Формы психологического воздействия тренера на спортсмена

Проявление внимания.

Существенным моментом общения тренера со спортсменом на групповых тренировочных занятиях является проявление внимания к каждому ученику. Если тренер видит ученика, но не проявляет к нему внимания, то ученику кажется, что он лишь фон для тренера, не воспринимается им как отдельная личность, что тренер безразличен к его успехам. Пока обращенное к ученику слово, жест, легкий кивок, улыбка не покажут ученику, что его видят, ученик чувствует себя на тренировке обезличенным. Такое положение как бы освобождает его от необходимости вести себя дисциплинированно. Больше того, нарушение дисциплины может быть следствием протеста ученика против невнимания к нему тренера, может быть способом, с помощью которого он хочет привлечь к себе внимание.

Поэтому тренер должен стремиться к тому, чтобы каждый ученик чувствовал на занятии, что он находится в поле внимания тренера. Это достигается путем установления различных контактов-обращений к учащимся в форме вопросов: "Как ты себя чувствуешь?", "Не ушибся?", "Не больно?" или путем выражения согласия, одобрения, просьбы. Множество контактов-обращений создает у учащегося впечатление постоянного контроля над ним. При этом важно, чтобы тренер в начале знакомства с новичками не путал их имена и фамилии.

Почувствовав к себе внимание, ученик становится раскованным и доверчивым. Ему льстит проявление внимания со стороны тренера, и он отвечает взаимностью, старается выполнить задание как можно лучше.

Конечный эффект всякого индивидуального воздействия на спортсмена - в педагогических либо психологических и психотерапевтических целях - определяется не только личностными качествами этого спортсмена, но в большей степени качествами его непосредственного окружения. Если спортсмен упорно отклоняется от определенного задания тренера, то причина может заключаться в отрицательном отношении к занятиям авторитетного члена этой команды или спортсменов из других видов спорта, чье мнение по какой-то причине значимо для данного индивида.

Каждое требование может быть аргументировано по-разному в зависимости от обстоятельств. Все зависит от творчества, выдумки тренера. При этом следует учитывать, что:

1) аргументация не должна превращаться в постоянное чтение морали, назидание;

2) аргумент, хотя и может быть заготовлен тренером, для спортсменов должен выглядеть экспромтом, поэтому нельзя повторять уже раз высказанную аргументацию;

3) строя аргументацию, необходимо учитывать возрастные и половые особенности своих учеников.

К сожалению, очень хороший человек не бывает выдающимся тренером. Тренер должен быть жестким и требовательным.

Убеждение. Его основой служит разъяснение причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером. В психологическом отношении убеждение наиболее надежно.

Чтобы переубедить учеников в чем-то и не толкать их при этом к конфликту, всегда начинайте разрешение спорного вопроса, неудачного поведения с похвалы, с тезисов, с которыми они согласны, и только найдя общий язык, приступайте к разбору конфликтной ситуации, спорного вопроса. Практика убеждает: лучше сначала одобрить высказанные молодым человеком мысли, совершенные поступки, а потом сказать: "Но можно и по-другому…" или "А как вы думаете, если попробовать иначе, например вот так…"

Внушение - это психологическое воздействие одного человека на другого (или одного человека на группу лиц, или наоборот), которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики и т.п.) и отличается сниженной аргументацией. Внушение адресовано не к разуму и логике, а к чувствам. Спортсмены при внушении верят в те доводы, которые высказываются тренером даже бездоказательно. В этом случае они ориентируются не столько на содержание внушения, сколько на его форму и источник, то есть на то лицо, которое дает советы или указания. Внушение, принимаемое спортсменами, становится их внутренней установкой, которая направляет, регулирует и стимулирует их психическую и физическую активность.

Порицание (упрек, осуждение) может оказывать на спортсмена двоякое действие. Если оно раскрывает перспективу перед учеником ("Смотри, какие у тебя способности! А ты их не реализуешь"), то является положительной стимуляцией спортсмена, если же порицаются его способности, интересы, то это вызывает отрицательный эффект, а именно снижение активности и уровня притязаний ученика. Кстати, чаще всего порицаются именно "бесперспективные" в глазах тренера ученики. Правда, если ученик имеет высокий уровень притязаний, выраженное самолюбие, то после порицания он может мобилизоваться, чтобы доказать тренеру его неправоту.

Не следует упрекать спортсмена сразу после неудачного выступления. Надо выдержать определенное время, чтобы схлынули негативные эмоции, спокойно поискать причины неудачи. Иначе тренер может наговорить спортсмену много обидных слов, порой и несправедливых. Лучше проводить разбор на следующий день после соревнований.

Поощрение и наказание. Действенными способами воздействия тренера на детей, занимающихся спортом, являются поощрение и наказание.

Поощрение может осуществляться морально - похвала, благодарность, проявление доверия и материально - награждение грамотой, призом и т.д. Поощрением является и привлечение тренером ученика себе в помощники или назначение его дежурным.

Еще одной формой поощрения является одобрение. Одобрять можно разными способами: словом, интонацией, мимикой (улыбкой) Ю пантомимикой (кивком головы), аплодисментами.

При разработке системы поощрений важно правильно объяснить ее спортсменам и применять те награды, которые имеют действительную для них ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределились справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.

Устные замечания должны делаться с глазу на глаз. Нет смысла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они утрачивают свою действенность уже после третьего раза.

Убеждая в чем-то юных спортсменов, целесообразно апеллировать к их лучшим чувствам. Разговаривая, например, с провинившимся спортсменом, необходимо дать ему почувствовать, что веришь в него, что он - достойный член коллектива, но на этот раз допустил проступок (нагрубил, сошел с дистанции, опоздал на старт), не достойный его.

Глава 2 Эксперимент

Ровно за 2 месяца до соревнований, делим группу на две части, одной даем задание:

В своих спортивных дневниках, помимо записей о своей технике, исправлении технических ошибок, самочувствии и т.д., нужно было отразить психологическую сторону своего состояния на «днях борьбы».

Данные записи должны были быть подробными ответами на такие вопросы:

1. Что делали до тренировки?

2. Какое настроение было по пути в спортивный комплекс?

3. Было ли желание тренироваться?

4. Как настраивались на каждую схватку?

5. Если проигрывали, то почему?

6. Какие ошибки допущены в самонастрое? (если, по вашему мнению, они имелись).

7. Насколько уверены были в себе в каждой отдельной схватке?

8. Общий итог тренировки. Что понравилось в своем состоянии? Что нет?

С другой группой условия прежние. После каждого «дня борьбы», на следующей тренировке производим устный самоанализ каждого занимающегося. в строю задаваем каждому 8 тех же вопросов, задача детей, как можно подробно ответить на них.

По наблюдениям психологов, когда ребенок записывает свои мысли, наблюдения и т.п., он, во-первых: ведет как бы, тет-а-тет с тренером, гораздо больше открывается, менее стесняется, у него достаточное количество времени, чтобы правильно сформулировать свою мысль. Во-вторых: занимающийся может сравнивать свои результаты, посмотрев прошлые записи. Самостоятельно может проанализировать причины хорошего или плохого результата, внести корректировку в свой настрой. В-третьих: таким способом, тренер узнает больше о своих воспитанниках, что помогает ему в работе: настрое, подготовке, стимуляции и т.д.

Устный же анализ значительно отличается от письменного. Он не может дать столько информации, не может оказать должного действия на спортсмена в сравнении с письменным, потому что при устном изложении:

1. Оказывает влияние наличие посторонних лиц, а именно одноклубников, как такового контакта с тренером не происходит.

2. Ограниченное количество времени на формулировку и высказывание своих соображений.

3. Нет возможности подробного сравнения с предыдущими тренировками.

Заключение

На основе своевременного управления психологической подготовкой дзюдоистов на результатах текущего контроля состояния предстартовой психологической подготовленности спортсмена с соответствующей структурой и необходимыми параметрами, можно добиться планируемой результативности в соревнованиях. Психологическая готовность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией, эмоциональным состоянием или точностью реагирования, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Поэтому, психологическая подготовка спортсмена должна включать комплексную диагностику составляющих психологическую готовность спортсмена, и их коррекцию с целью приведения спортсмена к оптимальному боевому состоянию.

Исходя из работы, можно сделать следующие выводы:

1.Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением, скованность, перевозбуждение и т.д.)

2. Воспитательная работа и психологическая подготовка организуется на всех этапах тренировочного процесса дзюдоистов. Решение воспитательных задач с дзюдоистами различного возраста осуществляется через формирование у них нравственного сознания, нравственных чувств, воли и характера. Установлено, что начальные занятия дзюдо, с одной стороны, требуют, в связи со спецификой вида спорта определенного уровня развития нравственно-волевых качеств, а с другой, способствуют, при правильной организации учебного процесса, их целенаправленному формированию

3. Успешность выступлений дзюдоистов в соревнованиях подкрепляется требованиями к их психофизической подготовленности. Дзюдоисту необходимо: знать свои резервы подготовленности, болевой порог (и предполагать его у соперника); уметь обращать силу соперника в свою пользу; просчитывать свои движения; сдерживать себя согласно правилам; контролировать эмоции. В воспитательной работе японских тренеров по дзюдо один из важных аспектов -- поведение воспитанников после выигранного поединка. Радоваться эмоционально не принято, это оскорбляет чувства проигравшего соперника.

Список литературы

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М.:AKADEMIA, 2000.

2. Джамагаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М.: ФиС. 1983.

3. Мальчиков А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой. Смоленск, 1987.

4. Марищук В.Л., Блудов Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1982.

5. Найдиффер О.М. Психология соревнующегося спортсмена. М.: ФиС, 1979.

6. Новиков М.А. В сб.: Психологическая подготовка спортсменов разных видов спорта к соревнованиям. М.: ФиС, 1968.

7. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. М.: ФиС, 1977.

8. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

9. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984.

10. Психология и современный спорт. М.: ФиС, 1973. (с. 72-85)

11. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. М.: ФиС, 1968.

12. Рыжонкин А.В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некоторых личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физического воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. С. 153.

13. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК.

14. Станкин М.И. Учитель физической культуры: личность, общение. М.

15. Теория и практика физической культуры. 1974. № 9.

16. Аванесян Г.М. Психологические факторы совершенствования физической работоспособности борцов.

17. Алексеев А.В. Себя преодолеть.

18. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.

19. Антохин А.В. Программирование ментальной тренировки в спорте.

20. Аллахвердиев А.Ш. Особенности поэтапного формирования спортивной мотивации борцов.

21. Андреев В.В. Индивидуальные особенности психологической защиты личности в спортивной деятельности.

22. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.

23. Анисимов В.И. Прогнозирование действий противника, как фактор управления соревновательным поединком дзюдоистов.

24. Набатникова М.Л. Основы управления подготовкой юных спортсменов.

25. Ресурсы интернета.

26. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт, 2004. 219 с.

27. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.

28. Левицкий А.Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с учетом уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 2003. 50 с.

29. Маляренко А.Т., Ткаченко А.Н. Прогнозирование успешности спортивной подготовки юных дзюдоистов (9-11 лет) на основе результатов тестирования двигательных способностей //Физическое воспитание студентов. 2007. № 4. С. 23-28.

30. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 4-е издание. М.: Омега-Л, 2006. 113 - 116 с.

31. Мешавкин А.С. Методика обучения технико-тактическим действиям дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук. Тюмень, 2007. 25 с.

Наши рекомендации