Существует 2 формы психологического воздействия - психотерапия и психокоррекция
Психотерапия - отрасль медицины, не имеющая достаточно четкого научного обоснования, но необходимая и имеющая большой практический опыт.
Формы психотерапии:
1. Рациональная - проблемы больного обсуждаются с ним, обдумываются и находятся пути решения.
2. Суггестивная - Может проводиться с пациентом в сознании или в состоянии гипноза; сюда относится гипнотерапия, аутотренинг, внушение и самовнушение.
(другие): наркопсихотерапия и условнорефлекторная тренинговая терапия.
Основной смысл психотерапии - вылечить пациента, купировать симптомы. Врач-психотерапевт может использовать и фармакологические средства. Психотерапия - задача врача, проводится с больными людьми с целью излечения.
Задачи при психотерапии (Карвасарский, Мед.пс.):
1) глубокое и всестороннее изучение личности больного, особенностей его эмоционального реагирования, мотивации, специфики формирования структуры и функционирования его системы отношений;
2) выявление и изучение этиопатогенетических механизмов: способствующих как возникновению, так и сохранению патологического состояния и симптоматики;
3) достижение у больного осознания и понимания причинно-следственной связи между особенностями его системы отношений и заболеванием;
4) помощь больному в разумном разрешении психотравмирующей ситуации: изменении при необходимости его объективного положения и отношения к нему окружающих;
5) изменение отношений больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, что является главной задачей психотерапии и ведет к как улучшению субъективного самочувствия больного, так и восстановлению полноценности его социального функционирования.
Различные психологические воздействия, которые оказывают психологи - психокоррекция. Может быть коррекция:
· поведения
· психологических факторов риска заболеваемости
· психологических последствий перенесенных заболеваний.
· совершенствование адаптационных возможностей человека
· психологическая коррекция конфликтных отношений и др.
Психокоррекция, в отличие от психотерапии - работа со здоровыми людьми.
Это прерогатива психологов, а не врачей, но она (будучи вмешательством во внутренний мир человека) используется только тогда, когда встает вопрос об охране здоровья человека.
Однако есть определенная путаница относительно термина «психотерапия» или «психологическая терапия». Несмотря на то, что на самом деле под ней следует понимать (см. выше), иногда этот термин применяется по отношению к разного рода психологическим методам, направленным на борьбу не с болезнями, а с «болями», причем психологическими:
- психоанализ
- психодрама (Морено)
- гештальттерапия (Франкл, Перлз)
- гуманистическая (Роджерс)
- бихевиоральная терапия
- семейное консультирование и терапия (Спиваковская)
****К методам психологической работы также нередко применяют термин «методы психотерапии и психокоррекции».
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку. В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза (экспертиза трудоспособности, судебно-психологическая экспертиза, военно-психологическая экспертиза.
Психологическая реабилитация – это система медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса людей, получивших психическую травму. Она также является неотъемлемой составной частью общей реабилитации. Психологическая реабилитация - является важнейшим элементом восстановления психического равновесия. Сущность её заключается в осуществлении различных воздействий через психику на военнослужащего с учетом терапии, профилактики, гигиены и педагогики.
25. Психология здоровья.
Здоровье - состояние полного телесного, психического и социального благополучия,
а болезни - это нарушение адаптационных возможностей (виды: отклонения - в психических функциях; девиации - в детстве и отрочестве; аномалии - для патологии отклонения отдельных психических функций).
Общее определение здоровья, которое было предложено Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:
· сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
· имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
· сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.
Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:
· осознание и чувство непрерывности, постоянства своего "Я";
· чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
· критичность к себе и к результатам своей деятельности;
· соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
· способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
· способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
· способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.
·
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни.Это субъективное состояние обусловлено следующими психологическими механизмами, обеспечивающими здоровье:
· принятие ответственности за свою жизнь;
· самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
· самопонимание и принятие себя как синтез – процесс внутренней интеграции;
· умение жить в настоящем;
· осмысленность индивидуального бытия, как следствие – осознанно выстроенная иерархия ценностей;
· способность к пониманию и принятию других;
· доверие к процессу жизни – наряду с рациональными установками,
· ориентацией на успех
· сознательным планированием своей жизни.
Необходимо то душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием, иными словами, это умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.
Первичная психопрофилактика
Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития».
Вторичная психопрофилактика
Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания». Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику.
Третичная психопрофилактика
«Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации».
Психопрофилактика в практической психологии
Понятие психопрофилактика используется также в практической психологии и является разделом работы практического психолога. Накоплен опыт психопрофилактической работы в кардиохирургической клинике, в частности для предупреждения и своевременной коррекции синдрома Скумина и других психопатологических расстройств.
Психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.
Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической психологией, социологией, социальной психологией, педагогикой и другими дисциплинами.
26. Практические виды деятельности клинических психологов.
Практические функции клинических психологов.
I. Диагностика.
Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.
1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)
В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно расклассифицировать, систематизировать. Потом стали выделять симптомы - общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом - единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов - закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.
Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.
В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.
2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.
Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.
3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).
Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.
4) функциональная - в рамках какой-либо экспертизы в зависимости от задачи - ВТЭК, судебная и т.п.
5) диагностика умственного развития детей и подростков в процессе онтогенеза для определения (и рекомендаций) случаев недоразвития, задержки развития, искаженного развития психики.
6) диагностика, связанная с различными формами психологического воздействия, в т.ч. психологической коррекцией и психотерапией. Психологическая диагностика должна предшествовать воздействию, необходима в процессе коррекции и в конце, после воздействия. Особенно важна катамнестическая оценка (через некоторое время).
II. Психологическое воздействие (в основном проработана на эмпирическом уровне, в теории - гораздо хуже)
Психологическое воздействие - целенаправленное, организованное во времени и в методах влияние человека на другого человека с определенной целью и намерениями.
· что воздействует? слова, мимика, пантомимика
· на что воздействует? на мотивацию, систему отношений, эмоциональную сферу, мышление, самооценку и самосознание
· к чему приводит? к изменению поведения человека в целом, изменению саморегуляции, телесных функций и состояния здоровья
· цели воздействия? профилактические, лечебные, восстановительно-адаптационные
· кто воздействует?
Тут можно говорить о двух видах психологического воздействия в зависимости от воздействующего лица
- 1. психотерапия и
- 2. психологическая коррекция.
1. Психотерапией занимаются врачи-профессионалы в этой области, и основной смысл терапевтических воздействий - вылечить человека, снять симптомы. Для этого можно использовать рациональные, суггестивные, аутотренинговые и даже фармакологические методы.
2. Психологическая коррекция - любое изменение, улучшение и совершенствование состояния любого человека. Возможна коррекция
· поведения
· психологических факторов риска заболеваемости здоровых людей
· психологических последствий перенесенных заболеваний (от ипохондрии до анозогнозии)
· совершенствование адаптационных возможностей человека
· психокоррекция конфликтных ситуаций
· профилактика инвалидизации
· профилактика рецидивов перенесенных заболеваний
Существуют также и такие типы психологического воздействия, как психоанализ, психодрама, гештальттерапия, гуманистическая психотерапия, бихевиоральная - но все это - не психотерапии, а лишь формы психологической помощи и поддержки. Это может быть помощь, не требующая "влезания в душу" и ее изменения, как в психокоррекции.
В настоящее время сложилась такая форма работы, как бригадный метод - врач, психолог и социальный работник вместе могут оказать гораздо больше видов помощи как здоровым, так и больным людям.
III. Экспертиза.
Принципы клинико-психологической экспертизы (в отличие от клинико-психологической диагностики):
- исследовать не только нарушенные, но и сохранные стороны психики;
- соотносить психический статус в требованиями того действия, в отношении которого проводится экспертиза.
1) врачебно-трудовая экспертиза: психолог должен оценить, насколько человек, переболевший определенной болезнью или не до конца выздоровевший, сохранен в психическом плане, не оставила ли болезнь следов в психике. ВТЭК определяет степень инвалидизации: 3 гр. - некоторый изъян, позволяющий заниматься многими формами труда; 2 гр. - более тяжелый дефект, который ограничивает трудовые возможности человека; 1 гр. - человек не может и не имеет права работать.
Психологи ВТЭКа решают, может ли человек вернуться к своей работе, или рекомендует рекомендует другую - в соответствии с возможностями человека и требованиями деятельности.
2) военно-медицинская экспертиза: раньше психолог оценивал, в основном, уровень психического развития, чтобы в армию не попадали недоразвитые, в последние годы - оценка личностных аномалий призывников (неспособность к дисциплине, психопатичность, чрезмерная возбудимость и т.д.). Психологи оценивают стабильность, уравновешенность личностного склада и отсеивают акцентуированных, психопатичных и возбудимых.
Вследствие психологических ошибок повышается частота суицидов в офицерском составе (тяжелые жизненные условия семей), невооруженной и вооруженной агрессии, стрессов и индивидуально-специфических психических нарушений.
3) судебно-психиатрическая и судебно-психолого-психиатрическая экспертизы:
основная задача судебно-психиатрической экспертизы - определить вменяемость человека. Вменяем - наказать, невменяем - отправить на принудительное лечение, вылечить и выпустить. "Можно ли вменить в вину поступок?" - решается на основании двух факторов, медицинского (болен или нет) и психолого-юридического (мог ли в тот момент осознавать последствия своих поступков и руководить своими действиями), причем для принятия отрицательного решения необходимо соблюдение обоих критериев. Решение вопроса о невменяемости носит конкретный характер не только в смысле состояния психики конкретного человека, но и в смысле конкретного преступления (например, легкому олигофрену мелкую кражу не простят, а участие в групповом преступлении - мог не осознавать своей роли).
Судебно-психолого-психиатрическая экспертиза помимо вопроса о вменяемости может решать и другие вопросы:
- каков уровень психического развития человека, соответствует ли умственный возраст паспортному (например, если "по уму" несовершеннолетний, то даже вменяемому смягчат)
- в каком аффективном состоянии человек находился в момент совершения преступления, не было ли чрезмерного аффекта, который человек не мог контролировать (если да, то вменяем, но смягчат)
- можно ли доверять показаниям свидетелей (психолог может характеризовать особенности психики человека, которые могли повлиять на его свидетельские показания)
- оценка состояния суицидента перед актом самоубийства на основании имеющихся фактов (каковы причины, чья вина)
4) психолого-педагогическая экспертиза: осуществляется клиническими психологами в отношении детей с аномалиями развития, трудностями обучения, отклонениями поведения. Дается диагноз и прогноз эффективности педагогических действий - где и как учить и корректировать. Иногда в рамках этой экспертизы проводится различение ЗПР и недоразвития.
IV. Реабилитация.
Она же - социально-трудовая адаптация, восстановление психофизиологических возможностей и способностей человека на оптимальном уровне после болезни (проводят врач+юрист+социолог+психолог). Клинический психолог решает три вида задач:
- коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания; коррекция тревожности, УП, мотивации, послеболезненных синдромов;
- восстановление нарушенных ВПФ;
- восстановление и нормализация отношений в среде.
V. Профилактика.
Существует три этапа профилактики во всем мире:
Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.
Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.
27. Клинико-психологические проблемы формирования здорового образа жизни.
Охрана психического здоровьязаключается не только в изыскании мероприятий чисто лечебного характера.
Она включает в себя:
1. нахождение мер коррекции при восстановлении трудового и социального статуса,
2. в профилактике развития аномальных потребностей (алкоголизм и др.).
В сферу охраны психического здоровья входит:
· решение задач распознавания и профилактики разных профзаболеваний,
· экспертная работа.
· нахождение мер по избавлению от страха человека,
· заболевшего тяжелым соматическим заболеванием (например, онкологическим), коррекции, невротических, психопатических явлений и др.
· коррекция и профилактика аномального развития детей.
Существует три этапа профилактики во всем мире:
Первичная профилактика - общегосударственная задача укрепления здоровья всего населения. Здравоохранение должно выполнять не только функцию лечения, но и функцию охраны здоровья. Задача психологов - формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.
Вторичная профилактика - выявление групп повышенного риска по отношению к тем или иным заболеваниям, психологическая работа с группами риска, корригирование факторов риска и образа жизни.
Третичная профилактика - работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни.
Проблема объекта клинической психологии. Определение. Взаимосвязь социальной адаптации человека и его здоровья.
Практическая ориентация клинической психологии.
Клиническая психология является сегодня одной из наиболее внедренных в практику среди других областей психологии, внедренной методологически, методически, организационно и кадрово. Изначально деятельность клинических психологов была необходимо связана с ока-занием практической помощи конкретным больным людям.
Объект клинической психологии. В центре внимания клинической психологии находится человек с душевными “болями” и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Связи эти носят двусторонний характер: особенности психики обуславливают трудности адаптации человека, приводящие к повышению риска возникновения болезненных состояний (психосоматическая патология, неврозы и др.); болезни и их последствия могут влиять на изменения психологического склада человека, что приводит к дезадаптации, требуя психологической помощи в преодолении болезней и восстановления адаптационных способностей.
Предупреждение возможностей возникновения заболеваний, рациональные пути научного распознания заболеваний и различения их форм, научно обоснованные пути их лечения и восстановления нарушенных функций, возвращающих заболевшего человека к жизни и труду, -- во всех этих задачах участвует клиническая психология. Именно эта область знаний должна обеспечить научное решение поставленных вопросов. Клинические психологи направляют свои научные исследования для решения задач охраны психического здоровья людей, психопрофилактической и психогигиенической работы, помощи врачам в лечении людей и возвращении к трудовой и профессиональной деятельности.
Зарождение и развитие клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов.
Прикладная, практическая ориентация -- исходная внутренняя сущность клинической психологии. Развитие теории клинической психоло-гии в нашей стране осуществлялось на основе включенности клинических психологов в решение прикладных задач здравоохранения.
Такая "заземленность", активное прикладное развитие обусловлены:
личностными особенностями тех, кто стоял у ее истоков,
тем, что "Клиническая психология" (в отличие от ряда других об-ластей психологии) не может носить только популяционный характер, она требует индивидуализации, ориентации и психоло-гов-практиков, и исследователей на конкретную личность, на отдельно-го человека. Это гарантирует ей постоянную связь с практикой, с реальными больными людьми.
Клиническая практика - критерий оценки психологических теорий. "Не навреди!" -- заповедь медицины и клинической психологии. Необходимы научно-обоснованные принципы и методы практической работы клинических психологов.
28. Этические принципы и нормы в профессиональной деятельности клинических психологов.
Этика клинического психолога.
Психолог прежде всего должен быть гуманен.
Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Главные характеристики психолога:
· Гуманизм,
· сознание долга,
· выдержка
· самообладание,
· совестливость,
всегда считались главными характеристиками психолога.
Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу.
Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность)
Она, как правило, включает в себя три вида сведений:
· о болезнях,
· об интимной и
· о семейной жизни больного.
Врач-писхолог - не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Важной чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя:
· организованность в работе
· любовь к порядку,
· аккуратность,
· чистоплотность.
Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология.
Как говорилось выше, профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.
Более 25 веков в европейской культуре формировались, изменялись различные моральные принципы и правила, Различные нравственные регуляторы, функционировавшие на разных этапах развития общества, – религиозные, культурные, этнические, социально-экономические – влияли на формирование этических моделей и в медицине.
Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:
· Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
· Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
· Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
· Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).
Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики .
Современная клиническая психология во всех своих разделах опирается на общемедицинские этические принципы.
Клинический психолог в своей деятельности сталкивается со специфическими этическими вопросами.
Во-первых, это вопрос о необходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологического обследования перед его проведением. Клинический психолог обязан соблюдать конфиденциальность при обсуждении результатов исследования, получить согласие пациента при целесообразности ознакомления с его результатами других специалистов, помимо лечащего врача, проявлять корректность при проведении исследования либо в случае отказа от последнего.
Во-вторых, должно соблюдаться правило «границ» (граница как предел приемлемого поведения). Учитывая специфику межличностного взаимодействия между клиническим психологом и пациентом, необходимо четко определять профессиональные границы общения при психологическом консультировании и во время психотерапевтических встреч, так как «пересечение границы может привести к деструкции лечебного процесса и нанести вред пациенту. Диапазон нарушения границ профессионального взаимодействия весьма широк: от сексуального контакта с больным до советов, рекомендаций и вопросов, выходящих за рамки терапевтического контакта, личных целях несексуального характера.
В третьих, сложным этическим вопросом может быть формирование эмоциональной привязанности пациента к клиническому психологу, являющейся одной из характеристик профессионального межличностного взаимодействия. Поэтому клинический психолог должен контролировать взаимодействие с пациентом, осознавая свои профессиональные действия, чтобы эмоциональная поддержка не препятствовала обеспечению пациента средствами для самостоятельной борьбы с трудностями и реализации своих жизненных целей.