Деловой имидж. Имидж и его составные элементы

В переводе с английского «image» означает «образ». Выражение «сделать себе имидж» – в русском переводе будет звучать как «вообразить себя».

Первыми над созданием имиджа начали работать американские экономисты, занимающиеся предпринимательством. Именно американский экономист Стэнли Болдуин в 1960-х гг. ввел понятие «имидж» в деловой оборот и обосновал его полезность для процветания бизнеса.

Но еще средневековый мыслитель-государствовед Никколо Макиавелли убедительно доказал важность имиджа для политика; в частности, он указал, что для государственного лица очень важно иметь соответствующую «личину» (маску).

В наше время возрастающий спрос на имидж породил новую профессию - имиджмейкер, специалист по созданию лично го имиджа, а также имиджа деловых и политических структур (политической партии, общественной организации). Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается прикладная наука имиджелогия (понятие введено в науку в 1990 г.) — цель которой научное обоснование создания привлекательного имиджа, модели достойного поведения, соответствующих тем жизненным ситуациям, в которых оказывается человек. У. Джеймс сказал: «Я есть то, чем признают меня окружающие».

Составляющие имиджа: основные понятия

Здоровье. Если вы чем-то больны, то можете вызвать у окружающих только жалость и сочувствие. Человек, с которым приятно общаться, всегда бодр и энергичен. Вы должны заряжать других позитивными эмоциями, а не ходить с понурым истощенным видом. Многие люди будут вас сторониться, так как они могут не уметь/не знать, как вас можно поддержать. Близким вы можете существенно подпортить настроение своими рассказами о болезнях. Здоровье куда важнее денег. Помните об этом и не совершайте распространенных ошибок: зачастую мы тратим свое здоровье на зарабатывание денег, а потом этими же деньгами пытаемся восстановить свое состояние, вернуть себе тонус. Согласитесь, что это не рационально.

Внешний облик. Это важное составляющее имиджа. К этому пункту относится ваше умение сочетать различные элементы гардероба, цвета и стили. Для того чтобы хорошо выглядеть и сформировать о себе положительное мнение совсем не обязательно ходить лишь в дорогих костюмах, сверкать модными брендами и пестрить обилием драгоценностей и мехов. Просто покупайте качественную одежду хорошего покроя, научитесь грамотно подбирать цвета и фасоны к своему типу фигуры.

Манеры. Этот пункт важен не меньше, чем внешний вид. Манеры – это ваша речь, интонация, жестикуляция. Это то, как вы ведете себя, общаясь с другими людьми. Вряд ли вы сможете впечатлить кого-то, употребляя в речи слова-паразиты, излишне жестикулируя и т.д.

Профессиональные качества. Также относятся к части вашего имиджа. Ваш профессионализм поднимает самооценку, а к уверенным в себе людям зачастую тянутся окружающие.

Психологические составляющие имиджа – это ваш внутренний мир. Сюда можно отнести гражданские и нравственные позиции, то, как вы относитесь к своему месту в этом мире. То, что вы любите: книги, фильмы, музыка.

4. Этические проблемы деловой жизни. Деловая этика как научная дисциплина. Соотношения деловой и универсальной этики.

Американская исследовательница Л. Нэш несколько лет назад выпустила книгу с характерным названием – «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.

Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем. Жадность.

• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.

• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.

• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.

• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.

• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.

• Низкое качество работы и товаров.

• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.

• Наличие фаворитов.

• Жесткие цены.

• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.

• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.

• Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы.

• Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.

• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.

• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.

• Уделение большого внимания перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.

• Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.

• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.

• Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.

• Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство.

Деловая этика является одной из разновидностей профессиональной этики. Некоторые считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса. Для других – это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто их придерживается. Некоторые люди даже просто отрицают само существование деловой этики вообще.

Деловая этика является одной из разновидностей профессиональной этики. Некоторые считают, что это понятие определяет поведение и практическую деятельность профессионалов бизнеса. Для других – это совокупность моральных стандартов, о которых многие говорят, но мало кто их придерживается. Некоторыелюди даже просто отрицают само существование деловой этики вообще.

Обобщая, необходимо сказать, что важность изучения деловой этики при подготовке профессиональных специалистов трудно переоценить. Изучение деловой этики не только помогает сформулировать нужные этические ценности для каждого человека и дает возможность профессиональным специалистам свободнее ориентироваться в сложных проблемах, возникающих при принятии решений, но также способствует созданию «этической инфраструктуры», которая должна сделать возможной введение и работу рыночной экономики и рыночных отношений. Более того, освещение взаимосвязи между этическими ценностями и деятельностью экономических институтов при изучении курса деловой этики может помочь построить более жизнеспособные экономические институты в условиях экономики переходного типа.

Деловая деятельность приводит ко множеству этических по своему характеру вопросов, которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами универсальной этики.

Деловая этика изучает профессиональную мораль, конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профессиональной деятельности.

Деловая мораль возникает с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании мнений людей внутри данных групп. Первоначально это был небольшой круг профессий, которые в процессе дальнейшей специализации труда все больше дифференцировались, в результате чего возникали все новые и новые профессии.

В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Отношение к ней общества определяет ее ценность.

Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Во-первых,тем, что данная профессия дает объективно для

общественного развития.

Вo-вторых,тем, чтоэтапрофессиядаетчеловекусубъективно, в смысле нравственного на него воздействия.

Всякаяпрофессия, посколькуонасуществует, выполняетопределенную социальную функцию. Представители этой профессии имеют свое общественное назначение, свои функции, свои цели.

Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей, независимо от того, хотят они этого, или нет.

Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей. В зависимости от объекта труда, орудий труда, используемых приемов и решаемых задач возникает неповторимое своеобразие ситуаций, трудностей и даже опасностей, которые требуют от человека определенного типа действий, методов, психологических реакций.

Вкаждой профессии рождаются свои моральные «искушения», моральные «доблести» и «потери», возникают определенные противоречия, вырабатываются своеобразные способы их разрешения.

Впрофессиональную деятельность человек вовлекается с его субъективным миром чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок, со своим образом мышления. Среди многообразных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу.

Аэто, в свою очередь, обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения.

Таким образом, как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т. е. к возникновению профессиональной морали с ее исходной клеточкой – нормой, отражающей практическую целесообразность определенных форм взаимоотношений как между членами профессиональной группы, так и самой группой с обществом.

Историческое развитие профессиональной нормы шло конкретного к абстрактному. Первоначально ее значение сугубо конкретно и связывается с определенным реальным действием или предметом. Лишь в результате длительного развития eе смысловое содержание приобретает общий, собственно моральный смысл.

Каждая эпоха располагает своим комплексом вычленившихся профессиональных норм, т. е. профессиональной моралью. Возникнув, профессиональная мораль становится определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить своей собственной жизнью и превращается в объект осмысления, изучения, анализа, усвоения, становится силой, направляющей поведение представителя той или иной профессии.

Если бы существовал кодекс этических принципов, подходящий ко всем культурам, философским воззрениям, верованиям и профессиям, то это могло бы обеспечить такую универсально полезную систему, которая заставила бы людей поступать по совести и руководила их поступками.

Нравственные коллизии и конфликты очень редко преподносятся нам как ожидаемые и прогнозируемые. Они обычно приходят внезапно, прежде чем мы успели их распознать, или развиваются так постепенно, что мы узнаем их лишь в ретроспективе: это немного похоже на то, что мы замечаем змею после того, как были укушены.

Для удобства использования принципы сгруппированы в две категории: универсальная и деловая этика.

Наши рекомендации