Выделяется три уровня (этапа) психологического анализа урока, дайте характеристику каждому

Предваряющий психологический анализ

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

Текущий психологический анализ

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

____

__________________

Ретроспективный психологический анализ

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

__________________

____

__________________

Найдите и исправьте ошибки, допущенные в определениях.

1) Профессия – исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, а также иметь соответствующие индивидуальные особенности и профессионально-важные качества.

___________

___________

___________

2) Профессиональная аттестация – процедура оценки индивидуально-психологических особенностей специалиста, определение соответствия работающего человека некоторым эталонным качествам.

___________

___________

___________

3) Психограмма – выделение и описание педагогических способностей человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста.

___________

___________

___________

4) Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых, но не достаточных для достижения им при наличии специальных знаний, умений и навыков общественно приемлемой эффективности труда.

___________

___________

___________

Классифицировать ниже предложенные методы преподавания на

а) методы изложения знаний,

б) методы формирования умений и навыков,

в) методы закрепления знаний,

г) методы закрепления умений и навыков

повторные упражнения, демонстрация натуральных объектов, организация решения и составления задач, выполнение практических работ, рассказ, повторные рассказы, беседы, чтение учебников, демонстрация трудовых операций, практические работы, лекция, беседа наглядных пособий, организация упражнений, демонстрация опытов.

а)__________

___________

___________

б)__________

___________

___________

в)__________

___________

___________

г)__________

___________

___________

Установите соответствие понятий и определений

1. Индивидуальный стиль деятельности А) Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся
2. Стиль общения педагога Б) Выявление различий в трудовой деятельности «эффективных» и «отстающих» педагогов, по-разному относящихся к своему труду
3. Профессионализм В) Обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции
4. Профессиональное самоопределение Г) Психологическая помощь в выборе профессии за счет более глубокого соотнесения требований профессии с возможностями выбирающего человека
5. Педагогические умения Д) Изучение жизненного пути человека с целью выявления значимых событий профессиональной деятельности
6. Компетентность Е) Выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата
7. Профиль профессии Ж) Соотношение выраженности каждого компонента профессиональных способностей у успешного профессионала
8. Профконсультация З) Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда
9. Биографический метод И) Совокупность профессиональных действий учителя, реализующих педагогические функции, выражающих индивидуально-психологические особенности педагога и свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетентности.
10. Метод сравнительного наблюдения индивидуального стиля деятельности К) Поиск смыслов профессиональной деятельности, а также нахождение смыслов в самом процессе самоопределения

14. Проанализируйте описанную ниже ситуацию. Завершите предложения, составляющие психологическое заключение по результатам анализа ситуации.

Значительная часть ребят в классе не могут решить задачу даже при всех подсказках учителя. Они испытывают трудности при усвоении инструкции. Поисково-исследовательская активность этих ребят не отделена от исполнительской и носит характер сравнивания предметов по их внешним признакам. Исполнительская активность сводилась к бесцельным манипуляциям с раздаточным материалом или (в лучшем случае) их действия ограничиваются воспроизведением внешней схемы, показанных учителем действий. Оперирование объектами не определяется устойчивой целью. Не учитываются результаты совершаемых преобразований. Решение задач становится возможным только в процессе развернутого диалога педагога с учеником, когда функции планирования первый брал на себя.

Анализ ситуации показывает, что у ребят:

· отсутствует способность самостоятельно __________________ результат определенных действий;

· слабо выражено наличие ______________________ для преодоления трудностей;

· отсутствует способность самостоятельно вычленять ______________________, делать ____________________, связывать _________________________ ;

· не сформирован внутренний _______ ;

· низок уровень развития ___________________ мышления и навыков ____________ ;

· отсутствует оперирование ___________________________ понятиями;

· не хватает сил работать в ______________________ со всем классом;

· присутствует ______________________________ в познавательной деятельности.

РАЗДЕЛ II. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ

ЗНАНИЙ РАЗДЕЛА

1. Педагогическая психология возникла

А) в начале 19 в.;

Б) в середине 19 в.;

В) во второй половине 19 в.;

Г) в начале 20 в.

2. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого – это

А) пилотажный эксперимент;

Б) формирующий эксперимент;

В) констатирующий эксперимент;

Г) включенное наблюдение.

3. Термин «педагогическая психология» был предложен

А) К. Д. Ушинским;

Б) П. Ф. Каптеревым;

В) П. П. Блонским;

Г) Д. Дьюи.

4. Книга П. Ф. Каптерева «Педагогическая психология» была издана

А) в 1872 г.;

Б) в 1876 г.;

В) в 1880 г.;

Г) в 1885 г.

5. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях – это показатели

А) обучаемости;

Б) развитости;

В) воспитуемости;

Г) развиваемости.

6. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями –

А) широкие познавательные мотивы;

Б) широкие социальные мотивы;

В) учебно-познавательные мотивы;

Г) узкие социальные мотивы.

7. Деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями – это

А) воспитание;

Б) учение;

В) самопознание;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

8. Проективный и перцептивно-рефлексивный уровни педагогических способностей выделила

А) Л. М. Митина;

Б) Н. В. Кузьмина;

В) А. К. Маркова;

Г) Н. Ф. Талызина.

9. Двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний –

А) научение;

Б) развитие;

В) обучение;

Г) учение.

10. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

А) Л.С. Выготский;

Б) Л.С. Рубинштейн;

В) Б.Г. Ананьев;

Г) Ж. Пиаже.

11. С одной стороны – результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой – цель предстоящего обучения – это

А) обучаемость;

Б) воспитуемость;

В) воспитанность;

Г) обученность.

12. Главным по сути компонентом учебной деятельности является

А) оценка преподавателя;

Б) контроль преподавателя;

В) учебная задача;

Г) учебная мотивация.

13. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть … педагогической функции

А) конструктивной;

Б) организаторской;

В) коммуникативной;

Г) гностической.

14. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) педагогический такт.

15. Ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь

А) самоконтроль;

Б) самоотчет;

В) самонаблюдение;

Г) самооценивание.

16. Деятельность направленная на совершенствование, развитие, формирование человека как личности через осознанное, целенаправленное усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это

А) умственная деятельность;

Б) трудовая деятельность;

В) учебная деятельность;

Г) спортивная деятельность.

17. Раннее выявление индивидуальных особенностей развития учащихся и учет их в процессе обучения является одной из задач

А) развивающего обучения;

Б) проблемного обучения;

В) программированного обучения;

Г) традиционного обучения.

18. … компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический.

19. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога –

А) дидактическая способность;

Б) перцептивная способность;

В) коммуникативная способность;

Г) организаторская способность.

20. Профессиональная активность учителя, направленная на воспитание и обучение детей – это

А) профессиональные психологические позиции учителя, требуемые от него профессией;

Б) профессиональное педагогическое самосознание;

В) профессиональная компетентность;

Г) педагогическая деятельность.

21. Компонентом учебной деятельности являются

А) действия оценки;

Б) склонность к экспериментированию;

В) способность мыслить логически;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

22. Как называется предрасположенность человека к воспитательным воздействиям?

А) личностный рост;

Б) воспитанность;

В) воспитуемость;

Г) самовоспитание.

23. Главной функцией контроля знаний является

А) наказание – поощрение;

Б) проверка;

В) мотивация;

Г) вмешательство;

24. Что не входит в деятельность оценивания знаний

А) выбор контрольного задания;

Б) проведение консультаций;

В) формулировка цели обучения;

Г) выставление оценки.

25. Какая из перечисленных функций не относится к оценке

А) планирующая;

Б) обучающая;

В) контролирующая;

Г) воспитывающая.

26. Высший уровень проблемного обучения характеризуется

А) умением решать сложные задачи;

Б) возникновением познавательной потребности;

В) быстрым темпом усвоения учебного материала;

Г) самостоятельной формулировкой проблемы и поиском ее решения.

27. Как соотносятся понятия навыка и умения?

А) они синонимичны;

Б) умение формируется позже навыка;

В) это не связанные понятия;

Г) навык сложнее умения.

28. Основным признаком педагогической компетентности является

А) эрудиция и осведомленность в области педагогики;

Б) умение соответствовать требованиям профессионального педагогического сообщества;

В) готовность и способность к решению разных типов педагогических задач;

Г) самостоятельность и ответственность в педагогическом труде.

29. Под воспитуемостью понимается:

А) степень податливости ученика воспитательным воздействиям;

Б) уровень достигнутого нравственного общекультурного развития личности;

В) уровень знаний;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

30. Для какого вида анализа урока необходима оценка педагогом своей педагогической деятельности, с целью выявления своих сильных и слабых сторон?

А) предваряющего;

Б) текущего;

В) ретроспективного.

31. Дополнить:

Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, интересным для детей – это ………….способность.

32. Профессиональное педагогическое самосознание включает:

А) учет оценки себя как профессионала со стороны других людей;

Б) осознание учителем норм, правил, модели своей профессии;

В) сравнение себя с другим профессионалом;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

33. Обучение – это

А) систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

Б) процесс вооружения учащихся методами учебной деятельности, в результате которой осуществляется их умственное развитие

В) двусторонний процесс деятельности учителя и учащихся, направленный на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научных знаний.

34. Дополнить:

Способность учителя проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, понимание личности ученика, его психических состояний – это …………….. способность.

35. Учение – это

А) совместная деятельность учителя и учащихся с целью передачи и приобретения знаний;

Б) приобретение знаний, умений как результат какой-то деятельности;

В) процесс приобретения учеником знаний, умений, навыков;

Г) самостоятельная деятельность учащихся.

36. Под воспитанностью понимается

А) достигнутый общекультурный уровень

Б) степень податливости ребенка воспитательным воздействиям

В) развитие ребенка как личности, обладающей полезными качествами;

Г) овладение правилами и нормами поведения.

37. Какой стиль педагогического руководства описан:

Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

38. Устойчивые системы отношений учителя (к ученику, к коллегам, к себе), определяющие его поведение

А) педагогические умения;

Б) профессиональные позиции;

В) профессиональные знания;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

39. Обученность – это

А) имеющийся запас знаний и умений;

Б) восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания;

В) готовность к переходу на новые уровни умственного развития;

Г) овладение знаниями, умениями и навыками.

40. Дополнить:

Выделяют три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ……

41. Способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями; требовательность к ученикам, уважение к ним, внимательное отношение к психическому состоянию детей –

А) педагогическая наблюдательность;

Б) педагогический оптимизм;

В) педагогическая рефлексия;

Г) все ответы верны;

Д) все ответы неверны.

42. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

А) младшем школьном возрасте;

Б)младшем подростковом возрасте;

В) юношеском возрасте;

Г) старшем подростковом возрасте.

43. Способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики – это

А) коммуникативная способность;

Б) организаторская способность;

В) речевая способность;

Г) дидактическая способность.

44. Учебная ситуация, в которой ученик обнаруживает противоречие между известными знаниями, способами познания и невозможностью объяснить новые факты и явления:

А) противоречивая ситуация;

Б) проблемная ситуация;

В) сложная ситуация;

Г) обучающая ситуация.

45. Какой стиль педагогического руководства описан:

Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

46. Найти лишнее.

Группы причин неуспеваемости:

А) общепедагогические;

Б) общепсихологические;

В) социально-экономические;

Г) психофизические.

47. Установите соответствие

стиль педагогического руководства характеристика
1. Авторитарный А) Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении. Учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.
2. Демократический Б) Учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.
3. Либеральный В) Учитель единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося, не позволяет проявить учащимся самостоятельность и инициативу. Социально-психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная.

48. Стиль педагогического общения, в основе которого находится искренний интерес к личности партнера по общению, к аудитории, проявляется открытость контакта

А) совместное творчество;

Б) дистанция;

В) дружеское расположение;

Г) заигрывание.

49. Какая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности проявляется

А) формирующая функция;

Б) внутриличностная функция;

В) прагматическая функция;

Г) функция подтверждения.

50. Какой компонент деятельности педагога включает в себя установление и поддержание правильных отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями:

А) конструктивный;

Б) организаторский;

В) коммуникативный;

Г) гностический

Наши рекомендации