Психодиагностика конфликта

Объект конфликта — материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента. конфликта.

Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Структура конфликта- совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

Системно-генетический анализ конфликта – один из видов системногоанализа конфликта; состоит во вскрытии связи и обусловленности конфликтов элементами макро- и микросреды, субъективного мира личности.

Системно-информационный анализ конфликта – вид системного анализа конфликта, заключающийся в выявлении закономерностей информационного обмена между основными структурными элементами конфликта, динамики когнитивных процессов в психике оппонентов.

Системно-ситуационный анализ конфликта – один из наиболее перспективных научных методов конфликтологического исследования. В качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

Системно-структурный анализ конфликта – вид системного анализа конфликта, в соответствии с которым конфликт рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство конфликта. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как в самом конфликте, та и с внешним окружением.

Системно-функциональный анализ конфликта – вид системного анализа конфликта, состоящий в выявлении характера и способов воздействия одних элементов конфликта на другие, а также его возможного влияния на конфликты других уровней, в целом на социальную среду.

Соперничество – стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Соревнование — противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение выигрыша (признания и т. п.).

Спор — это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Типология конфликтов – классификация по одному из существенных признаков конфликта.

Толерантность

1. терпимость, способность уважать инакомыслие, начинать общение с позиции поиска точек соприкосновения, объединяющих мотивов и целей; своим поведением и аргументацией показывать уважение и к самому собеседнику, и к его позиции, точке зрения.

· Внешняя – сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения.

· Внутренняя – способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации.

2 . отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо конфликтогенный фактор;

«Третейский судья» - одна из пяти традиционных ролей медиатора в разрешении конфликта. Третейский судья обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он всесторонне изучает проблему и его решение не обжалуется.

Управление конфликтами - целенаправленное воздействие:

- на устранение или минимизацию причин, породивших конфликт; и/или

- на коррекцию поведения участников конфликта.

Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

· Структурные методы управления конфликтами связанны с изменениями в структуре конфликтующей системы (например, перераспределением полномочий, новациями в организации труда).

· Межличностные методы управления конфликтами используются при необходимости выбрать стиль своего дальнейшего поведения в конфликтной ситуации. Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество, избегание, сотрудничество, компромисс.

· Внутриличностные методы управления конфликтами заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

· Переговоры

- коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которых каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.

- совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проходят с участием третьей стороны.

Урегулирование конфликта – подход к рассмотрению конфликтной ситуации, в большей степени соответствующий конкретным условиям. Подразумевает: предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и др.); разрешение конфликтов путем устранения причин, вызывающих их; формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

Функция конфликта - назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе или обществе, закономерная взаимосвязь конфликта с общественным процессом. Различают позитивные и негативные функции конфликтов.

Конструктивные:

· сигнализирует о наличии проблемы, требующей решения, позволяет ее познать стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов;

· интегративная – другая всеобщая функция конфликта, способствующая гармонизации ситуации.

· Возникновение, развитие, разрешение конфликта сплачивает группы, способствует гармонизации общественных отношений.

· Конфликт — фактор социальной дифференциации — оборотной стороны интеграции.

· стимулирование адаптации социальной системы или ее отдельных элементов.

· Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований.

· Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем

Негативные:

· Эмоциональные и материальные затраты на участие в конфликте;

· Представление о побежденных оппонентах, как о врагах;

· Ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

· Порой сложное восстановление отношений (шлейф конфликта).

Эволюция конфликта - (от лат. evolutio – развертывание) – постепенное, непрерывное развитие конфликта от простых к более сложным формам. Э. к. м. б. исследована на основе результатов изучения эволюции социального взаимодействия. Предположительно имеет три ветви: межвидовую, внутривидовую и онтогенетическую. Конкретные длительные конфликты, помимо динамики, имеют и эволюцию. Например, столетняя война между Англией и Францией длилась 116 лет (1337–1453). После окончания войны Англия 105 лет удерживала за собой французский порт Кале. Фактически этот территориальный конфликт длился 221 год. Знание Э. к. – важнейшее условие понимания его сути. Главными векторами Э. к. являются усложнение, расширение масштабов и, возможно, возрастание деструктивности. -{ Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.}

Эскалация конфликта - (от лат. Sсаlа - «лестница») - развитие конфликта, который прогрессирует во времени и пространстве, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие. Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Характеризуется сужением когнитивной сферы в поведении, вытеснением адекватного восприятия другого участника образом его как противника, ростом эмоционального напряжения, переходом от аргументов к претензиям и личным выпадам,расширением границ конфликта (его генерализацией), увеличением числа участников.

Важно что первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвавшиих, и продолжается после того, как они стали незначительными.

Наши рекомендации