Тема: сущность учения и его закономерности

ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТА

Образовательный процесс включает различные компоненты: обучение, учебную деятельность, учение, научение.

Научение— всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности ребенка, кото­рое возникает благодаря предшествующей деятельно­сти и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Оно бывает двух видов:

1) рефлекторное— носит бессознательный, автома­тический характер. Сродни дрессуре или подра­жанию;

2) когнитивное— усвоение новых знаний и спосо­бов действий посредством сознательного наблю­дения, экспериментирования, осмысления и тре­нировки (ребенок внимательно наблюдает за взрослым, пробует его действия, тренируется).

Обучение— процесс активного взаимо­действия между обучающим и обучающимся, в резуль­тате которого у обучающегося формируются определен­ные знания, умения, навыки, способы действий.

Учение— активность субъекта, его деятельность и фактор его психического развития.

Учение— двойной процесс: накопление знаний и овладение способами оперирования ими, приемами их добывания и применения. При рациональных условиях обучения оба эти процесса равномерно прогрессируют, но при неправильной организации обучения может произойти отставание одного процесса от другого — интенсивное накопление знаний может сочетаться с недостаточным ростом умений оперировать ими. Вторая сторона учения неразрывно связана с мышлением, в то время как первая (накопление знаний) может и не иметь столь тесную связь с ним, а быть связана с памятью.

Учение как творческое усвоение зависит от трех факторов — от того, чему обучают (1), от того, кто и как обучает (2), и от того, кого обучают (3):

1) характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;

2) он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от кон­кретной методики обучения, которая применяет­ся в каждом конкретном случае;

3) он зависит и от особенностей ученика — индиви­дуальных характеристик его психического раз­вития, от сложившегося у него отношения к уче­нию, от его склонностей и интересов.

Учебная деятельность— воспроизведение накоп­ленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексии, мыслительных операций).

Характеристики учебной деятельности:

— она специально направлена на овладение учеб­ным материалом и решение учебных задач;

— в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;

— общие способы действий предваряют решение задач, то есть программа действий;

— она ведет к изменениям в самом субъекте; изме­нения психических свойств и поведения обучаю­щегося осуществляются в зависимости от резуль­татов своих собственных действий, то есть в ней формируется самоконтроль и саморегуляция.

В учебной деятельности выделяют три стороны:

а) содержательную — содержание усваиваемых знаний;

б) операциональную — способы действий по усвоению знаний;

в) мотивационную — заинтересованность в полу­чении знаний, желание учиться.

Из этих трех сторон третья, мотивационная сторо­на в наименьшей степени зависит от учителя, однако ее отсутствие сводит на нет все усилия учителя по обу­чению учеников.

Понятие мотивации в психологии рассматривают в двух аспектах: широком и узком. В широком — это совокупность тех психологических моментов, которые определяют поведение человека в целом. В узком — это мотивация конкретных форм поведения человека. Выделяют три типа мотивации учения (А.К. Маркова).

1. Отрицательная мотивация — осознание школьни­ком определенных неудобств и неприятностей, ко­торые могут возникнуть, если он не будет учиться.

2. Положительная мотивация — также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной дея­тельности:

а) мотивация, определяемая социальными устрем­лениями (долг перед родителями, нахождение своего пути в жизни);

б) узколичные мотивы — дорога к личному благо­получию;

в) прагматическая мотивация — польза, которую можно извлечь из знаний или из учебы. Необхо­димо отметить, что данный вид мотивации все больше и больше распространяется среди обуча­ющихся разных уровней: от школы до вуза.

3. Мотивация, заложенная в самом процессе учеб­ной деятельности, — мотивы познавательного ин­тереса, получения знаний.

Учебная деятельность имеет свою структуру. В нее и ходят: учебные действия, учебные задачи, контроль и оценка.

Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему-то (применять правило, решать задачи и т. д.), усвоить какие-то закономерности, разобраться в каких-то правилах, сформировать определенный навык или умение.

Любая учебная задача имеет операциональный состав.

1. Предметная область — класс фиксированных объектов, о которых идет речь (части речи, члены предложения, звукобуквенный состав слов).

2. Отношения, которые связывают эти объекты.

3. Требование — указание того, что необходимо ус­тановить в ходе решения (например, зависимость звуков от местоположения в слове буквы, кото­рой они обозначаются).

4. Оператор — совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.

К учебным задачам предъявляются определенные психологические требования, которые должны соблю­даться учителем, если он хочет быть эффективным.

1. Конструироваться должна не одна отдельная за­дача, а набор задач, то есть система.

2. При конструировании системы задач надо стре­миться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.

3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение си­стемы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.

4. Учебная задача должна конструироваться так, что­бы прямым продуктом обучения стали средства деятельности, которые надо усвоить в процессе решения. Такими средствами являются рефлек­сия, контроль, ориентировка в задаче.

Учебные действия— это элементы деятельности. Отвечают на вопрос: как сделать что-то (прочитать, разобрать, выделить, подчеркнуть, найти однокорен ные слова, сравнить понятия и т. д.).

Выделяют различные виды учебных действий, ко­торые делятся по разным основаниям.

1. С позиции субъекта деятельности:

а) действия целеполагания;

б) действия программирования;

в) действия планирования;

г) исполнительские действия;

д) действия контроля (самоконтроля);

е) действия оценки (самооценки).

2. С позиции предмета учебной деятельности: пре­образующие и исследовательские.

3. С позиции участия психических процессов:

а) мыслительные (логические);

б) перцептивные;

в) мнемические;

г) интеллектуальные.

4. По степени самостоятельности: репродуктивные и продуктивные.

Следующим компонентом учебной деятельности является контроль.Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль.

Выделяют четыре стадии проявления самоконтроля.

1. Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществля­ет учитель.

2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, насколько полно и правильно он воспроизвел ма­териал, но при этом не все отдельные ошибки за­мечает.

3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контроли­рует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал.

4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществля­ется учащимся на основе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее.

Со стороны учителя выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.

Назначение предварительного контроля— уста­новление исходного уровня разных сторон личности учащихся, и, прежде всего — исходного состояния познавательной деятельности. Учитель должен устано­вить, какими знаниями, умениями обладает каждый учащийся, как у него сформированы познавательные психические процессы, чтобы опираться на эти све­дения в процессе своей работы, по сути, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.

Текущий контрольучитель осуществляет в про­цессе закрепления нового материала. Важнейшая фун­кция текущего контроля — обратная связь. Она позво­ляет преподавателю получать сведения о ходе процес­са усвоения у каждого учащегося.

И наконец, итоговый контроль.Он используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце рабо­ты над темой. Для того чтобы правильно оценить результаты, учитель должен четко осознавать, для чего нужны и учащимся эти знания, каковы показатели того, что они усвоены, и как это молено установить. Следовательно, надо разработать такие задания, которые учитывали бы все эти моменты. Это очень сложная задача, в решении которой учителям могли помочь психологи, однако учителя часто считают, что если психолог не преподает, предположим, физику, то и помочь в создании информативных прове­рочных заданий не может. Мнение это ошибочно, но, к сожалению, очень жизнестойко.

Результаты контрольных действий интегрируют­ся в оценке. Необходимо различать отметку (балл) и оценку — развернутый анализ проделанной работы с указанием ее «плюсов» и «минусов». Оцениванию, как и контролю, надо обучать. Для этого ученики должны четко знать требования учителя, критерии, по которым выставляются отметки, уметь выделять формуй содер­жание выполняемой работы, глубину и полноту отве­та, как своего, так и чужого. Хорошей формой работы здесь является взаимная проверка тетрадей, а затем перепроверка своей работы.

Оценка бывает двух видов:

1) ретроспективная — определение учащимся меры освоенности своих действий;

2) прогностическая — определение своих возмож­ностей.

На основе оценивания формируется самооценка.

Учебную деятельность можно формировать. Для этого учителю необходимо научиться управлять все­ми ее компонентами: структурой, мотивацией, различ­ными ее видами. В случае эффективного формирова­ния учебной деятельности идет активное психическое развитие учащихся.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Приведите примеры проявления каждого компонен­та учебной деятельности:

а) в начальной школе;

б) в средней школе;

в) в старших классах.

2. Дайте характеристику компонентов образовательно­го процесса.

3. Приведите примеры проявления типов научения. В чем вы видите специфику мотивации учения?

Наши рекомендации