Раздел IV. Личность ведущего тренинга
Глава 8. Функции психотренера и стили руководства группой
Стили руководства группой
Согласно классической классификации стилей управления малой группой – авторитарный, демократический, попустительский, – руководство тренинговой группой можно рассматривать с точки зрения доминирования ведущего и жесткого или мягкого структурирования им процесса работы группы.
Таблица 7.
Основные стили руководства
Авторитарный | Демократичный | Попустительский |
Все аспекты политики группы определяет тренер. | Политика группы вырабатывается на основе направляемых тренером дискуссий и принимаемых в группе решений. | Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии тренера. |
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует тренер. | В процессе дискуссии определяются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Тренер часто предлагает выбор из двух или более возможностей. | Тренер предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть. |
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет тренер | Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы. | Тренер никак себя не проявляет. |
Тренер хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо показать. | Тренер хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много. | Деятельность членов группы редко комментируется тренером, который не пытается оценивать или регулировать ход событий. |
Большинство тренеров придерживаются мнения, что наиболее предпочтителен демократический стиль руководства; отношение к директивности, характеризующей авторитарный стиль, как правило, достаточно негативно. Однако исследования показывают, что в ряде случаев бывает необходима именно авторитарность:
1) когда задача группы жестко структурирована;
2) когда члены группы испытывают сильный стресс;
3) когда динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут точно и полно осознать, что происходит.
Многие группы, особенно на начальном этапе, тяготеют к тому, чтобы их четко структурировали и чтобы ими жестко управляли. Это действительно бывает необходимо для преодоления начальной скованности и тревожности и ускорения запуска группового процесса. Вместе с тем опытный руководитель находит возможности постепенного "ослабления вожжей" и передачи функций управления самой группе.
Наименее продуктивный стиль руководства, как принято считать, – попустительский. Но это не означает, что он абсолютно неприемлем: в некоторых он может использоваться тренером для стимуляции активности самой группы и т.д.
Поведенческие роли психотренера
Выделяется 4 основные функции (поведенческие роли) психотренера, которые он осуществляет в процессе работы с группой: эксперта, катализатора, аранжировщика и образцового участника (Рудестам К.).
Эксперт
Почти при любых происходящих в группе взаимодействиях и практически в любой момент ее существования у тренера есть возможность прокомментировать один или несколько процессов, которые могут одновременно протекать на нескольких уровнях: на уровне отдельных или нескольких участников, а также на уровне группы в целом.
Функции руководителя по разъяснению могут разниться от комментариев по поводу отдельных поведенческих актов (или высказываний о сериях таких актов и их последствиях) до более сложных рассуждений о намерениях и мотивах, а также до умозаключений о соответствии имеющего место "здесь и сейчас" группового поведения индивида свойственному ему поведению за пределами тренинга.
Эти комментарии помогают членам группы понять, как они себя ведут, как их поведение сказывается на других и в конечном счете как оно влияет на их представление о себе и на текущие обстоятельства их жизни. Однако если тренер слишком увлекается предоставлением информации, ответами на вопросы и вообще своей ролью эксперта, группа становится похожей на учебный класс. Здесь важно проявлять сдержанность и знать меру времени.
Катализатор
В качестве катализатора тренер способствует развитию событий в ней самим фактом своего присутствия. Он побуждает группу к действиям и обращает ее внимание на текущие ощущения и заботы ее членов. Тренер, играющий роль катализатора, как бы держит перед группой зеркало, в котором ее члены могут наблюдать свое поведение; уличает их в поверхностности чувств и отношений и побуждает стремиться к большей близости.
В качестве катализатора руководитель использует свое мастерство, чтобы помочь членам группы увидеть и понять, что происходит в группе. Здесь требуются специфические поведенческие навыки, включая искреннюю, теплую и сочувственную манеру поведения отзывчивость, готовность немедленно сосредоточиться на том, что происходит в группе в каждый данный момент. Таким образом, руководитель пытается высвободить терапевтический потенциал группы и ее отдельных членов и превратить его в средство изменения их личности.
Аранжировщик
В этой роли тренер старается облегчить обмен вопросами, чувствами и информацией между участниками и помочь группе в решении ее проблем и в достижении ее целей. Когда группа не справляется с трудной ситуацией, тренер может вмешаться, чтобы направить группу к выходу из тупика.
Искусство аранжировки включает умение предотвратить неприемлемое поведение участников, определить границы допустимого поведения, поддержать членов группы в ситуациях, когда их попытки исследовать проблему или обменяться идеями и чувствами по сути уместны, но по исполнению неуклюжи, защитить отдельных участников от необоснованных нападок со стороны других членов группы, а также соразмерить вклады отдельных участников в работу группы. Без подсказок руководителя ситуация в группе может так и оставаться неясной, а уровень тревожности – высоким.
Тренеру следует регулировать уровень тревожности в группе, то оказывая ей поддержку и упорядочивая ее работу, то нарочито воздерживаясь от таких мер. Кроме того, с помощью специальных приемов он может переключать внимание всей группы на поведение отдельных участников или добиваться их конфронтации.