Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»
Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлетворенности трудом.
Проведение опроса
Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлетворенность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла), «в основном удовлетворен» (+2), «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетворен» (-1);. «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).
Оцениваемые факторы
1. Значимость профессии.
2. Престижность профессии.
3. Вид трудовой деятельности.
4. Организация труда.
5. Санитарно-гигиенические условия.
6. Размер заработной платы.
7- Возможность повышения квалификации.
8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.
9. Взаимоотношения с коллегами.
10. Потребность в общении и коллективной деятельности.
11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.
12. Возможность творчества в процессе работы. ,13. Удовлетворенность работой в целом.
Обработка результатов и выводы
Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).
Методика «Направленность
На вид инженерной деятельности»
Методика разработана О. Б. Годлиник и рассматривает характерные элементы 4 основных видов инженерной деятельности:
1. Научно-исследовательская деятельность.
2. Проектно-конструкторская деятельность.
3. Производственная (эксплуатационная) деятельность.
4. Организаторская деятельность.
Инструкция
Какие из приведенных ниже видов инженерной деятельности более привлекательны, предпочтительны для вас, в большей мере соответствуют вашим склонностям и интересам? Сравнение производите попарно. Из каждой пары выберите более привлекательный вид дея-
тельности и соответствующую ему букву запишите на листе для ответов рядом с номером сравниваемой пары.
Текст опросника
А Б
А | Б | ||||
1. | Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявления закономерностей | Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулировать) | |||
2. | Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы | Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей | |||
3. | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | |||
4. | Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | |||
5. | Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулировать) | Организовывать, планировать координировать производственную деятельность людей | |||
6. | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | |||
7. | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | |||
8. | Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | |||
9. | Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы | Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулировать) | |||
10. | Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности | Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей | |||
11. | Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | |||
Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы | Планировать и проводить эксперименты для проверки гипотез, догадок, выявлять закономерности | ||||
13. | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулировать) | |||
14. | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей | |||
15. | Эксплуатировать машины, механизмы, приборы {управлять, следить, регулировать) | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | |||
16. | Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | |||
17. | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей | |||
18. | Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи | Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы | |||
19. | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности | |||
20. | Разрабатывать и внедрять в производство современные методы и формы организации труда | Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы | |||
21. | Планировать, проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности | Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда | |||
22. | Проектировать, конструировать новые при&оры, машины, механизмы | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | |||
23. | Разрабатывать и внедрять в производство современные методы, формы организации труда | Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств | |||
24. | Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств | Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности | |||
Обработка результатов
За каждый выбор (предпочтение) проставляется 1 балл.
Далее подсчитывается, сколько раз был выбран тот или иной вид инженерной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность характеризуется следующими позициями опросника: 1А, 4Б, 6А, 7Б, 10А, 12Б, 13А, 16Б, 18А, 19Б, 21А, 24Б.
Проектно-конструкторская — 2А, ЗБ, 6Б, 8Б, 9А, 12А, 14А, 15Б, 18Б, 20Б, 22А, 24А. Производственная— 1Б, ЗА, 5А, 7А, 9Б, 11Б,13Б, 15А, 17А, 19А,22Б,23Б. Организаторская — 2Б, 4А, 5Б, 8А, 10Б, 1IA, 14Б, 16А, 17Б, 20А, 21Б, 23А.
Выводы
О наличии склонности к тому или иному виду инженерной деятельности можно утверждать, если набрано 9-12 баллов.