5. Диагностика самосознания личности

Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает появление у человека внутреннего отражения этого мира, в некотором смысле внутренней модели этого мира. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно встающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Таким образом, под сознанием можно понимать структуру внутренней модели внешнего мира.

Направляющее влияние этой модели на поведение человека предстает как принцип единства сознания и деятельности: деятельность человека направляет и определяет развитие его сознания, а последнее, все в большей степени осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миру. Это улучшение происходит за счет того, сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. В этом внутреннем плане синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.

В настоящее время в качестве основных свойств сознания выделяют: построение отношений, познание и переживание[35].

Отсюда непосредственно следует включение в процессы осознания памяти, мышления и эмоций. Основная функция эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, самому себе и другим людям. Первоначально эмоции реализуют грубые оценки информации (опасно — безопасно, съедобно — несъедобно), которые затем, на уровне сознания, уточняются и входят элементами в шкалу ценностей и значений, пригодную для социального потребления. Все формы и виды отношений синтезируются в структурах сознания и определяют глубинные процессы самооценки и самосознания.

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряко­ва. - М., 1990. - С. 343.); относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990. - С. 352, 475).

Самосознание — это процесс осознания своего «Я» во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Оно помогает человеку сохранять себя и свое «Я», а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира чело­века.

Самосознание включает три главных компонента:

1) самопознание. Этот процесс начинается с познания себя через сравнение с другими. Другой, более высокий уровень самопознания — сравнение по типу «Я и Я»;

2) самооценка — определенное эмоционально-ценностное отношение к себе;

3) самовоспитание — процесс самоуправления, направленный на осознанное изменение своей личности.

Самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».

Различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).

Я–концепция — динамичная во времени система представлений о себе самом, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных и других свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

Я–концепция как совокупность установок, направленных на самого себя, и тогда по аналогии аттютюдом в ней выделяют три структурных компонента:

1. Когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание).

2. Эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.

3. Оценочно–волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.

Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем два аспекта:

1) знания о себе, т.е. содержательную часть представлений человека о себе, его «Я-концепция»;

2) самоотношение, т.е. эмоционально-оценочную реакцию на знание о себе.

Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. Так, подробная уровневая концепция самосознания и личности в целом была предложена Э. Эриксоном в 1967 году. Краткое ее содержание представлено в таблице. Концепция уровневого строения самосознания, которое определяется активностью человека была сформулирована В. В. Столиным в 1985 году.

Исходя из вышесказанного, диагностике подвергаются и знания о себе, выраженные в «Я-концепции», и самоотношении. Самоотношение активно защищается личностью. В психологической литературе описаны такие механизмы защиты, как:

· феномен компенсации;

· модель поддержания самооценки;

· тактика обесценивания и др.

Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии в отношении к самому себе, которая выражается и во внешней, социально-предметной деятельности, и во внутриличностной активности.

Таким образом, механизмы защиты самоотношения тоже являются объектом психодиагностики, как содержание «Я-концепции» и самоотношение.

Представления о себе многоплановы, они могут относиться к разным сферам проявления человека. Выделяют различные формы представлений о себе:

1) по сферам проявления (социальное, духовное, физическое, интимное, публичное «Я» и т. д.);

2) как реальность и идеал;

3) во временном континууме или по иному существенному признаку.

Кроме того, эти представления по-разному связаны с самоотношением.

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения; оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Уровень притязаний — степень трудности целей, которые человек перед собой ставит.

Широкий спектр методических приемов и процедур — от очень простых (графическая методика Дембо–Рубинштейн) до очень сложных (реконструкция субъективных семантических пространств на основе данных семантического дифференциала Ч. Осгуда или теста личностных конструктов Дж. Келли).

Психолого-педагогический смысл диагностики сознания и самосознания состоит в выявлении доступного и освоенного ребенком уровня сознательной, произвольной регуляции собственного поведения. Как правило, более дифференцированная, разветвленная система категориальная система сознания приводит к более точной категоризации ситуации и сочетается с применением более богатого репертуара ситуационных тактик. В то же время грубая и бедная картина мира (узкое мировоззрение) приводит к тому, что поведение строится на основе плохо осознаваемых мотивационных импульсов низшего уровня, на основе стилевых диспозиций, обусловленных организмическими потребностями и темпераментом.

Все перечисленные аспекты самосознания должны отражаться в психодиагностических методиках.

Наши рекомендации