Возрастные и физиологические особенности развития гибкости младшего школьника

В рамках данной работы далее следует обратиться к рассмотрению возрастных и физиологических особенностей развития младшего школьника.

Младшему школьному возрасту соответствует возраст ребёнка – 7-11 лет.

В хореографии, как и в других видах деятельности для достижения максимальных результатов в процессе обучения и воспитания используют возрастной подход.

Возрастной подход – это учёт и использование закономерностей развития личности ребёнка (физических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых.

Рассмотрим возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

К 7 годам ребёнок в основном уже готов к систематическому обучению. О нём надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознаёт своё поведение и может сравнивать себя с другими.

У него формируется ряд новых психологических образований:

- Стремление к общественной значимости;

- Способность управлять своим поведением;

- Умение делать простые обобщения;

- Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления. У них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес.

Окостенение опорно-двигательного аппарата происходит постепенно, но костная система всё ещё богата хрящевой тканью, поэтому кости достаточно мягкие, гибкие, недостаточно прочные, легко поддаются как благоприятным, так и не благоприятным факторам воздействия. Окостенение будет проходить в течение всего младшего детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы.

В младшем школьном возрасте заканчивается формирование свода стопы.

Развитие костной системы скелета тесно связано с развитием мускулатуры, сухожилий, связочно-суставного аппарата.

Мышечная система интенсивно развивается, мышечный тонус укрепляется. Укрепление мышечного тонуса является результатом, как регуляторного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.

В младшем школьном возрасте сердечно-сосудистая система претерпевает морфологические и функциональные изменения. Масса сердца увеличивается. Увеличивается сила сердечных сокращений. Повышается работоспособность сердца.

С возрастом поднимается артериальное давление и становится в пределах 80/50-110/70 мм.рт.ст.

По мере развития ребёнка уменьшается частота дыхания и нарастает глубина дыхания, следовательно, улучшается лёгочная вентиляция.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.

Быстро развивается психика ребёнка. Изменяются взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает и процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно переходит в процесс обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью.

К концу младшего детства восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму, поэтому весь учебный процесс подчинён воспитанию культуры внимания.

Мышление у детей этого возраста развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще..» писал ( К.Д. Ушинский), и призывал опираться в этом возрасте на эти особенности детского мышления[ ].

Большую роль в развитии ребёнка этого возраста играет память. Мозг в этот период обладает большой пластичностью, однако учащиеся не умеют распорядиться своей памятью и подчинить её задачам обучения. Немалых усилий стоит педагогам выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации труда

Становление личности ребёнка младшего школьного возраста происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками, новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов.

Младшее возрастное звено представляет большое поле для развития нравственных качеств личности, этому способствует податливость и известная внушаемость учащихся, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное – огромный авторитет, которым пользуется учитель.

Наши рекомендации