Понятие психического состояния. Виды психических состояний

Психическое состояние человека – это относительно устойчи­вая структурная организация всех компонентов психики, выпол­няющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Состояния человека в трудовой деятельности классифици­руют по признаку длительности, по ведущему компоненту, по степени напряжения их общего тонуса, по степени активной дея­тельности сознания, по доминирующим в их структуре свойствам личности и т. д.

В. Асеев располагает возникающие в процессе трудовой деятельности психические состояния по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состо­яния. Такие состояния определяют отношение человека к дан­ному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или неудовлетворенности рабо­той, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т. п.) отражают общий психологический настрой коллектива;

2. Временные, ситуативные, быстропроходящие состояния. Возникают под влиянием разного рода неполадок в производ­ственном процессе или во взаимоотношениях рабочих;

3. Состояния, возникающие периодически в ходе трудовой деятельности. Таких состояний много. Например, предрасполо­жение к работе, пониженная готовность к ней, врабатывание, повышенная работоспособность, утомление, конечный порыв и т. д. Сюда же В. Асеев относит психические состояния, вызван­ные содержанием и характером работы (операции): скука, сон­ливость, апатия, повышенная активность и т. п.

По признаку преобладания одной из сторон психики разли­чают состояния эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия); состояния, в которых доминируют процессы восприятия и ощущения (состояние живого созерцания); состо­яния внимания (рассеянность, сосредоточенность); состояния, для которых характерна мыслительная активность (задумчи­вость, вдохновение, озарение) и т. д.

Наиболее важна для психологии труда классификация состоя­ний по уровню напряжения, так как именно этот признак наибо­лее существен с точки зрения влияния состояния на эффектив­ность деятельности. Умеренное напряжение – нормальное рабо­чее состояние, возникающее под мобилизующим влиянием трудо­вой деятельности. Это состояние психической активности - не­обходимое условие успешного выполнения действий. Оно сопро­вождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий.

Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме.

Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обста­новка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмиче­ский характер.

В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспо­собности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режи­ме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффек­тивностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях.

Экстремальные условия - условия, требующие от работаю­щего максимального напряжения физиологических и психиче­ских функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение. Неблагоприятные факторы, повышающие напряже­ние, относятся к следующим группам:

1) физиологический дискомфорт, т. е. несоответствие усло­вий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решений;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, т. е. условия, при которых выпол­нение одного из них требует осуществления действий, противо­речащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения кото­рых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение- напряжение, 'вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при форми­ровании плана обслуживания, обусловленное высокой плот­ностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение- напряжение, вызванное неопти­мальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в воспри­ятии необходимой информации.

Монотония- напряжение, вызванное однообразием выпол­няемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.

Политония- напряжение, вызванное необходимостью пере­ключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическоенапряжение- напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат чело­века.

Эмоциональноенапряжение- напряжение, вызванное конф­ликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напря­жением прочих видов.

Напряжениеожидания - напряжение, вызванное необходи­мостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационноенапряжениесвязано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление- напряжение, связанное с временным сниже­нием работоспособности, вызванным длительной работой.

Состояние утомления

Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факто­ров, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

Утомление сопровождается уменьшением производимой рабо­ты и представляет собой весьма сложный и разнородный комп­лекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но также психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое состоя­ние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.

Психолога интересует утомление именно как особое, своеоб­разно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов рас­сматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже ког­да производительность труда еще не падает. Это снижение рабо­тоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в си­лах должным образом продолжать работу;

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внима­ние легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым;

3. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые при­нимали участие в работе. Если человек долго читает без пере­рывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжитель­ная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

4. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, рас­стройстве их ритма, в ослаблении точности и координирован­ности движений, их деавтоматизации;

5. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также отно­сятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инст­рукцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мысли­тельные процессы особенно нарушаются при утомлении от умст­венной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориен­тации;

6. Ослабление воли. При утомлении ослабляются решитель­ность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость;

7. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек засыпает часто в любом положении, например сидя.

Отмеченные психологические показатели утомления прояв­ляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости при­нять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособ­ность и тем самым производительность труда. При переутомле­нии указанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, понятно, что речь идет о динамике утомле­ния, в которой можно вычленить разные стадии. Н.Д. Левитов различает первую стадию утомления, на которой появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя счи­тать, что если субъективное переживание – чувство усталости не сопровождается понижением производительности, то это пере­живание не имеет никакого значения. Чувство усталости появ­ляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изну­рительную работу, субъективно чувствует себя вполне работо­способным. Причиной могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производитель­ность труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному взрыву переутомления, который часто имеет большую разрушительную для работоспособности силу.

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более и более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к коли­честву выработки.

Третья стадия характеризуется острым переживанием утом­ления, которое принимает форму переутомления. Кривая рабо­ты или резко снижается, или же принимает «лихорадочную» форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже уско­ряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек почувст­вует невозможность продолжения работы, переживая при этом болезненное состояние.

Различают 4 степени переутомления - начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое, меры борьбы с которыми должны соответствовать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомление хорошо компенсируется при чёткой регламентации времени труда и отдыха. Легкая степень эффективно снимается в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжёлая степень переутомления требует лечения в условиях клиники.

В зависимости от характера труда различают физическое и умственное утомление. Для каждого из этих видов утомления характерны первичная и вторичная формы. Первичное утомление развивается в начале работы и свидетельствует о недостаточном упрочении трудовых навыков. В процессе работы происходит преодоление первичного утомления, в результате чего работоспособность возрастает. Вторичное утомление, объективно отражающее снижение психофизиологических возможностей организма, развивается спустя 2,5 - 3 часа после начала работы. Для ликвидации вторичного утомления необходим отдых.

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утом­лению. Многие исследователи высказываются за ее существова­ние. Так, С.М. Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

ü от индивидуальных особенностей рабочего;

ü от обстоя­тельств протекания работы;

ü от качества выполняемой рабо­ты;

ü особенностей трудового режима и т. д.

Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

Н.Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зави­сит от таких индивидуальных особенностей человека, как физи­ческое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и моти­вация, волевые черты характера. От такого рода индивидуаль­ных особенностей зависит и то, как переживает человек утом­ление и как справляется с ним на разных его стадиях.

Наши рекомендации