Опросник а. а. романова
Ребенок_ глазами взрослого
Дата проведения __________
Определите, каким образом проявляется агрессивность у ребенка и как часто наблюдается:
–(0) нет проявлений агрессивности;
– (1)проявления агрессивности наблюдаются иногда;
–(2) часто;
– (3)почти всегда;
– (4)непрерывно.
Вегетативные признаки проявления агрессивности | |||||
Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева | |||||
Облизывает губы в состоянии раздражения, гнева | |||||
Внешние проявления агрессивности | |||||
Кусает губы в состоянии раздражения | |||||
Сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева | |||||
Сжимает губы, кулаки, когда обижают | |||||
Тревожное напряжение разрешается гневом | |||||
Длительность агрессии | |||||
После агрессивной реакции не успокаивается в течение 5 минут | |||||
После агрессивной реакции не успокаивается в течение минут | |||||
Чувствительность к помощи взрослого | |||||
Помощь взрослого не помогает овладевать собственной агрессией | |||||
Помощь взрослого не помогает успокоиться | |||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии | |||||
Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии | |||||
Чувство неприязни к другим не корректируется извне | |||||
Особенности отношения к собственной агрессии | |||||
Говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно | |||||
Не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые | |||||
Недостаточность в проявлении гуманных чувств | |||||
Стремится делать назло другим | |||||
Проявляет безразличие к страданиям других | |||||
Стремится причинить другому страдание | |||||
Не возникает чувства вины после агрессивных действий | |||||
Реакция на новизну | |||||
Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности | |||||
В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции | |||||
Реакция на ограничение | |||||
Яростно сопротивляется при попытке удержать его в состоянии гнева | |||||
Реактивность (чувствительность к агрессии других) | |||||
Проявляет агрессивные реакции первым | |||||
Первым отнимает игровой предмет, игрушку у другого ребенка | |||||
Проявляет агрессивные реакции на действия других | |||||
Толкается, когда | |||||
Бьет других детей, если его случайно толкнули | |||||
Чувствительность к присутствию других | |||||
Щиплется на глазах у всех | |||||
Толкает сверстника на глазах у всех | |||||
Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение | |||||
Физическая агрессия, направленная на предмет | |||||
Ломает постройку на глазах у все | |||||
Стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку | |||||
Бросает предмет об стенку | |||||
Стремится бросить мяч сильнее, чем это требуется по правилам игры | |||||
Отрывает кукле руки, ноги | |||||
Физическая агрессия, направленная на животных | |||||
Щиплет кошку | |||||
Выкручивает хвост кошке | |||||
Специально наступает на лапы собаке | |||||
Физическая агрессия, направленная на сверстников | |||||
Толкает других детей в состоянии раздражения | |||||
Походя ударяет встречных | |||||
Бьет других детей в состоянии раздражения | |||||
Ударяет детей и внезапно успокаивается | |||||
Стремится ткнуть в глаз (пальцем, предметом) | |||||
Кусает других детей в состоянии раздражения | |||||
Агрессия, направленная на себя | |||||
Просит стукнуть себя еще раз | |||||
Берет на себя вину других | |||||
Рвет на себе волосы | |||||
Щиплет себя в состоянии раздражения | |||||
Кусает себя в состоянии раздражения | |||||
Агрессия, направленная на взрослого ( дошкольный возраст) | |||||
Бьет воспитателя по руке за то, что он не дает кидать игрушки | |||||
Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки | |||||
В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком | |||||
В состоянии пониженного настроения бьет воспитателя кулачком | |||||
Царапает взрослого | |||||
Беспричинное недоброжелательное отношение к члену детского коллектива | |||||
Вербальная агрессия | |||||
Говорит обидные слова детям | |||||
Говорит обидные слова взрослым | |||||
Говорит нецензурные слова детям | |||||
Говорит нецензурные слова взрослым | |||||
Агрессивность в виде угрозы (невербальная) | |||||
Замахивается, но не ударяет другого | |||||
Пугает другого | |||||
Агрессия разных видов и направленности | |||||
Агрессия (физическая, словесная, скрытая в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.) | |||||
Другие проявления агрессии | |||||
Плюется в состоянии раздражения | |||||
II. 2. Анализ результатов исследования.
Применение разноплановых методик для исследования агрессии и агрессивного поведения детей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом предмете.