Методика «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности»

Методика разработана Т. Л. Бадоевым и направлена на изучение удовлет­воренности трудом.

Проведение опроса

Опрашиваемые оценивают свое отношение к различным факторам, влияющим на удовлет­воренность трудом, по семибалльной шкале: «очень удовлетворен» (+3 балла), «в основном удов­летворен» (+2), «скорее удовлетворен» (+1); «и удовлетворен, и нет» (0); «скорее не удовлетво­рен» (-1);. «в основном не удовлетворен» (-2); «совершенно не удовлетворен» (-3).

Оцениваемые факторы

1. Значимость профессии.

2. Престижность профессии.

3. Вид трудовой деятельности.

4. Организация труда.

5. Санитарно-гигиенические условия.

6. Размер заработной платы.

7- Возможность повышения квалификации.

8. Отношение администрации к труду, отдыху и быту работников.

9. Взаимоотношения с коллегами.

10. Потребность в общении и коллективной деятельности.

11. Потребность в реализации индивидуальных особенностей.

12. Возможность творчества в процессе работы. ,13. Удовлетворенность работой в целом.

Обработка результатов и выводы

Показателем общей удовлетворенности является сумма набранных баллов (с учетом их знака).

Методика «Направленность

На вид инженерной деятельности»

Методика разработана О. Б. Годлиник и рассматривает характерные эле­менты 4 основных видов инженерной деятельности:

1. Научно-исследовательская деятельность.

2. Проектно-конструкторская деятельность.

3. Производственная (эксплуатационная) деятельность.

4. Организаторская деятельность.

Инструкция

Какие из приведенных ниже видов инженерной деятельности более привлекательны, предпочтительны для вас, в большей мере соответствуют вашим склонностям и интересам? Сравнение производите попарно. Из каждой пары выберите более привлекательный вид дея-

тельности и соответствующую ему букву запишите на листе для ответов рядом с номером сравниваемой пары.

Текст опросника

А Б

  А Б
1. Планировать и проводить экспери­менты для проверки научных гипотез, догадок, выявления закономерностей Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять, следить, регулиро­вать)
2. Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей
3. Обеспечивать эффективную безаварий­ную работу сложных технических устройств Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
4. Разрабатывать и внедрять в произ­водство современные формы и методы организации труда Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи
5. Эксплуатировать машины, механиз­мы, приборы (управлять, следить, регулировать) Организовывать, планировать координировать производственную деятельность людей
6. Искать оптимальные решения науч­ных и технических проблем, форму­лировать новые задачи Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
7. Обеспечивать эффективную безаварий­ную работу сложных технических устройств Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи
8. Разрабатывать и внедрять в производ­ство современные формы и методы организации труда Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств
9. Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулировать)
10. Планировать и проводить эксперимен­ты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности Организовывать, планировать, координи­ровать производственную деятельность людей
11. Разрабатывать и внедрять в произ­водство современные формы и методы организации труда Обеспечивать эффективную безаварий­ную работу сложных технических устройств
Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы Планировать и проводить эксперименты для проверки гипотез, догадок, выявлять закономерности
13. Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи Эксплуатировать машины, механизмы, приборы (управлять следить, регулиро­вать)  
14. Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств Организовывать, планировать, координиро­вать производственную деятельность людей  
15. Эксплуатировать машины, механизмы, приборы {управлять, следить, регули­ровать) Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств  
16. Организовывать, планировать, координировать производственную деятельность людей Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи  
17. Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств Организовывать, планировать, координи­ровать производственную деятельность людей  
18. Искать оптимальные решения научных и технических проблем, формулировать новые задачи Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы  
19. Обеспечивать эффективную безаварий­ную работу сложных технических устройств Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности  
20. Разрабатывать и внедрять в производ­ство современные методы и формы организации труда Проектировать, конструировать новые приборы, машины, механизмы  
21. Планировать, проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности Разрабатывать и внедрять в производство современные формы и методы организации труда  
22. Проектировать, конструировать новые при&оры, машины, механизмы Обеспечивать эффективную безаварийную работу сложных технических устройств  
23. Разрабатывать и внедрять в производ­ство современные методы, формы организации труда Обеспечивать эффективную безаварий­ную работу сложных технических устройств  
24. Вносить усовершенствования в конструкцию технических устройств Планировать и проводить эксперименты для проверки научных гипотез, догадок, выявлять закономерности  
           

Обработка результатов

За каждый выбор (предпочтение) проставляется 1 балл.

Далее подсчитывается, сколько раз был выбран тот или иной вид инженерной деятельности.

Научно-исследовательская деятельность характеризуется следующими позициями опросни­ка: 1А, 4Б, 6А, 7Б, 10А, 12Б, 13А, 16Б, 18А, 19Б, 21А, 24Б.

Проектно-конструкторская — 2А, ЗБ, 6Б, 8Б, 9А, 12А, 14А, 15Б, 18Б, 20Б, 22А, 24А. Производственная— 1Б, ЗА, 5А, 7А, 9Б, 11Б,13Б, 15А, 17А, 19А,22Б,23Б. Организаторская — 2Б, 4А, 5Б, 8А, 10Б, 1IA, 14Б, 16А, 17Б, 20А, 21Б, 23А.

Выводы

О наличии склонности к тому или иному виду инженерной деятельности можно утверж­дать, если набрано 9-12 баллов.

Наши рекомендации