Х1.2. психологические особенности тренировочной деятельности
XI.2.1. Общие психологические особенности тренировочного процесса
Психологические особенности тренировочного процесса определяются конкретными видами подготовки спортсмена, такими, как техническая, тактическая, физическая, теоретическая и др.
Конкретизируя дальше, можно говорить о психологических особенностях, например, мышечной или функциональной подготовки, развития силы или выносливости. В самом общем виде эти психологические особенности представляют собой закономерности совершенствования механизмов нервно-психической регуляции двигательной деятельности, функций организма и поведения спортсмена.
К общим психологическим особенностям тренировочной деятельности можно отнести следующие:
1. Основной задачей спортивной тренировки являются обуче
ние и воспитание, направленные на развитие личности спортсме
на—'Гражданина СССР, патриота своей страны, своего народа.
2. В спортивной тренировке решаются задачи совершенствова
ния психических процессов, состояний и свойств личности.
3. Процесс спортивной тренировки связан с перенесением все
возрастающих физических и психических нагрузок и с адаптацией
к ним.
4. В процессе спортивной тренировки спортсмен систематиче
ски повышает достигнутый привычный уровень физического и пси
хического развития, преодолевая самого себя, особенно когда речь
идет о повышении тренированности.
5. Спортивная тренировка требует строжайшей дисциплины,
подчинения режима жизни своим задачам и неукоснительного его
соблюдения.
6. Результативность спортивной тренировки, как и продолжи
тельность занятий спортом, определяется отношением спортсмена
к различным сторонам тренировочного.процесса и совершенством
используемой системы мотивации.
7. Процесс спортивной тренировки протекает в условиях спе
цифического общения, во-первых, с тренером, одной из главных
задач которого является побудить спортсмена работать много и
качественно, часто на пределе возможностей, и, во-вторых, с то
варищами, которые нередко выступают соперниками или конку
рентами.
8. Психические напряжения, постоянно сопровождающие тре
нировочный процесс и являющиеся основой его результативности,
при определенных условиях могут привести к психическому пере
напряжению.
Х1.2.2. Психическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе
Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция. Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильных переживаниях, например под влиянием страха. Часто эмоции вскрывают ресурсы, так сказать, автоматически, неосознанно для спортсмена. В экстраординарных эмоциональных состояниях возникает мощное психическое напряжение, как бы отодвигающее природные ограничители. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма.
Волевая регуляция — факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодоления самого себя ради достижения
цели.
Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью до-
8 Зак. 1165
стижения определенного результата. Условно напряжения в тренировке называют процессуальным, а в соревнова-1 нии — результативным. Обычно эти виды напряжения про-] являются не только в деятельности, но и до нее, с той разницей] между ними, что процессуальное напряжение возникает непосред-1 ственно перед работой, а результативное может возникать задолго до соревнований. В процессуальном напряжении «работаете! дальняя мотивация, ее результат отставлен в достаточно отдален-] ное будущее; в результативном напряжении мощно проявляет себя| ближняя мотивация.
Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях; монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативно* влияние на спортсмена. Современная тренировка в спорте высших' достижений использует такие высокие физические нагрузки, чт< нередко спортсмен оказывается в состоянии повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается стра-; хом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. пя оно перерастает в психическую- напряженность, которая рас-сматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом] энергии, в первую очередь нервной.
Психическое напряжение слабой степени не оставляет последствий и исчезает через несколько дней после максимальных на! грузок. Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия через недели и даже месяцы. Оно может проявляться в неблагоприятных отношениях к окружающему и в своеобразных поведенческих актах.
Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.
Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.
Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.). Вначале эти признаки проявляются не часто и выражены не ярко. Когда1 проявляется капризность, спортсмен остается организованным, дисциплинированным, как всегда, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство то заданием, то тоном обращения, то бытовыми условиями и т. д. Это
проявляется в мимике и жестах, «ворчании». Такого рода капризы можно рассматривать как своеобразную адаптацию спортсмена к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Однако оставлять их без внимания нельзя. Тренер должен проявить тонкий педагогический такт в общении со спортсменом. Не следует потакать капризам, так как это создает условия для их дальнейших проявлений, но и не надо пресекать их резко, поскольку это может привести к конфликтам; умение мягко корректировать капризы помогает спортсмену сдерживать их, так как он их осознает.
Неустойчивость настроения проявляется в быстрой смене, неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая, однако, быстро сменяется негативным отношением к окружающему.
Внутренняя раздражительность чаще всего выражается в мимике и пантомимике, но не проявляется в поведенческих актах.
Неприятные {иногда болезненные, но быстро проходящие) ощущения в определенной мере являются оправданием спортсмена в случае, когда он отказывается выполнять какие-то задания или неудачно выступает в соревнованиях. Жалобы на эти ощущения надо мягко, но неуклонно пресекать.
Появление этих признаков психического напряжения в наиболее нагрузочные периоды тренировки можно считать закономерным. Однако они должны насторожить всех, кто общается со спортсменом, и в первую очередь тренера. Для нормализации психического состояния спортсмена необходимо выяснить причину повышенного напряжения, возможно, временно изменить задачи тренировки и соревнований, целенаправленно организовать досуг, использовать методы психорегуляции.
Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.
Нарастающая, несдерживаемая, часто неадекватная раздражительность выражается в том, что спортсмен все более и более утрачивает самообладание, проявляет гневность, направляя ее на товарищей, на тренера, на совершенно случайных людей; какое-то время он еще пытается объяснить причины своего гнева, а затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызение совести по этому поводу; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.
Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям работоспособности, к еще более, чем на первой стадии, выраженной неустойчивости настроения. Даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватные реакции. Повышенная возбудимость может стабилизироваться.
Внутреннее беспокойство и напряженное ожидание неприятностей выражается в том, что спортсмен
8* 211
воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного] неуспеха то, что казалось раньше естественным, само собой разу-1 меющимся.
У некоторых спортсменов стадия порочной стеничности бывает настолько кратковременна и неярко выражена, что можно говорить о переходе первой стадии сразу в третью.
Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая, ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, воз-1 можность выигрыша даже у слабых противников, предсоревнова-тельные тренировочные результаты интерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страхов.
Общий депрессивный фон н а ст р о е н и я выражается в подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности.
Тревожность выражается в нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства или даже страха в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.
Неуверенность в своих силах является следствием возникновения мыслей о несоответствии своих возможностей по-| ставленной цели, что в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта.
Высокая ранимость, сенситивное ть выражается в том, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство в отношениях, на изменение режима тренировочных занятий, задач соревнований. Его могут раздражать резкие звуки, яркое освещение, жесткая постель и многое другое, чего раньше он не замечал. В этом случае нужен дополнительный отдых, щадящий режим.
Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена. Спортсмен, в свою очередь, должен понимать необходимость пережить это состояние, так как нередко только пройдя через него можно надеяться на| улучшение спортивных результатов.