Представления детей дошкольного возраста о труде взрослых
Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные знания о труде окружающих ребенка людей, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках, заводах, средствах сообщения, в сельском хозяйстве.
Знания о трудовой деятельности людей являются центральным звеном знаний о социальной действительности. Эти знания имеют решающее значение в социализации личности ребенка. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека. Знания о труде людей и понимание значения трудовой деятельности обусловливают развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности, положительного отношения к труду и его результатам уже в дошкольном возрасте.
Знания о мотивах, направленности труда регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственному труду, к труду взрослых, а также к предметам, созданным людьми.
Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, привитие интереса и уважения к людям труда, положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности окружающих людей — важнейший компонент психологической готовности к труду.
В советской психолого-педагогической литературе есть немало исследований, посвященных проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Разработаны принципы ознакомления детей с общественной жизнью, с трудовой деятельностью людей, намечены пути усвоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание ознакомления с трудом взрослых, определены требования к качеству знаний детей о труде (Т. В. Ендовицкая, В. И. Логинова, Я. 3. Неверович, О. И. Соловьева, В. А. Фролова, В. И. Глотова и др.).
На протяжении всего дошкольного детства в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» осуществляется ознакомление детей с различными видами трудовой деятельности, с различны- . ми профессиями. Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом людей в ближайших учреждениях и предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремиться подражать взрослым. Поощрение этого интереса, утоление жажды знаний о труде взрослых, создание условий для получения максимального объема такой информации и наиболее эффективного ее усвоения имеет первостепенное значение. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, дедушек и бабушек и других членов семьи, от сверстников, из собственных наблюдений, а также с помощью средств массовой информации (кино, радио, телевидения, литературы и т. п.). Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.
Старшие дошкольники знакомы с различными видами труда (производственным, сельскохозяйственным, в сфере обслуживания и т. п.). В перечне профессий, известных дошкольникам, выделено более 90 наименований. Каждый ребенок знает от 4 до 13 профессий. Бесспорно, это не означает, что о каждой названной профессии ребенок имеет исчерпывающие представления, однако такой широкий диапазон наименований убедительно демонстрирует огромную заинтересованность дошкольников трудовой сферой человека[88].
Наиболее популярными являются профессии системы «человек — техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта— легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист комбайнер и т. п.); строительные специальности (сварщик, крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, столяр, слесарь, маляр и др.); военные — летчик, танкист, ракетчик, вертолетчик, космонавт; а также различные рабочие профессии — грузчик, кочегар, механик, шахтер, ткачиха, оптик, полировщик, полиграфист и др.
На втором месте профессии системы «человек — человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др.
Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа»: садовник, дрессировщик, хлебороб, рыбак.
И только 10,6 % наименований обозначают профессии системы «человек — художественный образ». Каждая из выделенных профессий называлась один раз, исключение составляют профессии циркача, балерины, музыканта.
Часто наименование профессии дети заменяют названием предприятия или учреждения (в зоопарке, на ферме, на заводе, где делают игрушки, где делают бумагу, в магазине), или наименованием должности — директор, начальник цеха, капитан корабля и т. п.
В представлениях детей о профессиях имеются существенные половые различия. Девочки отдают предпочтение профессиям системы «человек — человек». Мальчики в первую очередь называют профессии системы «человек — техника», а также целый ряд военных специальностей. Мальчики более активно, чем девочки, называют профессии системы «человек — природа» и «человек — художественный образ», т. е. в целом они являются носителями более обширной информации о профессиях.
Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно представляют структуру трудового процесса. Наиболее высокий уровень представлений они имеют о самой интересной для них профессии. Дети называют от 3 до 6 предметов, нужных людям определенных профессий для работы. Называют и необходимые психологические качества (учитель — «должен много знать», инженер — «уметь думать», пограничник — «быть осторожным», «если надо — не дышать», летчик — «должен учиться, чтобы не бояться»). Дети легко называют и трудовые действия, раскрывая последовательно весь процесс труда. Например, водитель — «проверяет мотор и колеса, включает зажигание, держит руль, следит за дорогой, едет, куда надо»; аквалангист — «опускается на дно, берет баллоны с воздухом, изучает морские глубины, все рассматривает, плавает, стреляет»; воспитатель — «учит детей хорошему, занимается с ними, водит на прогулку, проводит музыкальные занятия, рассказывает все, чтобы дети были умными».
Более сложной задачей является вычленение результатов труда. Многие дети смешивают результат с процессом труда (милиционер — «задерживает нарушителей», врач — «лечит людей», воспитатель — «воспитывает детей»). Самостоятельная дифференцировка этих компонентов структуры образа трудового процесса затруднена, особенно в тех профессиях, где результат не представлен наглядно.
Общественную значимость результатов труда различных профессий дети старшего возраста понимают в основном правильно, знают, зачем нужна работа воспитателя и врача, шофера и строителя.
Трудность представляют знания, которые нельзя сообщить непосредственно в жизненной ситуации. Дети, живущие в городе, имеют, как правило, недостаточно конкретные сведения о труде и жизни людей в деревне. Их представления о сельскохозяйственных видах труда крайне общие, а порой и ошибочные.
В. И. Глотова указывает в своем исследовании на то, что дети старшего дошкольного возраста не имеют ясных представлений о содержании труда колхозников, его разнообразии. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными и наивными были представления о быте колхозников, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде.
Огромную роль в формировании правильных представлений о труде играет семья. В семье создается наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей. Ребенок видит, как родители и другие члены семьи проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают друг другу полезными советами, восхищаются передовыми людьми нашей Родины. Дети повседневно видят трудовой пример старших у себя дома. Во многих семьях с первых лет жизни ребенка труд используется как средство формирования тех нравственных черт личности, которые характерны для советского человека. Все услышанное и увиденное ребенком вообще (а тем более от отца и матери), как положительный, так и отрицательный их пример,— все это находит благоприятную почву в душе ребенка и рано или поздно дает свои всходы. А. С. Макаренко писал, что дети, которые не прошли в семье никакого трудового опыта, не могут получить хорошей квалификации, их постигают различные неудачи, они бывают плохими работниками.
Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности, тем выше его интерес к труду взрослых, и особенно к труду родителей.
По данным, полученным в исследовании А. Н. Белоус, большинство детей знает наименование предприятия или учреждения, где работают родители. Некоторые дети наименование предприятия заменяют недифференцированным «на работе» или названием должности отца или матери.
Определяя содержание труда родителей, большинство детей вычленяет отдельные трудовые действия: водит машину, собирает приборы, стирает белье, печатает на машинке и т. п. Некоторые дети названия трудовых действий заменяют конечным продуктом деятельности.
Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их работы.
У детей старшего дошкольного возраста сформировано определенное отношение к степени трудности работы родителей. Большинство детей считает, что отцу и матери трудно на работе (трудно потому, что долго работают, выполняют большой объем работы, работают в сложных, иногда опасных условиях, устают от шума станков и т. п.).. Многие дети связывают с трудностями в работе эмоциональное состояние родителей.
Представления детей о труде родителей гораздо беднее, чем о труде людей, профессию которых дети считают самой интересной. Обнаружена зависимость уровня представлений о труде родителей от источника информации. Самый высокий уровень имеют дети, у которых была возможность непосредственно наблюдать за работой отца и матери и слышать от них самих рассказы о своей работе.
Под влиянием целенаправленной работы дошкольного учреждения дети лучше осознают значение трудовой деятельности в жизни каждого человека, в том числе и своих родителей. Они начинают понимать, что мать и отец трудятся не только для того, чтобы содержать семью. Для старших дошкольников успехи родителей становятся даже предметом гордости. Дети часто наперебой хвастаются перед товарищами наградой отца или грамотой матери.
Очень важно правильное отношение родителей к тому, что дети интересуются их работой, проявляют любопытство, хотят знать, что делают папа и мама на работе. Отсутствие такой информации обедняет представление ребенка и в какой-то мере ущемляет его, лишая возможности с такой же гордостью говорить о родителях, .как другие дети. Кроме того, когда ребенок слышит, что взрослые постоянно делятся в семье своими производственными заботами, что трудовая деятельность приносит им удовлетворение, для него становится желанным участие в труде.
Таким образом, основными средствами формирования психологической готовности дошкольника к труду являются ознакомление с трудом взрослых, его результатами, и организация доступной детям трудовой деятельности, соответствующей их возрастным и индивидуальным возможностям.
Содержание и методы обучения определяются в детском саду программой учебно-воспитательной работы, а в семье — особенностями домашнего уклада, образа жизни и всей совокупностью представлений родителей о ценности человеческого труда.
Формирование правильного отношения к труду окружающих и к собственному труду имеет важное значение для развития нравственных качеств личности ребенка. Под влиянием знакомства с трудом взрослых ребенок усваивает общественную значимость труда, а при правильной организации воспитательной работы его собственный труд начинает определяться общественными мотивами. Сложившееся в дошкольном возрасте правильное отношение к труду позднее сказывается на всей учебной и трудовой жизни человека.