Имплицитные теории личности

Коротко следует упомянуть и о так называемых имплицитных теориях личности, хотя (по причинам, которые станут ясными позднее) эти теории скорее должны рассматриваться в рамках со­циальной психологии, а не в психологии индивидуальных разли­чий. Имплицитные теории личности отражают нашу склонность приписывать окружающим людям некоторые характеристики, ос­новываясь на минимальных доказательствах. Если приятель сказал вам, что его новый сосед замкнут, вы, вероятнее всего, припишите этому человеку целый ряд других определений: например, неприв­лекательный, скупой, необщительный — три характеристики, которые отнюдь не обязательно имеют отношение к замкнутости.

Такие особенности, как ношение очков, привлекательный об­лик или потупленный взор, надежно ассоциируются с определен­ными характеристиками личности и интеллекта (Mischel, 1986), говоря о том, что все мы склонны рассматривать окружающих, руководствуясь широко распространенными стереотипами, и час­то приписываем людям особенности, для которых у нас нет дока­зательств. Опасность в данном случае заключается в том, что такой подход ведет к «самоподтверждаемым прогнозам». Маловероятно, что, приписав однажды все перечисленные негативные определе­ния своим замкнутым соседям, вы будете вести себя приветливо при встрече с ними. На такое поведение могут ответить соответ­ствующим образом, и тем самым ваши ожидания получат «под­тверждение».

Все это очень интересно, но совершенно не объясняет, что такое на самом деле личность (или настроение, или способности). Скорее это касается представлений о том, какой должна быть лич­ность. Это касается также формирования стереотипов, использо­вания знаков при восприятии человека человеком и других вопро­сов, которые действительно относятся к социальной психологии. По этой причине данные подходы в этой книге не рассматриваются.

Резюме

Эта короткая глава — введение в общую область психологии инди­видуальных различий. Она показала, что данная тема заслуживает изучения по многим причинам: в силу присущей ей увлекательно­сти; наличия множества практических приложений тестов, пред­назначенных для измерения индивидуальных различий; необходи­мости оценивать индивидуальные различия при проверке теорий в других областях психологии, а также ввиду возможности обеспе­чивать более точное предсказание в контексте теорий, которые учитывают и индивидуальные различия, и влияние эксперименталь­ных воздействий на поведение. Мы рассмотрели некоторые мето­ды изучения индивидуальных различий с учетом преимуществ и недостатков каждого метода и ввели разграничение между струк­турными моделями «что делает людей отличными друг от друга?» и процессуальными моделями «почему? когда? где?», а также за­ложили основы для обсуждения вопросов, связанных с оценкой индивидуальных различий.




ТЕОРИИ КЕЛЛИ И РОДЖЕРСА

Общая картина

Теории Карла Роджерса и Джорджа Келли включены в эту кни­гу, поскольку обе они просты и весьма влиятельны. Они исходят из того, что используемые людьми способы восприятия себя и других тесно связаны с особенностями их собственных личностей и что необходимо понимать индивидуальный («феноменологичес­кий») взгляд человека на мир. Обе теории имеют значительное влияние на теорию и практику клинической психологии и психо­логическое консультирование.

Введение

Теории Джорджа Келли и Карла Роджерса рассматриваются совместно, потому что обе они по своей сути являются феномено­логическими. Они признают, что осознаваемый опыт людей может выявить основы их личностей. Говоря более конкретно, они пред­полагают, что индивидуальные особенности личности можно по­нять, узнавая, как люди воспринимают и переживают — и эмоци­онально, и когнитивно — происходящее в мире. Таким образом, и Келли, и Роджерс фокусируют внимание на том, как индивидуум воспринимает себя и других людей. Задача состоит в том, чтобы понять уникальность взгляда каждого человека на мир, исследуя его мысли, чувства и верования. Этот метод (известный как инт­роспекция), возможно, является наиболее очевидным и простым путем изучения личности. Именно поэтому мы в первую очередь рассматриваем эти теории.

Как будет показано позднее, другие теоретики не склонны со­глашаться с тем, что, обращаясь к людям с просьбой «заглянуть внутрь себя» и описать свои мысли и чувства, можно выявить ос­новы их личностей. Фрейд и его последователи исходят из того, что главные детерминанты личности не представлены в сфере со­знания, обычно совершенно не осознаны и, следовательно, не доступны интроспекции. Более того, поскольку эти исследователи считают, что люди имеют почти безграничную способность к самообману, «вспоминая» те события, которых не было, и забывая те, которые имели место, подход, предполагающий простое пред­ложение людям подумать о том, что они чувствуют по отношению к самим себе или к другим людям, может быть обречен на пораже­ние. Согласно Фрейду, только ясно мыслящий и бесстрастный аналитик может понять подлинную природу и происхождение по­ведения и отдельных симптомов, а клиент должен верить в досто­верность интерпретации, даваемой аналитиком. Поэтому последо­ватели Фрейда считают, что теории подобного типа, обсуждаемые в этой главе, вряд ли окажутся полезными для понимания личности.

Другая влиятельная группа теоретиков также имеет расхожде­ние с феноменологическим подходом. Создатели теории черт по­лагают, что вместо изучения того, как отдельный индивидуум вос­принимает мир, усилия следует направить на исследование боль­ших выборок людей с целью понять, чем они отличаются друг от друга. Они рассматривают личность как нечто, находящееся «внут­ри» индивидуума, определяющее поведение, возможно, под кон­тролем биологических и генетических факторов. Эти исследовате­ли скептически относятся к значению, придаваемому ответам лю­дей на личностные опросники, и поэтому проводят тщательно разработанный статистический анализ паттернов этих ответов.

Например, предположим, что личностный опросник предла­гает испытуемым оценить по пятибалльной шкале степень своего согласия с утверждениями типа: «Я легко раздражаюсь», «Чест­ность очень важна для меня» и т.д. Подобные самоотчеты могут быть обработаны двумя способами. Они могут быть приняты, что называется, по своей номинальной стоимости. Можно допустить, что кто-либо, абсолютно согласный с вышеупомянутым утверж­дением, и в самом деле чувствует себя раздражительным. И Род­жерс, и Келли стали бы придерживаться именно такой точки зре­ния. С другой стороны, эти ответы можно рассматривать как простое «поведение, направленное на выставление галочек в графах», которое совсем не обязательно обнаруживает нечто, характеризу­ющее личность «на самом деле». Главное, что имеет значение, зак­лючается в следующем: будут ли люди, отвечающие на некоторые вопросы определенным образом, склонны отвечать аналогичным образом и на другие вопросы. Ответы на задания опросника рас­сматриваются не как подлинный способ проникновения во внут­ренний мир человека, а скорее как варианты поведения, которые надо анализировать.

Теории, описанные в этой главе, отражают первую из указан­ных позиций. В самом деле, согласно этим теориям, наше субъек­тивное восприятие себя, других людей и событий имеет огромное значение, поскольку все мы можем выбирать, под каким углом зрения рассматривать случившееся (например, увольнение можно воспринимать как личностное отвержение, как небольшое неудоб­ство или как хорошую возможность изменить свой образ жизни). Любая такого типа теория личности должна фокусироваться на том, как мы воспринимаем и интерпретируем происходящее. Келли однажды сказал, что «взгляды индивидуумов на себя и других людей обеспечивают единственную разумную основу для понима­ния того, как действует личностная система конкретного человека».

Благодаря этой убежденности в способности индивидуума со­общать о своих мыслях, чувствах и переживаниях и потенциально изменять «бесполезные» взгляды на мир описанные в этой главе теории оказывают существенное влияние на консультирование и клиническую психологию. В большей степени это касается теории Роджерса, которая на практике почти не отличима от «клиенто-центрированной терапии». Последняя является краеугольным кам­нем большинства современных способов консультирования.

Наши рекомендации