Лекция № 1 - Предмет задачи, взаимосвязь с другими науками

Основные вопросы, проблематика, предмет, задачи, цели и методы конфликтологии

Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.

Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:

а) Философско-социальный уровень,который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;

б) Социологический уровеньпредполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;

в) Индивидуально-психологический (личностный) уровеньпредусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

  • Предметом конфликтологииявляются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Основными задачамиконфликтологии, как науки являются:

1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии;

2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы,которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

1.1. наблюдение;

1.2. опрос;

1.3. тестирование»;

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.1. наблюдение;

2.2. опрос;

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.1. наблюдение;

3.2. опрос;

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.

  Взаимосвязь предмета конфликтологии с другими науками

Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах, а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания, выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:

1.1. Принцип всеобщей связи;

1.2. Принцип детерминизма;

1.3. Принцип развития;

1.4. Принцип системного подхода;

1.5. Принцип социально-деятельностного контекста;

1.6. Принцип личностного подхода;

1.7. Принцип дополнительности;

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

Изученный материал позволяет сделать вывод:

  • Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.

· Лекция №2 - Исторические условия возникновения конфликтологии

Эволюция (развитие) конфликтологических взглядов от древнейших времен до современности

Проанализируем эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие исторические периоды:

1. Древнейшие времена. Одно из первых упоминаний о конфликте принадле­жит китайскому философу Конфуцию (551-479 гг. до н.э.). Ис­точником конфликтов он считал социальное неравенство людей. Отсюда вытекает, что необразованность и невоспитанность простых людей ведет к нарушению человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливо­сти и далее к столкновению интересов, т.е. конфликту. Представители ан­тичной философии внесли заметный вклад в изучение конфликтов. Так, Гераклиту (520-460 гг. до н.э.) принадлежит идея о том, что столкновение и единство противоположностей является всеобщим и универсальным способом развития. В связи с этим, он оправдывал войну, как способ раз­решения социальных конфликтов. В отличие от него, Платон (427-347 гг. до н.э.) осуждал войну, рассматривая ее как величайшее зло. У Аристо­теля (384-322 гг. до н.э.) можно найти идеи о том, что государство явля­ется инструментом примирения людей. Демократ (460-370 гг. до н.э.) в качестве основной причины конфликтов выделял зависть.

2. Средние века.Конфликтологические взгляды ученых того времени но­сили преимущественно религиозный характер. Так, например, Аврелий Ав­густин (354-430 гг. до н.э) подчеркивал единство человеческой и божест­венной истории, протекающей одновременно в противоположных и не­разделимых сферах. Отсюда следовал вывод о предопределенности кон­фликтов на почве столкновения религиозных и общечеловеческих пред­ставлений. Фома Аквинский (1225-1274) также придерживался взглядов о царстве философского познания и богословия, о человеческом бытии и жизни Бога, о светской и духовной власти.

3. Эпоха Возрождения.Конфликтологические взгляды этого периода отра­жали идею о развитии и величии человеческого разума, о его роли в по­знании окружающего мира. Восприятие человеческих проблем посте­пенно освобождалось от власти религиозного сознания. Таких взглядов придерживались Николай Кузанский (1401-1464), Николай Коперник (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527). Последнего считают автором первых научных трудов по конфлик­тологии.

4. Новое время и эпоха Просвещения.Эта эпоха характеризовалась мощ­ным экономическим и культурным подъемом европейских стран. Такой подъем создал предпосылки для перехода к системному подходу в позна­нии явлений окружающего мира, в том числе и в исследовании конфлик­тов. Наиболее яркие конфликтологические идеи того времени содержа­лись в работах Фрэнсиса Бэкона (1561-1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778)Ю Адама Смита (1723-1790). Например, Ф. Бэкон применил системный подход к анализу причин социальных кон­фликтов внутри страны. Т. Гоббс разработал теорию естественного со­стояния общества, как «войне всех против всех».

5. Первая половина XIX векахарактеризовалась, как период расцвета клас­сической немецкой философии, представители которой – Иммануил Кант (1724-1804), Георг Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) внесли заметный вклад в теоретическое исследование конфликтов, имею­щих социальную природу. В этот период были сформулированы идеи о вечном мире (И. Кант) и о войне, как средстве нравственного очищения (Г. Гегель).

6. Вторая половина XIX веказанимает исключительное место в становле­нии конфликтологии, как самостоятельной научной теории. Это обстоя­тельство обусловлено возникновением и оформлением таких отраслей на­учного знания, как экспериментальная психология, социология, марксист­ская философия. Поэтому наиболее значительные конфликтологические идеи содержались в трудах Вильгельма Вундта (1832-1920), Огюста Конта (1798-1857), Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Кроме них, необходимо отметить труды Карла Клаузевица (1780-1831), Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) и Зигмунда Фрейда (1856-1939). В целом, развития конфликтологии в этот период было обусловлено следующими основными факторами:

1. К этому времени в науке накоплен достаточно большой объем информа­ции по проблемам конфликта. Научные знания о причинах и динамике конфликта содержались в основных трудах многих выдаю­щихся мыслителей прошлых эпох;

2. Этот период характеризовался сильнейшими социальными потрясе­ниями – войнами, экономическими кризисами, социальными револю­циями. Внимание общества и науки к исследованию социальных про­блем было повышенным;

3. В этот период возникает ряд новых научных концепций, которые корен­ным образом

Причины возникновения конфликтологии в начале 20 века (Теоретические и социально-исторические причины)

В целом общий диапазон представлений ученых относительно роли и места конфликта в динамике жизни общества представляет довольно раз­нообразное сочетание: одни ученые рассматривают конфликт, как второ­степенное явление в общей структуре развития общества, другие же рас­сматривают развития общества исключительно через конфликт.

Рассмотрим основные научные положения, которые привели к возникно­вению конфликтологии как науки.

  • Ранняя социологическая модельконфликта исходила из идеи универ­сальности законов живой природы, проявляющейся в аналогии между животным миром и человеческим сообществом. В рамках этой модели конфликт рассматривается как одна из форм борьбы между людьми. Наиболее законченное описание процессов борьбы и ее роли в животном мире принадлежит Чарльзу Дарвину (1809-1882). Он отстаивал идею ес­тественного отбора, в основе которого лежит борьба за существование, обеспечивающая выживание наиболее приспособленных особей. Теория естественного отбора была разработана Ч. Дарвином совместно с Альф­редом Уоллесом (1823-1913). Главный труд Дарвина назывался «Проис­хождение видов путем естественного отбора» (1831-1836). Однако, не все ученые разделяли точку зрения на человеческие проблемы, как на аналог борьбы за существование в животном мире. Так, русский философ Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921) подчеркивал относительность борьбы за существование и важную роль взаимной помощи в процессе эволюции человека. Австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1910) считал, что «людям от рождения присуща взаимная ненависть», следова­тельно конфликтность является необъемлемой человеческой чертой, а сами конфликты неустранимы из жизни общества. Австрийский социо­лог Густав Ратценхофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического процесса, причем на первый план он выдвигал различия в интересах людей. Американский исследователь Уильям Самнер (1840-1910) считал естественный отбор и борьбу за су­ществование неизбежными и универсальными условиями социальной жизни. Коренными причинами конфликтов он считал стремление людей к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном призна­нии, а также стремление избавиться от страха перед божествами. Амери­канский социолог Альберт Смолл (1854-1926) в основу изучения кон­фликтов ставил интересы людей, которые он предлагал считать основной единицей социологического анализа. Основным социальным конфликтом в обществе он считает конфликт интересов.
  • Социологическая модель конфликта К. Маркса.Карл Маркс (1818-1883) является предшественником современной конфликтологии. Его ос­новные идеи, повлиявшие на возникновение «конфликтной» модели об­щества, связаны с принятием классовой борьбы, возникающей в обще­стве, в связи с тем, что оно разделено на враждующие классы, а классо­вая борьба между ними становится главной движущей силой истории. По Марксу, конфликты связаны с противоположными интересами соци­альных групп и имеют свое начало в отношениях собственности и ее распределения.
  • Модель социального конфликта Г8 Зиммеля.Немецкий философ Ге­орг Зиммель (1858-1918) считается одним из основоположников совре­менной социологии в целом и конфликтологии в частности. Он выделил некоторые формы взаимодействия, которые лежат в основе всех соци­альных явлений. Такими формами, по его мнению, были конкуренция, конфликт, договор, авторитет. Центральной идеей Зиммеля было по­ложение о социализации конфликта, т.е. факторе, содействующем сбли­жению и объединению людей. Таким образом, им впервые были разде­лены понятия конфликта и борьбы и обоснована идея о конструктивном разрешении конфликтов. Вместе с тем, Зиммель выделял в качестве ос­новной причины конфликта отношения враждебности между людьми, которые противоположны отношениям симпатии. Труды перечисленных ученых оказали существенное воздействие на разработку основных на­учных положений современной конфликтологии.

Подробное описание и становление современной конфликтологии как науки

Оформление конфликтологии как современной отрасли научного знания произошло под влиянием идей немецкого социолога Ральфа Дарендорфа (род. 1929) и американского ученого Людвига Козера. Ими была предложена так называемая «конфликтная модель» общества, используемая в качестве концептуальной основы современных представлений о конфликте. В каче­стве основной причины социальных конфликтов они выделяли не отношения собственности, а перераспределение власти. Сформулированы более десяти позитивных функций конфликта, включены в сферу рассмотрения динамики конфликта организационные взаимодействия между людьми. Таким образом, впервые была сделана попытка «вписать» конфликт в идею общественного порядка. Определение конфликт, принадлежащее Л. Козеру, до сих пор явля­ется одним из самых распространенных в западной конфликтологии:

«Социальный конфликт может быть определен, как борьба из-за ценно­стей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника» (Л. Козер, 1968). Это определение конфликта универсально и может быть при­ложено к самым разнообразным конфликтным явлениям – от межгосударст­венных до межличностных.

Кроме того, Л. Козер развивал в своих трудах многоаспектный взгляд на конфликт, он исследовал условия, факторы возникновения конфликтов, их остроту, длительность и функции. Разработанная им концепция получила на­звание «конфликтного функционализма». В рамках этой концепции впервые была сформулирована идея о позитивных функциях конфликта.

Американские психологи К. Боулдинг и Дж. Бернард развивали концеп­цию конфликтного функционализма и обогатили ее методологическими под­ходами к изучению и описанию конфликтных явлений разного рода.

В результате их трудов конфликтология начала складываться как осо­бая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, мето­дологические и методические подходы к описанию, изучению и разви­тию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возни­кающими в различных областях человеческого взаимодействия.

Ощутимый вклад в развитие современной конфликтологии внесли отече­ственные ученые.

Основные этапы развития науки конфликтологии в России

В развитии отечественной конфликтологии можно выделить три этапа:

а) Первый этап (до 1924 г).Конфликт изучается в рамках философии, пра­воведения, психологии, но не выделяется, как самостоятельный предмет исследования.

б) Второй этап (1924-1989 гг.).Конфликт начинает изучаться как самостоя­тельное явление. Появляются первые работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии и даже в математике. Затем иссле­дование конфликта продолжается в философии, педагогике, истории и по­литологии. Однако, в силу идеологических соображений, считается, что проблема конфликта при социализме неактуальна.

в) Третий этап (1990-настоящее время).Конфликтология начинает выде­ляться в самостоятельное учение, наблюдается увеличение ежегодного количества публикаций (от 165 до 290 у год), диссертационных работ, создаются научные центры и группы по исследованию и регулированию конфликта, издаются научные сборники, научные работы.

Исследования отечественных конфликтологов сосредотачиваются на сле­дующих направления:

– Обоснование конфликтологической парадигмы, ориентирующей массовое сознание на понимание позитивной роли конфликта (Л.А. Петровская, А.А. Гостев, Я.Л. Коломинский);

– Раскрытие роли конфликтологии в анализе социальных взаимодействий как теории разрешения противоречий современного общества (А.И. Дон­цов, А.Г. Здравомыслов, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Н.И. Леонов. Б.Д. Парыгин);

– Обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозиро­вания и регулирования социальных конфликтов (Б.И. Хасан, В.С. Мерлин, С.М. Емельянов, Т.А. Полозова);

– Прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертыва­ния (Н.В. Гришина, Е.С. Кузьмин, А.Л. Свенцицкий).

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы:

  • Теоретическое признание конфликта в качестве закономерной характери­стики социальных систем позволило перейти к более глубоким его иссле­дованиям и решению задач управления конфликтами. Конфликтология оформилась как отдельная научная отрасль, имеющая междисциплинар­ный характер. Этому способствовало развитие конфликтологических на­чал в смежных областях науки;
  • Современная конфликтология исходит из понимания конструктивной сущ­ности конфликта, поэтому сосредотачивает внимание на исследова­нии разнообразных форм, причин и условий возникновения конфликтов, а также способов управления ими;
  • В отечественной науке развитие конфликтологии было затруднено из-за господствовавших длительное время взглядов о бесконфликтном разви­тии общества. Изменение ситуации привело к резкому росту исследова­ний в области конфликтологии.

Наши рекомендации