Измерение температуры тела в прямой кишке
Цель: определить температуру тела.
Показания: невозможность определения температуры тела на коже.
Противопоказания: различные заболевания прямой кишки.
Оснащение: медицинский термометр (детский); часы; марлевые салфетки;
лоток с дезраствором; температурный лист, ручка; вазелиновое масло.
Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ребенку очистительную клизму.
Техника безопасности:во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1.Объяснить маме ход процедуры | Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С | Обеспечение достоверности результата измерения |
5.Смазать термометр методом полива вазелиновым маслом | Облегчает введение термометра в прямую кишку |
Выполнение процедуры | |
1.Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | Учет анатомической особенности расположения сигмовидной и прямой кишки |
2. Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении | Обеспечение выполнения процедуры |
3.Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на 1/2 его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинктеры, параллельно копчику | Учет анатомических изгибов прямой кишки |
4.Сжать ягодицы ребенка левой рукой | Фиксация термометра |
5.Засечь время - 3-5 минут | Время, необходимое для получения достоверного результата |
6. Извлечь термометр через салфетку и определить его показания | Обеспечение инфекционной безопасности |
Завершение процедуры | |
1.Сообщить маме/ребенку результат термометрии | Обеспечение права на информацию |
2.Записать результат в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
3.Помыть термометр под проточной водой с мылом | Механическое очищение термометра |
4. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | Подготовка термометра к последующему измерению |
5. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | Подготовка к последующему использованию |
7. Поместить термометр в футляр | Обеспечение сохранности термометра |
8. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Исследование пульса.
Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение: часы или секундомер, ручка, температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Обеспечить спокойную обстановку | Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса |
3.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | Обеспечение достоверности результата |
Выполнение процедуры | |
1.Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. | Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. |
2.Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный |
3. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии - напряжение хорошее, если полностью прекращается - напряжение слабое, если пульсация не ослабевает - пульс напряженный | Обеспечение точности оценки напряжения пульса |
Завершение процедуры | |
1.Записать результаты исследования в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке.