Причины нежелания улучшать свой имидж
Повышать психологическое притяжение к себе
· Во-первых, это может быть вызвано гипертрофированно высоким мнением данного человека о самом себе («я настолько хороший, что нет необходимости в улучшении моего имиджа»),
· во-вторых, это может быть вызвано тем, что у человека резко занижена самооценка («да что Вы, все равно ничего из меня не получится»),
· в-третьих, это может быть вызвано выраженным негативным отношением к людям вообще («а меня вовсе не интересует, что они там обо мне думают»),
· в-четвертых, это может быть вызвано выраженным депрессивным состоянием человека (допустим, у него большое горе) или у него имеется иное психопатологическое состояние. При всех подобных состояниях имиджмейкер, видя необходимость в изменении имиджа этого человека, прежде всего должен выступать в качестве психотерапевта, психоаналитика, обладая при этом и знаниями по технике убеждения (а не только по технике доказывания своей правоты; ибо доказать — не значит убедить).
* * *
Структура имиджа и виды имиджа
Составляющие имиджа
1. Визуальный имидж: целенаправленное воздействие на зрительные ощущения, фиксирующие информацию о дизайне, фирменной символике и иных носителях графической информации (реклама).
2. Социальный имидж: навязывание широкой общественности представлений о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества.
3. Бизнес-имидж: формирование представлений о субъекте деловой активности (деловая репутация, объем продаж, относительная доля рынка, инновационность технологий, разнообразие товаров, гибкость ценовой политики т.д.), бизнес-имидж организации обладает относительной стабильностью.
Каждый элемент структуры имиджа, воздействующий на представления людей в течение продолжительного временного отрезка должен быть заполнен самой организацией: недостающий элемент, в силу определенных стереотипов, массовое сознание заполняет самостоятельно, создавая тем самым барьер трудно преодолеваемой существующей установки при последующем внедрении информации.
Особое значение имидж имеет для крупных и хорошо известных структур, существующих в центре внимания СМИ, на виду общественности. Коррекция имиджа подобных структур ведется постоянно, посредством воздействий на общественное мнение для обеспечения благоприятного поведения общественности в отношении организации.
Забанова Е.М. (2001) отмечает, что в основе имиджа как символического образа субъекта, создаваемого в интерсубъектном взаимодействии, лежит активная и целенаправленная деятельность субъекта-прообраза имиджа, ориентированная на его самопознание, самовыражение и самосовершенствование в индивидном, личностном и профессионально-деятельностном аспектах.
Сущностными характеристиками имиджа являются:
· активность имиджа, его способность влиять на поведение воспринимающих его субъектов;
· информативность имиджа, проявляющаяся как его способность давать информацию об отображаемом субъекте;
· сочетание в. создании и восприятии имиджа рациональных и эмоциональных аспектов;
· целостность образа отображаемого субъекта, достигаемая посредством интеграции отдельных изолированных символов;
· индивидуализированность представления;
· осознанность образа;
· динамичность, гибкость имиджа, возможность его изменений в конкретных условиях и в то же время его относительная устойчивость, независимость от ситуативных обстоятельств;
· символичность имиджа как образа, выраженного в культурных символах, что обусловливает формирование имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия в реальном социокультурном, политико-экономическом, историческом и профессиональном контексте;
· соответствие имиджа, с одной стороны, личности субъекта-прообраза имиджа, с другой стороны, социальным ожиданиям воспринимающих имидж субъектов;
· опосредованность имиджа социокультурными ценностями.
По мнению, той же Забановой Е.М. (2001), смысловая интерпретация имиджа зависит от пола, возраста, рода занятий субъекта, его ценностных ориентации. Интересно, что по ее же мнению, с возрастом заинтересованность собственным имиджем уменьшается, меняется значение используемых имиджевых признаков; женщины имеют более мощную установку и повышенную мотивацию на создание имиджа, чем мужчины. В образовательной среде преподаватели и студенты различаются иерархией мотивации создания имиджа, оценкой, жизненных ценностей, арсеналом признаков имиджа.
Виды имиджа
В настоящее время в специализированной литературе можно встретить достаточно много типов и видов имиджа. Рассмотрим некоторые из них:
- зеркальный - имидж, свойственый нашему представлению о себе;
- желаемый - образ, к которому мы стремимся;
- корпоративный - имидж организации в целом;
- мифологический имидж - формирование образа и поведения лидера в соответствии со сложившимися в данном обществе мифами;
- закрытый - имидж, в который каждый человек может привнести что-то свое, наделить человека своими чертами (был характерен для вождей).
По мнению Панасюка А.Ю. (2009) можно выделить 3 основных типа имиджа в соответствии с его отнесенностью к тому или иному объекту.
Имидж человека – это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего в следствии прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей; по сути имидж человека – это как он выглядит в глазах других людей, или – что одно и тоже – каково о нем мнение других людей;
Имидж фирмы – это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего в следствии либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути имидж фирмы – это то, как она выглядит в глазах людей, или – что одно и тоже – каково о ней мнение людей;
Имидж товара - это мнение о данном товаре у группы людей на основе образа данного товара, возникшего либо при покупке, использовании этого товара лично, либо на основе мнения об этом товаре других людей; по сути имидж товара – это то, как он выглядит в глазах людей, или – что одно и тоже – каково о нем мнение людей.
* * *
Функции имиджа
Д. Коллинз (2007) выделяет две группы функций имиджа: ценностные и технологические.
Ценностные функции имиджа:
1. Личностно-возвышающая. Благодаря положительному имиджу создается облик личности, который подчеркивает ее духовное достоинство, визуально опредмечивает ее лучшие душевные характеристики и в целом демонстрирует ее индивидуальную незаурядность.
2. Психотерапевтическая.Личность, обладающая обаянием, обречена на людское внимание и признание, что пополняет, а в ряде случаев восстанавливает ее биоэнергетику, о чем свидетельствует ее устойчивое положительное настроение, оптимизм в достижении своих целей и уверенность в себе. Реализация ценностных функций имиджа ориентирована на создание в самой личности так называемой подъемной силы, за счет которой она с меньшими психофизическими затратами добивается жизненного успеха и общается с людьми.
3. Субъективное предназначение ценностных функций имиджа.Создание такого выразительного личного облика, который располагал бы к себе людей, а значит, облегчал им общение с таким человеком, стимулировал быть с ним более открытым (доверять свои взгляды и желания, рассчитывать на понимание своих проблем, выражать ему симпатии).
4. Объективное предназначение ценностных функций имиджа.По свидетельствам очевидцев, Мэрилин Монро не обладала ярким актерским талантом, но посмотреть на нее стремились люди различных социальных слоев, вплоть до глав государств. Подобный успех объясняется, прежде всего, неповторимостью и личностной яркостью. Этот пример лишний раз подтверждает, как много значит обладать бесценным даром нравиться людям. Понятно, что не всем дано иметь такие мощные генетические задатки или развитые способности быть обаятельным. В этой связи возникает вопрос: насколько возможно каждому человеку обладать таким имиджем? И, кстати, этот вопрос волнует очень многих, ведь не каждый человек имеет яркую внешность, красноречие, является жизненно преуспевающими.
Технологические функции имиджа:
1.Социальная адаптация.Благодаря правильно подобранному имиджу возможно быстрое вхождение в конкретную социальную среду, расположение к себе людей, достижение с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.
2. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик.Это значит подчеркнуть свои наиболее привлекательные качества, вызывая у людей доверие, симпатию и обращая их внимание на свои профессиональные достоинства.
3. Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных.То есть посредством одежды, прически, макияжа, великолепных манер поведения отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.
4. Концентрация внимания людей на себя.Другими словами, умение «светиться» людям всегда обращает их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью.
5.Расширения возрастного диапазона общения.Это означает не замыкание личности в своем возрастном имидже, визуальное свидетельство современных манер общения и соблюдения последних тенденций моды, что позволит расширить круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах.
Забазнова Е.М.(2001) выделяет следующие функции имиджа
ü функция социального влияния;
ü рефлексивная,
ü психотерапевтическая,
ü иллюзорно-компенсаторная;
ü аффективная,
ü организаторская,
ü когнитивная,
ü конструктивно-стабилизирующая
На основе этих функции осуществляется коррекция субъект-субъектного взаимодействия, приспособление субъекта к выполнению групповых ролей, побуждение к организованной совместной деятельности.
* * *