Этнофункциональная психология

С конца 1970-х гг. в отечественных и зарубежных исследованиях отмечается возрастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельного человека. В последние годы в отечественной психологии оформляется новый, этнофункциональный подход к изучению личности в связи с ее этнокультурным своеобразием, разрабатываемый А.В. Сухаревым и его последователями. Данный подход опирается на этническую парадигму и в качестве системообразующего фактора объяснения поведения личности и общества полагает этничность, интегрирующую человека с его внутренней и внешней средой – социальной, внутрипсихической, биологической. Причем в этничности системообразующими полагается группа климатогеографических этнических признаков.

Сточки зрения автора этого подхода, этнометодологический принцип должен учитывать специфику и функцию этничности как актуальной в психологическом и социально-прикладном плане характеристики настоящего этапа культурно-исторического развития человека, характеризующегося крайней этнокультурной неоднородностью, «мозаичностью», создающей условия для возникновения конфликтов в психике человека. В данном подходе получило определенное развитие положение. Э. Эриксона о том, что межличностные и внутрйличностные конфликты не только субъективно отражают социально-психологические проблемы «исторического момента», но именно мировоззренческие поиски творческой личности являются наиболее адекватным отношением к культурно-историческим противоречиям данной эпохи.

Этнофункциональный подход в психологии выступает дополнительным по отношению к подходу типологическому (этнопсихологическому) и является более адекватным для изучения проблем «цивилизованного» человека в условиях современной этнокультурной «мозаичности», поскольку позволяет учитывать качественное своеобразие психики и личности каждого человека. Типологический же (этнопсихологический) подход, в свою очередь, более адекватен для изучения представителей относительно однородных этнокультурных общностей, например этнических изолятов в Южной Америке, Новой Гвинее и др. Выделение типов, обозначаемых ярлыками («немец», «русский», «китаец» и др.), в условиях взаимодействия различных культур может порождать ограничивающие стереотипы и предубеждения. Разработка этнофункциональной методологии в психологии и психиатрии позволяет преодолеть указанные трудности путем создания операционной системы диагностики этнофункциональных согласований-рассогласований психических элементов, являющейся гораздо более тонким инструментом этнических дифференцировок по сравнению с этническими «ярлыками».

Теоретически все элементы внутренней и внешней среды человека (природно-биологической, социокультурной, психической, конфессиональной) рассматриваются с точки зрения их этнической функции. Любой элемент этносреды, в том числе и элемент психики человека, либо интегрирует, либо дифференцирует его с тем или иным этносом или этнической системой. Одним из основных в этом подходе является понятие этнофункционального рассогласования элементов психики с точки зрения их этнической функции.

В аспекте развития идей А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева рассматривается интегрирующая или дифференцирующая роль отношений человека к тому или иному элементу среды. Ассимиляция в целостную психику этнодифференцирующих элементов требует от личности гораздо больших адаптационных усилий, астенизируя ее в целом и создавая почву для различных расстройств. Наличие в отношениях человека этнофункционально разнородных элементов характеризует внутреннюю рассогласованность этих отношений и может обусловливать его психическую дезадаптированность.

Количество этнофункциональных рассогласований определяет степень нарушения системы отношений личности ко всем мыслимым этническим признакам, включая обобщенный этнический признак – собственную этническую идентичность, т.е. этноида. Степень расхождения между этноидом и реальной этничностью человека характеризует степень диссоциации его внутренней и внешней среды и, соответственно, его психической дезадаптированности, снижение психического энергетического потенциала личности.

Базовой концепцией этнофункционального подхода является учение о психическом развитии как теории этнофункциональной психической архегении – анархегении. Для обозначения идеального прообраза естественного развития вводится, как развитие идей античной философии (Платона), философско-методологическое понятие архегении (идеальный прообраз – «эйдос» естественного развития, не рассматривавшийся в платоновской системе понятий). Применительно к развитию психики человека в этнофункциональном подходе под этнофункциональной психической архегенией понимается идеальный прообраз естественного развития психики в конкретной этнокультуре. Этнофункциональное психическое развитие человека (архегения) соответствует общему плану филогенеза его этнокультуры. В частности, для России это развитие может быть описано в виде последовательных стадий:

1) материнская (пренатальная) стадия соответствует «предисторическому» периоду развития русской этнокультуры. Психологическое новообразование данной стадии – психофизиологические особенности поведения. Взаимодействие с этнокультурной средой здесь опосредствовано организмом и психикой матери;

2) природная (с момента рождения) стадия соответствует началу «дословесного» взаимодействия личности с миром. Психологическое новообразование – возникновение непосредственных зрительных, слуховых и др. ощущений внешнего мира (природных стихий, явлений);

3) сказочно-мифологическая (соответствует «языческому» периоду) стадия, где, в частности, природные стихии олицетворяются в сказочных представлениях. Психологическое новообразование – особенности эмоционально-мотивационной сферы;

4) религиозно-этическая стадия (соответствует развитию христианства). Психологическое новообразование – нормативно-нравственная сторона отношений, регулирующих поведение личности в данной этнокультуре;

5) научно-познавательная стадия (соответствует эпохе модернизации и развитию научного мировоззрения). Психологическое новообразование – начало активного формирования научных интересов, умений, навыков, теоретического мышления; ознакомление с другими этнокультурами;

6) стадия учительства (соответствует возникновению целостной русской этнокультуры). Здесь личность достигает полноты наследования собственной этнокультуры и начинает передавать накопленный опыт последующим поколениям (профессиональное обучение, воспитание). Психологическое новообразование – возникновение целостной системы отношений личности в данной этнокультуре и понимание ее места во взаимодействии с другими культурами;

7) стадия мудрости (соответствует предстоящему развитию этнокультуры личности). Психологическое новообразование – возникновение целостного образа собственной этнокультуры личности в системе мировых культур, а также трансцендентной системы отношений личности с эйдосом собственной этнокультуры в мире существующих эйдосов этнокультур планеты. Здесь система отношений личности дополняется системой отношений с миром сущностей (различных этнокультурных архегении), выходящей за пределы отдельной личности. Возвращением к миру эйдосов как бесконечному источнику психической энергии завершается полный цикл развития личности.

С позиций этнофункционального подхода содержание и динамика этих стадий имеют определенные этнические функции. Преимущество этнофункционального подхода к психическому развитию человека проявляется в том, что определения «психического здоровья» и «правильного воспитания» рассматриваются им как целое и не являются этноцентричными; в этом определении может учитываться специфика различных культур и народов.

В этнофункциональном подходе здоровое психическое развитие понимается как последовательное развитие целостных отношений к этносреде на стадиях, повторяющих филогенез этнокультуры конкретного человека. Этнофункциональные нарушения психического развития могут в общем случае проявляться в следующем.

1. Этнофункциональное рассогласование элементов содержания стадий психического онтогенеза с регионом рождения и проживания конкретного человека, когда, например, в содержании отношений к собственной внутренней и внешней среде ребенка, родившегося и проживающего в Подмосковье, преобладают сказки и мифологические представления народов Южной Америки, или же сам ребенок не выносит зиму, хочет жить в теплых краях, там, где зимы нет.

2. «Выпадение» той или иной стадии из психического онтогенеза данного человека. Например, в развитии ребенка, вследствие особенностей его воспитания, «выпадает» сказочно-мифологическая стадия развития, и, минуя «эстетический период», это развитие несвоевременно переходит к периоду «этическому». В таком случае чувственная основа отношений ребенка не успевает вызреть, и нравственное воспитание превращается в морализирование.

3. Нарушение «нормальной» последовательности стадий психического онтогенеза, например, «забегание» одной стадии перед другой. В частности, «забегание» этической стадии перед сказочно-мифологической или научно:познавательной стадии перед этической.

Движущими силами психического развития понимаются противоречия между этнофункциональной психической ар-хегенией и неизбежными на практике этнофункциональными нарушениями этого развития, порождающими в психике конкретного человека соответствующие конфликты. Разрешение этих конфликтов может осуществляться по следующим типам: 1) распад – регрессивное разрешение конфликта; 2) задержка, при которой конфликт «консервируется», происходит торможение психического развития; 3) этнокультурно-личностное разрешение – возникает более или менее осознанная направленность личности на целостное включение в собственную этнокультуру; 4) сущностное (творческое) разрешение конфликта. Творческое разрешение может иметь двоякую направленность:

а) нравственно положительную, т.е. направленность к этнофункциональной психической архе ген и, к сущности (миру эйдосов). В этом случае личность1 обретает дополнительный энергетический (адаптационный) потенциал, степень ее организации возрастает;

б) нравственно отрицательную, т.е. направленность от сущности к увеличению степени выраженности этнофункциональной психической анархегении, разрушению личности, ее внутренней диссоциации. В этом случае степень организации психики снижается, так как устремляясь к экзотической для нее этнофункциональной психической архе гении, личность образует в себе экзотический анклав, у нее образуются как минимум две антагонистические направленности – на свою и на чуждую сущность. Это требует дополнительных затрат психической энергии и астенизирует личность.

Основные методы этнофункциональной психологии – эт-нофункциональная психодиагностика и этнофункциональная психотерапия (психокоррекция). Например, одной из методик этнофункциональной психодиагностики является методика структурированного этнофункционального интервью. Данный метод дает представление о внутренней (субъективной) картине психического развития человека во временном и пространственном аспектах и соответствует тому, что называется «субъективным анамнезом» (в отличие от «объективного анамнеза»). Эта картина представляет собой, в частности, систему отношений личности к собственному психическому развитию и характеризуется операционно-мыслительной, идеаторной, сенсорной, эмоционально-мотивационной, этической, двигательной сторонами.

Этнофункциональная психотерапия продолжает в отечественной традиции терапию отношений В.Н. Мясищева и основывается на теории отношений Лазурского – Мясищева. Ее можно определить как восстановление нарушений этнофункционального психического развития, включающего фазы «этногерменевтики» (наследование собственной этнокультуры) и «этнодиссонанса» (разрешение этнофункциональных психических конфликтов). Восстановление осуществляется в процессе воспитания целостной системы отношений личности (аффективных, когнитивных, идеаторных, двигательных и др.) к ее этнофункциональной психической архегении.

Психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, воспитание и обучение в этнофункциональной методологии и теоретически, и экспериментально обоснованно понимаются как единый процесс повышения степени адаптированности человека к его этнофункциональной среде, как повышение его психического энергетического потенциала.

В этнофункциональном подходе, так же как и в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М. Коул), в современной отечественной и зарубежной науке выделяется роль филогенеза культуры в онтогенезе психики человека. Важным является положение о том, что психическое развитие человека – это явление социокультурное, имеющее исторические происхождение и природу. В этнофункциональном подходе к психике учитывается наличие существенных различий отношений человека к традиционным стереотипам поведения, ценностям, определенным психическим состояниям и другим элементам психики в различных культурах.

Наши рекомендации