Подходы к методике составления портрета (модель ФБР, США), (модель Д. К. Россмо, Канада), (модель Д. Кантора, Великобритания)

Рост количества насильственных преступлений, расследование которых часто заводит следствие в тупик из-за отсутствия необходимой информации о лицах, совершивших данные деяния, позволил внедрить в практику расследования преступлений новые психологические методы, которые активно стали применяться и в России.

Одним из таких методов является разработка психологического портрета неизвестного преступника. Термин «психологический портрет преступника» предполагает отражение психологических признаков. Но практика показывает, что в психологический портрет входит и информация, относящаяся к другим признакам, например, половозрастным, социально-демографическим. На сегодня одним из наиболее полных является определение А. И. Анфиногенова: «Психологический портрет преступника – это психолого-криминалистический метод и результат познания криминального события, ориентированный на выявление комплекса сведений об индивидуальных признаках и особенностях личности субъекта преступления, проявившихся в совокупности обстоятельств и следах преступной деятельности, где лицо описывается в терминах его устойчивого психологического и гражданского состояния» [1, с. 38].

Перспективность метода составления психологического портрета преступника определяется задачами, стоящими перед правоохранительными органами, которые он способен помочь решить. На разных этапах следствия по уголовным делам существуют свои задачи: сужение круга подозреваемых лиц по делу, прогнозирование поведения преступника при задержании, построение эффективной тактики допроса лиц, проходящих по делу, и др. Метод портретирования способен прийти на помощь правоохранительным органам на каждом этапе производства по уголовным делам.

Разработка нового метода раскрытия преступлений с помощью составления психологического портрета, начавшись в США, в 70-х годах стала активно внедряться в практическую деятельность. В Национальной академии ФБР США были открыты курсы по криминальной психологии (FBI Applied Criminal Psychology) для агентов ФБР. Одним из преподавателей на этих курсах был «отец» профайлинга агент Джон Дуглас (Jon Douglas), на счету которого множество расследованных дел, связанных с совершением тяжких преступлений. В 1979 году руководство ФБР назначило его главой программы исследований «Личностно-преступное профилирование» [2]. В то время впервые появился термин «профайлер» (от английского profile — «психологический профиль»). Метод получил название «психологический профиль» или «психопрофилирование», «профайлинг», а человека, занимающегося составлением таких профилей, стали называть «профилер». Какое-то время данные разработки были засекречены. Даже сегодня многие иностранные работы не переведены на русский язык. Пока еще мало информации по этой проблеме. Однако с учетом того, что за последние несколько лет стали активно выходить новые работы, посвященные методике составления психологического портрета неизвестного преступника, можно с уверенностью сказать, что эта тема − одна из наиболее актуальных, а значит, количество информации и разработок будет пополняться.

Особенностью данного метода является то, что составление портрета является поисково-реконструктивным, он основан на поведенческом анализе следов криминального события, результатом которого является вероятностное описание психологически значимых характеристик неизвестного лица, совершившего преступление.

Цель реконструкции психологических особенностей личности неизвестного преступника – обеспечение выявления и поиска преступника, личность которого неизвестна, а также прогнозирование его возможной деятельности.

Основная суть «портретирования» в том, что психологический портрет можно составить на основе психологического анализа поведения, деятельности лица, совершившего криминальное деяние, особенностей места преступления, способа совершения преступления. Необходимо отметить, что портрет будет иметь лишь вероятностное описание человека, совершившего преступление, в котором будут указаны предполагаемые возраст, раса, пол, семейное положение, служебный статус, сексуальная зрелость, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем.

Основной функцией составленного психологического портрета является выявление лица, совершившего противоправные действия, с целью его поиска и последующей поимки.

Задача построения «психопрофиля» − на основе психологического анализа преступного события сделать предположения о психологических особенностях преступника и определить его личностные характеристики.

В качестве материала для составления психологического портрета неустановленного преступника может быть использована вся достоверная информация, которая имеет отношение к конкретному расследуемому делу.

Существует несколько различных подходов к методике составления портрета: модель ФБР (США), модель географическая Д. К. Россмо (Канада), модель Д. Кантера (Великобритания).

Модель ФБР основана на компьютерной базе данных и использует типологию преступников. Данная модель требует большого объема информации по расследуемому делу. В этом случае составленный профиль может отражать большой ряд предположений, касающихся характеристики правонарушителя. Для создания профиля подключают уже опытных обученных специалистов.

Географическое профилирование – это система стратегического управления информацией, основанной на анализе и оценке всей совокупности и отдельных деталей места преступления, оценке потерпевшего и других доказательств, направленная на поддержку серийных насильственных уголовных расследований [6]. Данная модель не является непосредственным способом построения психологического портрета, но имеет прямое отношение к созданию профиля неизвестного преступника. Географический профиль помогает уточнить психологический портрет, фокус его применения и увеличить его полезность, так как в нем анализируются различные факторы преступности и элементы окружающей среды.

Статистическая модель Д. Кантера для создания психологического портрета использует эмпирические данные, собранные за долгие годы. Статистический подход к анализу уголовного профилирования берет свое начало от создания базы данных CATCHEM. В этой базе были собраны данные об убийствах детей на сексуальной почве и похищений в Великобритании с 1960 года. Такая база данных весьма полезна для расследования уголовных дел, так как позволяет найти сходства раскрытых дел с расследуемыми.

Метод составления психологического портрета получил свое признание в России не так давно. МВД России с 90-х годов начинал заниматься внедрением психологических портретов в практику с целью поиска преступников. Была подготовлена новая программа по научной разработке метода составления психологического портрета для практического применения, которая в 1992 году официально принята [5]. В НИИ МВД РФ был сформирован отдел психофизиологических проблем раскрытия преступлений и анализа преступного поведения, который занялся серийными преступлениями.

На сегодняшний день в России создана своя модель разработки психологического портрета, разработчиками которой являются Р. Л. Ахмедшин и Н. В. Кубрак [3]. Данный метод возник благодаря двум исследователям, которые, анализируя зарубежные подходы, а в особенности модель ФБР (США), объединив и типологию преступника, используя базы данных, и географические аспекты, и изучение полного спектра информации по делу, а также учет индивидуальных особенностей преступника, создали новую модель психологического портрета. Действительно, при рассмотрении этапов, которые описываются в этой модели, можно отметить большое количество различных аспектов, позволяющих составить наиболее полный психологический портрет предполагаемого преступника, а значит добиться большей эффективности при расследовании уголовных дел.

Особую актуальность, в связи с вышесказанным, приобретает необходимость проведения сравнительного анализа моделей составления психологического портрета, что и явилось целью исследования.

Объект исследования – различные варианты методов составления психологического портрета.

Предмет – выделение наиболее эффективной модели составления портрета неизвестного преступника.

Гипотеза. Модель составления психологического профиля, принятая в России, содержит наиболее разнообразное количество различных аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, что обусловливает ее большую эффективность.

Исследование. В исследовании приняли участие 40 студентов 4-го и 5-го курсов. Они были разделены на две группы по 20 человек, по специальности, по которой обучались: психологи и юридические психологи. В каждой из групп выделялись случайным образом еще две подгруппы по 10 человек.

Для исследования были выбраны две модели составления психологического портрета предполагаемого преступника – модель ФБР (США) и модель, принятая в нашей стране, как наиболее информативные по результатам теоретического анализа. На основе каждого из этих двух методов составления психологического портрета неизвестного преступника студентам было предложено составить психологические портреты по конкретному уголовному делу, используя ту или иную модель составления портрета. В каждой группе (студенты психологи и студенты юридические психологи) из 20 студентов 10 составляли портрет по методу ФБР и 10 студентов − по методу, созданному в России.

В качестве уголовного дела была предложена реальная криминальная ситуация – убийство молодой девушки, которое произошло в Бронксе в октябре 1979 года [4]. Этот случай был описан Джоном Дугласом в его книге «Охотники за умами: ФБР против серийных убийств». Это дело использовали в качестве показательного случая на занятиях в Квонтико, так как оно наглядно демонстрирует технику составления психологического портрета и методику его использования полицией для активизации расследования дел, о которых мало информации и, как следствие, расследование стоит на месте.

Суть задания заключалась в том, что на основании представленных данных (уголовного дела, этапов составления портрета по какой-либо модели, примера психологического портрета и структуры портрета) нужно составить примерное описание преступника. В описании указать пол, предполагаемый возраст, расу, семейное положение, социально-экономическое положение, психическое состояние, возможное криминальное прошлое, взаимоотношения с жертвой, вероятность совершения преступления в будущем и др.

Каждому студенту было дано уголовное дело, этапы составления психологического портрета (в соответствии с определенной моделью), пример портрета и рекомендации по составлению и структуре самого портрета.

Составленные портреты сравнивались между собой. Первоначальное сравнение велось по количеству рассматриваемых аспектов в портретах каждой модели. Затем каждый портрет сравнивался с реальным психологическим портретом этого преступника, чтобы выявить верные предположения относительно характеристик предполагаемого преступника (сравнивались характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление). Затем портреты, составленные по двум разным моделям, сравнивались между собой по выявленным ранее характеристикам.

Сравнивались следующие основные характеристики, по которым были обнаружены сходства в ходе сопоставления составленных портретов с реальным психологическим портретом:

1. Пол.

2. Место жительства.

3. Семейное положение.

4. Социально-экономическое положение (место работы).

5. Психическое состояние.

6. Возможность рецидива.

Чтобы выявить, какой из методов, выбранных для исследования и сравнения, обладает наибольшей эффективностью, то есть имеет наиболее разнообразное количество рассматриваемых аспектов, имеющих значение для раскрытия преступления, был проведен сравнительный анализ выделенных ранее характеристик, в которых имелись совпадения с реальным психологическим портретом преступника.

Сравнивались результаты, полученные при составлении портретов по двум разным моделям в группе студентов психологов и отдельно в группе студентов юридических психологов, а также общие результаты (данные представлены в таблице).

Таблица 1

Сравнение моделей

Сравниваемые характеристики Совпадение с реальным портретом
юридические психологи психологи Общие результаты в двух группах по моделям
модель (Россия) модель (США) модель (Россия) модель (США) модель (Россия) модель (США)
Пол 19/20 19/20
Место жительства 12/20 9/20
Семейное положение 8/20 7/20
Социально-экономическое положение 9/20 6/20
Психическое состояние 20/20 18/20
Возможность рецидива 10/20 10/20

Как видно из таблицы, количество совпадений с реальным портретом в разных группах действительно несколько различается, однако не сильно.

Анализ показал, что в группе, где портреты были составлены по модели, разработанной в нашей стране, чаще совпадали характеристики, присущие реальному лицу, совершившему это преступление, а также содержавшиеся в реальном портрете, по которому разыскивали преступника.

Проведенный анализ составленных портретов показал, что модель психологического портрета неизвестного преступника, принятая в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Это прослеживается в малом количестве описанных характеристик предполагаемого преступника в портретах, составленных по модели ФБР, и в большем количестве предполагаемых характеристик, присущих преступнику, описанных в составленных портретах по другой модели.

По результатам сравнения в двух моделях видно, что юридические психологи давали больше верных предположений относительно лица, совершившего преступление, что может быть связано с особенностью и спецификой их обучения и преподаваемых дисциплин.

В группе студентов психологов, по результатам сравнения составленных портретов с реальным, отмечается наименьшее совпадение по признакам «семейное положение» и «социально-экономическое положение». Это может быть связано с тем, что студенты психологи не занимались до этого психологическим анализом преступления и им тяжело предположить некоторые признаки лица, совершившего преступление.

Предположения, относящиеся к характеристике «психическое состояние», в портретах студентов психологов имели наиболее развернутый вид, в отличие от других характеристик. Это может быть связано с хорошей подготовкой по клиническим дисциплинам. Однако описание остальных характеристик было краткое и иногда размытое.

Статистические вычисления проводились при использовании программы SPSS Statistics 17.0 (критерий U–Манна - Уитни (Mann-Whitney U)). Данные оказались статистически незначимы по выбранным категориям сравнения портретов. Это может зависеть от объема выборки или других причин. Рассматривая полученные результаты, можно сделать вывод, что методы почти равнозначны, хотя различия все же имеются. Каждый метод опирается на свои этапы и рассматриваемые признаки, но при этом ведет к схожим результатам. Появление новых методов составления психологического портрета, созданных на основе анализа существующих, позволяет методам конкурировать между собой и тем самым развиваться дальше, чтобы совершенствовать и выделять новые этапы в построении психопрофилей.

После проведенного исследования и анализа полученных результатов можно сделать общие выводы.

1. Модель составления психологического портрета неизвестного преступника, разработанная в нашей стране, затрагивает больше аспектов, нежели модель ФБР. Портреты, составленные по модели, принятой в России, имеют больше описанных признаков и более широкое описание характеристик предполагаемого преступника, нежели портреты, составленные по модели ФБР.

2. В портретах, составленных по российской модели, отмечается несколько больше совпадений предполагаемых студентами признаков преступника с характеристиками, присущими реальному лицу, а также с теми, которые содержались в розыскном портрете, составленном специалистами. Это отмечалось в обеих группах, которые участвовали в исследовании, однако значимость различий статистически не доказана.

3. Каждая модель, используемая в исследовании, имеет разный упор на определенные критерии, используемые для составления психологического портрета преступника. Это наблюдалось во всех составленных портретах. В модели ФБР большее место отводится анализу жертвы преступления, в свою очередь, в модели, разработанной в нашей стране, большее внимание уделяется способу совершения преступления и характеристике личности самого преступника в разных аспектах.

Таким образом, можно сделать вывод, что проделанное исследование указывает, что в целом обе методики составления портрета эффективны. Каждый метод, используемый в исследовании, приводил к похожим результатам и так или иначе составленные портреты совпадали с реальным портретом преступника. Однако каждый метод различался подходом (этапами) к описанию предполагаемого преступника и опирался на разные признаки, используемые для построения профиля.

Каждая из моделей рассматривает с разных сторон преступление, но служат они единой цели – помочь правоохранительным органам в выявлении и поиске преступника, личность которого неизвестна, а также в прогнозировании его возможной деятельности.

Перспективы исследования состоят в том, чтобы, рассмотрев и проанализировав обе модели, выявить сильные стороны каждого метода. После этого можно создать качественно новый метод, который бы сочетал в себе не беспорядочный набор всех возможных признаков личности преступника, а представлял собой четкую последовательность этапов, в каждом из которых учитывались бы признаки, необходимые в производстве по уголовному делу.

Исходя из проведенного исследования, было обнаружено, что сильная сторона метода, разработанного в России, – анализ механизма преступного деяния, а метода, созданного зарубежными исследователями, – анализ жертвы преступления.

Таким образом, можно разработать новую модель, которая учитывала бы особенности этих двух методов составления психологического портрета предполагаемого преступника. Такая модель могла бы быть эффективна в практике расследования преступлений и в свою очередь помогла бы дальнейшему развитию и становлению метода «психологический портрет преступника» в нашей стране.

Изучение метода составления психологического портрета в нашей стране и за ее пределами (Великобритания, США, Голландия и др.), где данный метод стали активно использовать уже давно, позволило сделать вывод, что актуальность внедрения психологии в практическую деятельность все больше возрастает.

В России использование метода началось, но это только первые шаги. Создание своего подхода к разработке психологического портрета и новое выделение стадий (этапов) его составления позволило убедиться, что в России стали активно заниматься разработкой методологии по психологическому профилированию вслед за зарубежными коллегами. Появление новых моделей ведет к конкуренции, что, в свою очередь, позволяет совершенствовать подходы, сравнивая имеющиеся между собой, выделяя новые этапы и включая различные признаки неустановленного лица, которые не были включены в существующих методах.

Алгоритмы составления несовершенны, но во многом уже эффективны, как показало исследование. На сегодняшний момент процент раскрываемости преступлений при применении метода «психопрофиля», быть может, и не очень большой, но если метод будет развиваться в нужном направлении, результат не заставит себя ждать.

Данная работа и проведенное в ее рамках исследование позволили проанализировать существующие подходы, выделить сильные стороны в разных методах составления психологического портрета неустановленного преступника и наметить дальнейшую работу по созданию качественно нового метода, учитывающего плюсы предшествующих моделей.

Наши рекомендации