Особенности психического и личностного развития младшего школьника
Начало младшего школьного возраста принято считать с возникновения признаков кризиса семи лет. Основной возрастной потребностью младшего школьника является потребность в новых переживаниях, вызываемых информацией об окружающем мире. Эта возрастная потребность создает новую социальную ситуацию психического развития, характеризующуюся переживаниями ребенка об учебной деятельности, образующую особую «внутреннюю позицию школьника» (Л.И. Божович). Мысли ребенка связаны с предстоящей учебной деятельностью, особым положением школьника со своими учебниками, принадлежностями, школьной формой и т.п. Специфика социальной ситуации психического развития младшего школьника заключается в том, что наблюдается «несовпадение» внутренних и внешних факторов, и это создает дополнительное противоречие. Внутренние факторы развития для младшего школьника – это прежде всего психологические новообразования, проявившиеся в дошкольном возрасте. Внешние факторы связаны с новыми условиями социальной микросреды: одноклассники, учитель, изменившиеся отношения родителей к ребенку как школьнику и т.п.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии школьника в отечественной психологии считается учебная деятельность. По своему содержанию и формам организации она наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника, проявляет психические новообразования возраста, развивает сензитивную сферу психики, и в учебной деятельности зарождается и развивается новый вид деятельности, являющийся ведущим для следующего возрастного периода, – межличностного общения ( по Д.Б. Эльконину – интимно-личностное общение).
Учебная деятельность выполняет основные функции развития: познавательную, преобразующую и поисковую. Она имеет следующую структуру: учебная задача, мотивы, учебные действия и действия самоконтроля, самооценка и результат. Более подробная характеристика дается в педагогической психологии.
Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов и поведения.
Рефлексия – это процесс самопознания индивидом своих процессов и состояний. Психическое новообразование в младшем школьном возрасте – это свойство, позволяющее относительно адекватно оценивать свои успехи в учебной деятельности, свои особенности. Благодаря рефлексии младший школьник выстраивает образ «Я», на основе которого формируется самооценка. Дети, которые учатся хорошо, как правило, имеют более высокую самооценку. Важно помнить педагогам, что для счастливой жизни ребенка, для умения преодолевать трудности ему необходимо иметь положительное представление о себе. От этого зависит уверенность в своих силах, уровень притязаний, эффективность любой деятельности.
Внутренний план действия как психическое новообразование младшего школьного возраста представляет собой свойство, характеризующее способность и умения ребенка планировать и выполнять действия про себя. Фактически внутренний план действия – это внутренняя речь, направленная на усвоение знаний, умений и навыков. Ребенок в учебной деятельности вынужден про себя решать различные познавательные задачи, отыскивать наилучшие пути их решения, выбирать и сопоставлять различные варианты действий, планировать их порядок и средства реализации. Чем больше шагов своих действий может предусмотреть ребенок и чем тщательнее может контролировать свои действия, тем лучше у него сформирован внутренний план действий.
Произвольность психических процессов и поведения как психическое новообразование возраста представляет собой наличие волевого акта в учебных действиях: умение сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить средства их достижения, преодоления трудностей.
Следует отметить, что в этом возрасте мышление ребенка достигает стадии конкретных операций (Ж.Пиаже). Дети начинают активно использовать логические построения. Они способны не только классифицировать предметы, но и различать иерархию различных групп объектов. В этом возрасте ребенок начинает усваивать нормы, существующие в отношениях между людьми, развиваются нравственные эмоции.
Сензитивной сферой развития в младшем школьном возрасте является интеллект.
При благополучном развитии в младшем школьном возрасте у детей развиваются многочисленные учебные умения и навыки. По Э.Эриксону у детей этого возраста все большее значение приобретает сравнение себя с другими. При условии, когда ребенок считает себя компетентным и уверенным, формируется трудолюбие. При неблагоприятном истечении обстоятельств, особенно при незаслуженном негативном оценивании ученика учителем, формируется заниженная самооценка, неуверенность и как следствие развивается чувство неполноценности.
5. Психическое и личностное
развитие подростка
Примерно к 11 годам у детей появляются новые возрастные потребности в формировании целостной идентичности образа своего «Я», самостоятельности и независимости. Социальная ситуация психического и личностного развития включает различные переживания.
С одной стороны, в это время интенсивно идет физиологическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела ребенка и т.п.), проходит гормональная перестройка, происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности, обеспокоенности внешним видом. В то же время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности. Этому способствует изменение в познавательной сфере и развитие самосознания.
С другой стороны, очень часто ближайшее окружение (в первую очередь родители и учителя), существенным образом не признают возрастных потребностей подростков и не меняют своего отношения к ним, то есть относятся к подростку по-прежнему, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития.
Подростковый возраст часто называют трудным и кризисным. Это связано с обострением противоречий в этом периоде. Важнейшими источниками противоречий являются бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый результат. Усложняют ситуацию и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности, которая уже не является ведущим видом деятельности в психическом развитии; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других взрослых людей. Противоречивость возраста выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к признанию, к позитивному оцениванию его другими людьми, а с другой стороны – часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергает сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают и взрослым.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии является межличностное общение со сверстниками. Д.Б. Эльконин считает, что ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.
Психическим новообразованиемпо мнению Л.С. Выготского, является чувство взрослости (отношение подростка к себе как к взрослому). Т.В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:
– в подражании внешним проявлениям взрослого;
– в стремлении сформировать качества взрослого;
– в сотрудничестве со взрослыми, которым доверяют.
Важным новообразованием является самостоятельность подростка, стремление быть независимым от взрослых, самому принимать решения по всем вопросам взаимодействия с другими людьми.
Самооценка в системе межличностных отношений и общения является одним из новообразований личностного развития подростка.
Кроме этого, психическими новообразованиями является развитие абстрактного мышления (логическое мышление (Ж. Пиаже). Следовательно, возникает комбинаторика мышления – способность при решении любых задач видеть не одно решение, а несколько их путей. На этом периоде возникает и рефлексия собственных мыслей как психическое новообразование возраста.
Сензитивной сферой развития подростка является сфера отношений со сверстниками и развитие самосознания. Подростковый возраст – важнейший жизненный этап в развитии самосознания. Способность к обобщениям позволяет подростку вырабатывать свою систему эталонов оценки себя, окружающих людей, происходящих событий. При благоприятном развитии у него постепенно происходит переориентация с внешних оценок на внутренние и формируется более адекватная самооценка. При неблагоприятном развитии у подростка наблюдается противоречивая и неадекватная самооценка, часто порождающая либо замкнутость, депрессию, либо агрессивное поведение.
6. Особенности психического
и личностного развития в юношеском возрасте
В современной психологии существуют различные подходы к возрастным границам и особенностям психического и личностного развития в юношеском возрасте.
В биогенетических теориях для определения нижней границы юношеского возраста берутся в основном показатели физиологического созревания человека, его полового развития. Обычно нижней границе юношеского возраста приписывают 18 лет, когда человек по основным показателям созревания приближается к развитию взрослого человека. Вот на этом основании до сих пор в поликлиниках существует понятие подросткового кабинета, в котором обслуживаются молодые люди до 18 лет, и их считают, как бы подростками. Верхняя граница юношеского возраста определяется в таком подходе вступлением в брак и началом осуществления репродуктивной функции. Это, как правило, с 23 – 25 лет у человека начинается взрослая жизнь.
В социогенетических теориях верхняя и нижняя границы определяются уровнем социализации личности, показателями развития отношений молодого человека в социуме. За основу берутся такие показатели, как осознание себя как личности, возникновение ответственности за себя и свое поведение, определенный уровень развития «Я-образа», степень освоения механизмов социализации. В соответствии с таким подходом юношеский возраст начинается с 16 лет и завершается к 27 – 28 годам.
На наш взгляд, возрастные границы и особенности психического и личностного развития необходимо оценивать с позиций психологического подхода. За основу определения возраста каждого человека необходимо брать появление возрастных потребностей, которые создают «социальную ситуацию психического развития» (Л.С. Выготский). Такой подход в целом не противоречит возрастной периодизации в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), периодизации развития интеллекта (Ж.Пиаже), психосексуального развития (З.Фрейд), эпигенетического подхода (Э.Эриксон) и других взглядов на периодизацию. На наш взгляд, интересен подход Ю.Н. Карандашева.
В психологическом подходе границы юношеского возраста определяются возрастом, который характеризуется социальной ситуацией развития, с типичными для каждого возраста переживаниями. Под «социальной ситуацией психического развития» понимается «…совокупность внутренних и внешних условий развития определяющих систему отношений ребенка к самому себе, другим людям и окружающему миру. Единицей социальной ситуации развития являются переживания» (Л.С. Выготский). Фактически каждый человек воспринимает, осознает и переживает себя и свое развитие, свои отношения с людьми, осознает и переживает явления окружающего мира. Содержание, глубина, направленность и другие характеристики переживаний человека и определяют его психологический возраст.
Исходя из содержания изложенных научных положений, нижняя граница юношеского возраста определяется следующей возрастной потребностью и социальной ситуацией развития. К концу подросткового возраста, как правило, формируются наряду с другими свойствами психические новообразования: временная перспектива и рефлексия собственных мыслей. Они, на наш взгляд, наиболее способствуют появлению возрастной потребности самореализоваться, но в будущем. Следовательно, появляются переживания своего будущего. Для более полного удовлетворения возрастной потребности существуют виды деятельности, которые в возрастной психологии называют «ведущим видом деятельности в психическом развитии» (А.Н. Леонтьев). Это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий к следующему возрастному периоду. В данном возрасте ведущей является учебно-профессиональная деятельность (Д.Б. Эльконин). Психическими новообразованиями являются мечты, идеалы. В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я – образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное». Появляются описанные выше возрастные потребности, социальная ситуация развития, возрастные и личностные новообразования. Ранней юностью и ее началом для большинства юношей и девушек – 14 лет.
Удовлетворение возрастных потребностей, проявление психических возрастных новообразований, а также потребности, вызываемые физиологическим созреванием, способствуют возникновению в юношеском возрасте потребности самореализоваться. У юношей это потребность реализоваться как мужчина, а у девушек – как женщина. Следовательно, доминирующими переживаниями в социальной ситуации психического и личностного развития в этом возрасте являются отношения с лицами противоположного пола, в первую очередь взаимоотношения со сверстниками. Конечно, если следовать логике Д.Б. Эльконина, то ведущим видом деятельности в этом возрасте является интимно-личностное общение. Главное в интимно-личностном общении – не следовать биологическим инстинктам, а конструктивно осознавать и переживать все отношения. Тогда наиболее полно проявляются такие возрастные психические и личностные новообразования, как любовь, закладываются основы материнского и отцовского чувства, ответственность за других людей, романтизм в отношениях, формируются мечты и идеалы, связанные с будущим в семье. Конструктивно изменяется «Я-образ», в нем появляются компоненты «Я – будущая мать», «Я – будущий отец» и др. Для большинства юношей и девушек все описанное начинает проявляться с 17 лет, следовательно, с этого возраста ранняя юность завершается и начинается следующий возрастной период – юношеский.
Для большинства молодых людей уже к 21 году потребности юношеского возраста удовлетворяются, и появляется та же возрастная потребность в самореализации, но в другом направлении. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни: достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и благополучии. Следовательно, переживания, составляющие социальную ситуацию психического и личностного развития, связаны с будущими успехами в жизни. На наш взгляд, для этого возраста ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная творческая деятельность. Результаты наших исследований показывают, что очень важно для личности данного возраста иметь постоянную работу по избранной профессии и немаловажным является наличие в деятельности творчества и свободы. Если в поздней юности, которая начинается с 21 года и завершается к 27 – 28 годам, нет возможности для удовлетворения возрастной потребности в самореализации в профессиональной творческой деятельности, то молодые люди компенсируют это в случайных заработках, иногда и эффективно в материальном плане, но у них появляется симптоматика безработного человека.
Предложенная нами характеристика возрастных границ и особенностей психического и личностного развития в ранней юности, юности и поздней юности не претендует на оригинальность, а соответствует реалиям развития человека. Предложенная нами возрастная периодизация не противоречит существующим теориям, а в некоторой степени дополняет и расширяет понимание общих и возрастных закономерностей психического и личностного развития человека.
7. Особенности психического
и личностного развития в зрелом возрасте
В возрастной психологии отдельные ученые зрелый возраст условно делят на два периода: до сорока лет и после сорока лет (Г.С. Абрамова). При этом считается, что на стадии до сорока лет у человека активно накапливается жизненный опыт, и он достигает к концу этого периода полного расцвета (возраст «акме» – вершина), а после сорока лет человек постепенно начинает как в физическом, так и в психологическом плане сдавать свои позиции.
Вторая стадия зрелого возраста описывается в пессимистическом плане. Такой подход имеет право на существование. Однако если учитывать возрастные закономерности психического и личностного развития, то в развитии человека все значительно сложнее. Каждый возраст по-своему хорош, имеет преимущества и некоторые слабые стороны перед другими возрастными стадиями.
В соответствии с возрастной периодизацией развития по Э. Эриксону выделяется три стадии взрослого человека: ранняя взрослость (20 – 45 лет), средняя взрослость (45 – 60 лет) и поздняя взрослость свыше 60 лет.
В ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Э. Эриксона близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Эту способность отдать часть себя, не боясь потерять собственную идентичность. При благоприятных условиях для удовлетворения возрастных потребностей возникает способность – близость к людям, а при неблагоприятных условиях – возникает психическое образование – изоляция от людей.
В средней взрослости, после того как предыдущие конфликты хотя бы частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. В этом случае проявляется позитивная направленность развития – творчество. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов, при пассивном отношении к жизни часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности собственным здоровьем, стремлением удовлетворить собственные психологические потребности, уберечь свой покой. В данном случае развитие определяется как застой.
В поздней зрелости человек обычно пересматривает прожитую жизнь, и по-новому оценивает ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал себя, что было ему отпущено судьбой. В таком случае человек испытывает полноту жизни. При неблагоприятном стечении обстоятельств, если человеку жизнь кажется напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает отчаяние.
Следуя возрастным закономерностям психического и личностного развития, на наш взгляд, в зрелом возрасте можно выделить несколько стадий.
Первая стадия зрелого возраста начинается с возникновением новой возрастной потребности – потребности самореализоваться в расширении своих возможностей в межличностном взаимодействии, поиске новых форм общения и отношений. Эта потребность возникает, как правило, к двадцати семи годам и удовлетворяется в целом к тридцати шести годам. Этот возраст можно условно назвать «бальзаковским возрастом».
Социальная ситуация развития включает переживание межличностных отношений с другими людьми, возможностей изменить что-то в жизни, искать новое, необыкновенное в отношениях и общении.
Ведущим видом деятельности для большинства людей этого возраста является коммуникативный компонент профессиональной деятельности. Работа ценится тем, насколько она удовлетворяет возрастным потребностям в общении, комфортными межличностными отношениями, совместной с другими людьми активностью. При достаточно высоком уровне личностного развития и при благополучных условиях на работе, в семье человек приобретает в этом возрасте психические и личностные новообразования: понимание других людей, чувствование их, доверительные отношения, открытость и другие свойства, обеспечивающие ему «близость к людям» (Э. Эриксон).
При неудовлетворении возрастных потребностей возникает отчужденность, непринятие других людей, а иногда потребность в сексуальной близости как компенсация духовной близости к людям. Сензитивной сферой является система отношений в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Второй стадией зрелого возраста можно назвать период примерно с тридцати шести лет до сорока двух. На этой стадии возникает новая потребность – потребность в самореализации и самоутверждении в профессиональной деятельности, в большей мере ее когнитивного и поведенческого компонента. Следовательно, ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии является профессиональная деятельность. Успехи в деятельности, материальные блага, карьера, признание наиболее полно удовлетворяют возрастные потребности. Кроме этого, на развитие влияет семейное благополучие, различные успехи членов семьи.
Социальная ситуация личности в этом возрасте характеризуется переживанием собственных жизненных успехов, ретропереживанием своего поведения на предшествующей возрастной стадии. При благоприятном течении обстоятельств, при удовлетворении возрастных потребностей проявляются психические и личностные новообразования: самоуважение, самодостаточность, ощущение себя как успешного человека. При неблагоприятном стечении условий развития человек может испытывать неудовольствие своей работой, чувство вины, безысходность, безразличие, ощущение себя неудачником.
На этой стадии возникает такое психическое новообразование, как уважение к мудрости. Человек может легче, чем на других возрастах, перенести первые потери – смерть близких людей, родителей. Он готов спокойнее принять отчуждение детей, их вступление в брак, рождение детей и рационально осознавать и переживать все значимые для него события.
В этом возрасте может наблюдаться у человека первая стадия стагнации брачных отношений.
На следующей стадии зрелого возраста, в соответствии с законом отрицание отрицания возникают новые возрастные потребности – потребности в самореализации во взаимодействии с другими людьми. Примерные возрастные границы этой стадии – от сорока двух до сорока восьми лет. Серединой этого возраста является возраст сорока пяти лет, о котором в народном творчестве существуют известные поговорки.
Социальная ситуация развития этого возраста определяется возрастными потребностями и возможностями их удовлетворять. При благополучных условиях личность в этом возрасте активно реализуется в совместной деятельности, стремится к взаимодействию, оказывать помощь, опекать других людей, поучать их. На этой стадии снова доминирует межличностное общение, но в отличие от общения на первой стадии зрелого возраста, характеризуется высоким уровнем социальной направленности. В этом возрасте иногда возникает ностальгия по общению и отношениям со старыми товарищами, друзьями из детства и юношества. Люди этого возраста интересны тем, что с ними легче общаться как по профессиональным вопросам, так и по поводу личных проблем. Они уже имеют богатый жизненный опыт и в соответствии с возрастными потребностями еще не чувствуют своего возраста. При неблагополучном стечении событий в этом возрасте возникает замкнутость в себе, уход в работу (психологическая зависимость), обеднение эмоциональной сферы.
Возрастными психическими новообразованиями этого возраста являются эмпатия, умение сочувствовать и переживать не только родным и близким людям, но и любому человеку.
В этом возрасте проявляется такое возрастное новообразование, как аутичная генеративность – психологическая готовность иметь внуков. Это психическое новоообразование часто неосознанно проявляется в рассказах о семьях друзей или знакомых, у которых уже появились дети или внуки.
Центральным образованием личности является дальнейшее формирование «Я – образа», в котором гармонизируются «Я – реальное», «Я – будущее», «Я – идеальное» и другие «Я», образуя самость, самодостаточность личности.
При удовлетворении возрастной потребности этого возраста зарождаются и проявляются новые возрастные потребности для следующего возрастного периода зрелости – потребности в самореализации личности в профессиональной деятельности или другой деятельности (домашнее хозяйство), осознании значимости своих достижений в профессиональной деятельности и материальном благополучии.
Возрастные границы данного возраста примерно от сорока восьми до пятидесяти четырех лет. Социальная ситуация развития этого возраста характеризуется переживаниями о той деятельности, которой занимается человек. Как правило, человек, с особой тщательностью выполняет свои обязанности, ответственно относится ко всему, чем занимается. И это значимо переживается в этом возрасте. Отношение к профессиональной деятельности несколько похоже на отношение к работе на втором этапе зрелого возраста, только эти отношения являются более мудрыми, философскими. В этом возрасте основным новообразованием является профессиональное самоуважение. Личность, как правило, конструктивно переживает свои достижения, ценит себя как личность. При негативной оценке со стороны других людей болезненно переживает это. Наряду с самоуважением формируется ответственное, а иногда и гиперответственное отношение к профессиональной деятельности (деятельности, которой занимается). В этом возрасте проявляются такие качества, как бережливость, критичность.
В соответствии с общими законами развития, примерно к пятидесяти пяти годам, проявляется возрастная потребность в самореализации в профессиональной деятельности в другом плане – социальном. Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется переживаниями личности об отношениях, складывающихся на работе и дома. В этом возрасте человеку до всего есть дело, и это иногда проявляется в чрезмерной вербальной активности. Вообще типично для этого возраста делать все так, как в последний раз хорошо. Ведущим видом деятельности в этом возрасте чаще всего является профессиональная деятельность. В этом возрасте формируется такое новообразование возраста, как мудрость: умение предупреждать и успешно разрешать конфликтные ситуации, быть снисходительным и хорошо понимать других людей и уметь прощать им. В последней стадии зрелого возраста личность еще устремлена в будущее: строит жизненные планы, начинает осуществлять новые проекты, не боится начать новое дело. Хотя для лиц этого возраста типично адекватно, и иногда скептически относится к своим успехам в трудовой деятельности, и больше ценить в себе и людях нравственные качества.
8. Психическое и личностное развитие
в пожилом и старческом возрасте