Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации и психологии потери и поиска работы молодыми инвалидами

Организация помощи молодым инвалидам в условиях социального учреждения как средство социально-психологической адаптации в ситуации потери работы

содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации и психологии потери и поиска работы молодыми инвалидами

1.1. Сущность и содержание социально-психологической адаптации.…….....7

1.2. Безработица и поиск работы как трудная жизненная ситуация…..……..13

1.3. Социально-психологические особенности молодых инвалидов………...16

1.4 Пути решения основных процессов социально-психологической адаптации молодых инвалидов……………………………………………….21

Выводы…………………………………………………………………………..27

2. Эмпирическое исследование эффективности обеспечения процесса социально-психологической адаптации молодых инвалидов в ситуации потери работы

2.1. Организация исследования. Характеристика базы и выборки исследования……………………………………………………………………..28

2.2. Описание методик исследования…………………………………………..31

2.3. Психологическое сопровождение молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях Центра социального обслуживания………..35

2.4. Результаты исследования и их анализ……………………………………..38

Выводы…………………………………………………………………………...46

Заключение………………………………………………………………………53

Список литературы………………………………………………………………55

Приложения

Введение

Среди отечественных и зарубежных гуманитарных исследований последнего времени заметно увеличилось количество работ, посвященных различным аспектам адаптации человека и социума. Философы и социологи, психологи и политологи не прекращают попыток осмысления феномена социально-психологической адаптации личности в контексте радикальных трансформаций российского общества.

В обстановке объективного возрастания интереса к проблемам приспособления, связанным с модернизацией современных организаций, изучение социально-психологической адаптации личности молодого инвалида в ситуации потери работы представляется как никогда актуальным. Вместе с тем научный анализ социально-психологической адаптации личности, понимаемой как совокупность особых системообразующих свойств, позволяющих человеку выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, целостность и смысл [9, c. 20], – настоятельно требует исследований, способных реализовать учет всего комплекса психологических факторов и влияний на личностные характеристики индивидуального приспособительного процесса молодого инвалида.

Наша страна преодолевает трудный путь рыночной экономики. Негативные последствия переходного периода многие испытали на себе. Для нашего общества стали реальностью безработица, трудности в поиске работы и в трудоустройстве. Особенно остро подобную ситуацию переживают молодые инвалиды.

Сама вероятность такой ситуации требует от молодого трудоспособного человека, который имеет ограниченные возможности здоровья, формирование в себе целого ряда психологических качеств, потребностей и способностей, которые помогут ему обрести психологическую готовность к переквалификации, поиску нового места работы, быть активным как в профессиональном самоопределении, так и в принятии решения о трудоустройстве.

Однако вопрос психологического сопровождения процесса социально-психологической адаптации молодых инвалидов в условиях потери одной работы и поиска другой изучен крайне недостаточно, а потому заслуживает особого внимания со стороны исследователей и практических работников психологических служб, ибо эффективная социально-психологическая адаптация молодых инвалидов представляет собой одну из важнейших предпосылок их успешного трудоустройства и профессиональной деятельности.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем следующее положение: психологическое сопровождение процесса социально-психологической адаптации молодых инвалидов, потерявших работу, в условиях социального учреждения может быть эффективным, если проводится целенаправленная коррекция таких личностных качеств, как социально-психологическая адаптивность и эмоциональная лабильность.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные средства социально-психологической адаптации молодых инвалидов в условиях социального учреждения в ситуации потери работы.

Объектом исследования являются молодые инвалиды, потерявшие работу, имеющие трудовой стаж от двух месяцев до полутора лет.

Предмет исследования – методика работы с молодыми инвалидами в условиях социального учреждения, направленная на их социально-психологическую адаптацию в условиях потери работы.

Учитывая цель, гипотезу, объект и предмет исследования, мы поставили следующие задачи:

1. Выполнить анализ научной литературы по проблеме исследования.

2. Провести эмпирическое исследование личностных характеристик молодых инвалидов, потерявших работу, указывающих на уровень их социально-психологической адаптации.

3. Разработать и апробировать программу социально-психологического сопровождения молодых инвалидов, потерявших работу.

4. Выполнить анализ полученных результатов.

В ходе проведения данного исследования нами использовались следующиетеоретические методы:

- метод анализа научной литературы для изучения теоретических основ данного исследования;

-методизучения документации (документации центра социальной помощи с целью выяснения трудной жизненной ситуации каждого молодого инвалида).

В эмпирической части исследования нами использовались следующие методы и методики:

- тест С.С. Степанова «Эмоциональное равновесие» (диагностика эмоциональной лабильности);

- многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина;

- метод аутотренинга;

- метод формирующего эксперимента;

- метод обезличивания персональных данных;

- описательный метод;

-метод сравнительного анализа.

Структура выпускной квалификационной работы традиционна. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в ходе подготовки и написания исследования литературы, приложений.

Теоретические основы изучения социально-психологической адаптации и психологии потери и поиска работы молодыми инвалидами

1.1 Сущность и содержание социально-психологической адаптации

Проблема адаптации – одна из актуальных междисциплинарных проблем, которая в настоящее время интенсивно исследуется на медико-биологическом, социально-экономическом, психолого-педагогическом и социально-психологическом уровнях.

В истории научной мысли проблема взаимодействия человека и мира всегда была центральной в осмыслении действительности. Необходимость в интегративном фундаментальном учении о человеке и его месте в окружающем его мире возникала в самых разных сферах знаний, что привело к объединению различных теоретико-методологических аспектов в исследовании человека, к возникновению пограничных наук, интегрирующих разнообразные характеристики человеческого бытия, а также к расширению содержания понятий, выработанных сначала в узкой области знаний. К таким понятиям можно отнести и понятие адаптации.

Адаптация – понятие, имеющее в науке различное смысловое толкование. В самом общем плане адаптация (позднелатинское adaptation – прилаживание, приспособление, от латинского adapto – приспособление) означает процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) и их органов к условиям среды [7, т. 1, c. 216].

В «Современном словаре иностранных слов» читаем: «Адаптация:

1) приспособление строения и функций организмов к изменяющимся условиям существования;

2) физиологическая адаптация - совокупность реакций, обеспечивающих приспособление организма (или его органа) к изменению окружающих условий, например, адаптация к высоте;

3) социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к изменяющейся социальной среде;

4) сокращение и упрощение печатного текста, чаще всего иноязычного, для изучения языка или для малоподготовленных читателей» [39, c. 20].

Впервые термин «адаптация» был введен в научный в 1865 году оборот X. Аубертом и стал употребляться в медицине и психологии для характеристики изменения чувствительности анализаторов органов чувств к существующим раздражителям [21].

Адаптация в зарубежной психологии рассматривалась преимущественно в контексте взаимоотношения индивида с социальной и культурной средой. В зависимости от того, какого теоретического направления придерживаются авторы, предлагаются различные определения и процесса, и состояния адаптации.

Так, представители необихевиористического направления (Г. Айзенк, Г. Вильсон) определяют адаптацию как [2]:

- состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены;

- процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Поэтому предполагается, что социально-психологическая адаптация (что очень важно в контексте нашего исследования) – это процесс (или состояние как результат) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически групповом поведении, социальных отношениях или культуре. В отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфики ситуации, у сторонников интеракционисткого направления адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами. Для интеракционистов (например, Л. Филлипса) социально-психологическая адаптация проявляется в виде двух различных ответов на воздействие среды [46]:

- в принятии и эффективном ответе на те социальные ожидания, с которыми человек встречается в соответствии со своими воззрениями и полом;

- не только в принятии социальных норм, но и в гибкости, эффективности при встрече с новыми и потенциально опасными ситуациями, а также в способности придавать событиям желаемое для себя направление.

Т. Шибутани [50] ясно указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (или адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разрабатывалось Г. Гартманом [10], хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга в рамках концепта социальной и личностной идентичности, а механизмы и процессы защитной адаптации подробно рассмотрены в работах Анны Фрейд.

Идентичность для Фрейда – это частный, внутренний мир, эмоциональные силы человека. Любить и работать – простая формула успешной идентичности. В развитии идентичности Фрейд выделял два равнозначных процесса:

- биологический – когда организм становится иерархической организацией среди живых органических систем в жизненном цикле;

- социальный – когда организмы систематизируются в группы, которые географически, исторически и культурно определены [40].

Последователи Фрейда К. Юнг и А. Адлер посчитали недостаточным и односторонним такое толкование феномена идентичности. Замкнутость индивида на себя не может служить фундаментальным источником становления человеческого. И Юнг, и Адлер подчеркивали необходимость исследования социального окружения – «Umwelt» – как его впоследствии назовет Э. Эриксон [52]. Однако, в их работах по-прежнему акцентируется интерес к субъективному индивидуальному опыту как единственно достоверному, главным остается тезис о том, что человек адаптируется к настоящему, не принимая в расчет влияния прошлого и будущего [1, 53].

В дальнейшем при анализе проблемы адаптации общим для представителей фрейдистского направления стало сведение идентификации к бессознательным структурам, отсутствие четкого понимания, а часто отождествление понятий идентификация и идентичность. Весь смысл рассуждений сводился к открытию бессознательных влечений. Очевидно, что такой подход можно охарактеризовать как слишком отягощенный биологизаторскими тенденциями. Подобная позиция не дает возможность объяснить механизмы конструирования социальных феноменов [12].

Что касается концепции Г. Гартманна, то, по его мнению, интерес к проблеме адаптации возрос вследствие развития психологии «Я», повышения общего интереса к личности и ее приспособления к условиям внешней реальности. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», которая способствует нормальной адаптации и создается защитными механизмами личности. Психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результат этого процесса.

Хорошо адаптированным психологи считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего устанавливаются отношения адаптированности, а адаптационный процесс регулируется со стороны «Я». Кроме того, происходит поиск человеком такой среды, которая благоприятна для его функционирования [47].

Все исследователи отмечают признаки и особенности, присущие адаптивным процессам. Например, в работах интеракционистов приводятся характеристики адаптивного поведения, в качестве которых выступают успешное принятие решений, а также ясное определение своего будущего и проявление инициативы. Л. Филлипс полагает, что:

- признаками эффективной адаптированности являются адаптивность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально-насыщенные связи с людьми;

- признаками адаптации также являются наличие эмпатии, знаний мотивов человеческого поведения, способности тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях, эффективности в сфере внеличностной социально-экономической активности, в которой человек достигает запланированного им уровня [46].

Дж. Мид считает, что изучение социально-психологической адаптации личности должно происходить на микроуровне, так как в нем выявляются закономерности частного и общественного уровней .Дж. Мид различает два типа адаптации: осознаваемая – человек сам размышляет о своем поведении, он не автономен, но свободен думать о цели и тактике поведения; неосознаваемая – человек нерефлексируемо принимает нормы поведения, привычки, ритуалы. Существуют определенные способы поведения, которые идентичны по своей сути. Мы ожидаем от человека определенной реакции, без обдумывания последней.

Среди отечественных психологов ведущая роль в исследовании адаптации личности принадлежит А.А. Налчаджяну, который определяет социально-психологическую адаптацию как состояние взаимоотношений личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности [23].

Отечественными психологами в качестве специфических особенностей социально-психологической адаптации отмечается активное участие сознания, влияние трудовой деятельности человека на среду, активное изменение человеком результатов своей социальной адаптации в соответствии с социальными условиями бытия, а «успешный» характер адаптация носит при сохранении устойчивости объекта, приобретении нового качества в результате изменчивости и развитии адаптивных механизмов [4, 5, 17, 20].

Социально-психологическая адаптированность предполагает наличие у субъекта определенных навыков и способов взаимодействия. Такими , по мнению Л.А. Петровской являются:

- свободное владение вербальными и невербальными средствами социального взаимодействия;

- осознание деятельностной среды (социальной и физической, окружающей человека;

- осознание своих потребностей и ценностных ориентаций, и способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения своих основных потребностей);

- способность человека осознавать свои стереотипы в восприятии других людей, реакции переноса, свои проекции и интроекции;

- способность индивида самому справляться с возникающими стрессовыми ситуациями;

- установки на активное взаимодействие с социальной средой;

- принятие социальной роли [26].

Таким образом, изучение проблем адаптации как в отечественной, так и в зарубежной психологии началось еще в позапрошлом веке. На сегодняшний день вопросы социально-психологической адаптации личности разрабатываются, в частности, по проблеме адаптации людей, потерявших работу.

К этому вопросу мы и перейдем в следующих параграфах данного исследования.

Наши рекомендации