Имплицитные теории личности
Коротко следует упомянуть и о так называемых имплицитных теориях личности, хотя (по причинам, которые станут ясными позднее) эти теории скорее должны рассматриваться в рамках социальной психологии, а не в психологии индивидуальных различий. Имплицитные теории личности отражают нашу склонность приписывать окружающим людям некоторые характеристики, основываясь на минимальных доказательствах. Если приятель сказал вам, что его новый сосед замкнут, вы, вероятнее всего, припишите этому человеку целый ряд других определений: например, непривлекательный, скупой, необщительный — три характеристики, которые отнюдь не обязательно имеют отношение к замкнутости.
Такие особенности, как ношение очков, привлекательный облик или потупленный взор, надежно ассоциируются с определенными характеристиками личности и интеллекта (Mischel, 1986), говоря о том, что все мы склонны рассматривать окружающих, руководствуясь широко распространенными стереотипами, и часто приписываем людям особенности, для которых у нас нет доказательств. Опасность в данном случае заключается в том, что такой подход ведет к «самоподтверждаемым прогнозам». Маловероятно, что, приписав однажды все перечисленные негативные определения своим замкнутым соседям, вы будете вести себя приветливо при встрече с ними. На такое поведение могут ответить соответствующим образом, и тем самым ваши ожидания получат «подтверждение».
Все это очень интересно, но совершенно не объясняет, что такое на самом деле личность (или настроение, или способности). Скорее это касается представлений о том, какой должна быть личность. Это касается также формирования стереотипов, использования знаков при восприятии человека человеком и других вопросов, которые действительно относятся к социальной психологии. По этой причине данные подходы в этой книге не рассматриваются.
Резюме
Эта короткая глава — введение в общую область психологии индивидуальных различий. Она показала, что данная тема заслуживает изучения по многим причинам: в силу присущей ей увлекательности; наличия множества практических приложений тестов, предназначенных для измерения индивидуальных различий; необходимости оценивать индивидуальные различия при проверке теорий в других областях психологии, а также ввиду возможности обеспечивать более точное предсказание в контексте теорий, которые учитывают и индивидуальные различия, и влияние экспериментальных воздействий на поведение. Мы рассмотрели некоторые методы изучения индивидуальных различий с учетом преимуществ и недостатков каждого метода и ввели разграничение между структурными моделями «что делает людей отличными друг от друга?» и процессуальными моделями «почему? когда? где?», а также заложили основы для обсуждения вопросов, связанных с оценкой индивидуальных различий.
ТЕОРИИ КЕЛЛИ И РОДЖЕРСА
Общая картина
Теории Карла Роджерса и Джорджа Келли включены в эту книгу, поскольку обе они просты и весьма влиятельны. Они исходят из того, что используемые людьми способы восприятия себя и других тесно связаны с особенностями их собственных личностей и что необходимо понимать индивидуальный («феноменологический») взгляд человека на мир. Обе теории имеют значительное влияние на теорию и практику клинической психологии и психологическое консультирование.
Введение
Теории Джорджа Келли и Карла Роджерса рассматриваются совместно, потому что обе они по своей сути являются феноменологическими. Они признают, что осознаваемый опыт людей может выявить основы их личностей. Говоря более конкретно, они предполагают, что индивидуальные особенности личности можно понять, узнавая, как люди воспринимают и переживают — и эмоционально, и когнитивно — происходящее в мире. Таким образом, и Келли, и Роджерс фокусируют внимание на том, как индивидуум воспринимает себя и других людей. Задача состоит в том, чтобы понять уникальность взгляда каждого человека на мир, исследуя его мысли, чувства и верования. Этот метод (известный как интроспекция), возможно, является наиболее очевидным и простым путем изучения личности. Именно поэтому мы в первую очередь рассматриваем эти теории.
Как будет показано позднее, другие теоретики не склонны соглашаться с тем, что, обращаясь к людям с просьбой «заглянуть внутрь себя» и описать свои мысли и чувства, можно выявить основы их личностей. Фрейд и его последователи исходят из того, что главные детерминанты личности не представлены в сфере сознания, обычно совершенно не осознаны и, следовательно, не доступны интроспекции. Более того, поскольку эти исследователи считают, что люди имеют почти безграничную способность к самообману, «вспоминая» те события, которых не было, и забывая те, которые имели место, подход, предполагающий простое предложение людям подумать о том, что они чувствуют по отношению к самим себе или к другим людям, может быть обречен на поражение. Согласно Фрейду, только ясно мыслящий и бесстрастный аналитик может понять подлинную природу и происхождение поведения и отдельных симптомов, а клиент должен верить в достоверность интерпретации, даваемой аналитиком. Поэтому последователи Фрейда считают, что теории подобного типа, обсуждаемые в этой главе, вряд ли окажутся полезными для понимания личности.
Другая влиятельная группа теоретиков также имеет расхождение с феноменологическим подходом. Создатели теории черт полагают, что вместо изучения того, как отдельный индивидуум воспринимает мир, усилия следует направить на исследование больших выборок людей с целью понять, чем они отличаются друг от друга. Они рассматривают личность как нечто, находящееся «внутри» индивидуума, определяющее поведение, возможно, под контролем биологических и генетических факторов. Эти исследователи скептически относятся к значению, придаваемому ответам людей на личностные опросники, и поэтому проводят тщательно разработанный статистический анализ паттернов этих ответов.
Например, предположим, что личностный опросник предлагает испытуемым оценить по пятибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями типа: «Я легко раздражаюсь», «Честность очень важна для меня» и т.д. Подобные самоотчеты могут быть обработаны двумя способами. Они могут быть приняты, что называется, по своей номинальной стоимости. Можно допустить, что кто-либо, абсолютно согласный с вышеупомянутым утверждением, и в самом деле чувствует себя раздражительным. И Роджерс, и Келли стали бы придерживаться именно такой точки зрения. С другой стороны, эти ответы можно рассматривать как простое «поведение, направленное на выставление галочек в графах», которое совсем не обязательно обнаруживает нечто, характеризующее личность «на самом деле». Главное, что имеет значение, заключается в следующем: будут ли люди, отвечающие на некоторые вопросы определенным образом, склонны отвечать аналогичным образом и на другие вопросы. Ответы на задания опросника рассматриваются не как подлинный способ проникновения во внутренний мир человека, а скорее как варианты поведения, которые надо анализировать.
Теории, описанные в этой главе, отражают первую из указанных позиций. В самом деле, согласно этим теориям, наше субъективное восприятие себя, других людей и событий имеет огромное значение, поскольку все мы можем выбирать, под каким углом зрения рассматривать случившееся (например, увольнение можно воспринимать как личностное отвержение, как небольшое неудобство или как хорошую возможность изменить свой образ жизни). Любая такого типа теория личности должна фокусироваться на том, как мы воспринимаем и интерпретируем происходящее. Келли однажды сказал, что «взгляды индивидуумов на себя и других людей обеспечивают единственную разумную основу для понимания того, как действует личностная система конкретного человека».
Благодаря этой убежденности в способности индивидуума сообщать о своих мыслях, чувствах и переживаниях и потенциально изменять «бесполезные» взгляды на мир описанные в этой главе теории оказывают существенное влияние на консультирование и клиническую психологию. В большей степени это касается теории Роджерса, которая на практике почти не отличима от «клиенто-центрированной терапии». Последняя является краеугольным камнем большинства современных способов консультирования.