Тема: сущность учения и его закономерности
ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ СУБЪЕКТА
Образовательный процесс включает различные компоненты: обучение, учебную деятельность, учение, научение.
Научение— всякое устойчивое, целесообразное изменение поведения и деятельности ребенка, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма. Оно бывает двух видов:
1) рефлекторное— носит бессознательный, автоматический характер. Сродни дрессуре или подражанию;
2) когнитивное— усвоение новых знаний и способов действий посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и тренировки (ребенок внимательно наблюдает за взрослым, пробует его действия, тренируется).
Обучение— процесс активного взаимодействия между обучающим и обучающимся, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, способы действий.
Учение— активность субъекта, его деятельность и фактор его психического развития.
Учение— двойной процесс: накопление знаний и овладение способами оперирования ими, приемами их добывания и применения. При рациональных условиях обучения оба эти процесса равномерно прогрессируют, но при неправильной организации обучения может произойти отставание одного процесса от другого — интенсивное накопление знаний может сочетаться с недостаточным ростом умений оперировать ими. Вторая сторона учения неразрывно связана с мышлением, в то время как первая (накопление знаний) может и не иметь столь тесную связь с ним, а быть связана с памятью.
Учение как творческое усвоение зависит от трех факторов — от того, чему обучают (1), от того, кто и как обучает (2), и от того, кого обучают (3):
1) характер учения зависит от материала, который усваивается, от его содержания и системы, в которой он подается;
2) он зависит от методического мастерства и опыта учителя, его личностных особенностей, от конкретной методики обучения, которая применяется в каждом конкретном случае;
3) он зависит и от особенностей ученика — индивидуальных характеристик его психического развития, от сложившегося у него отношения к учению, от его склонностей и интересов.
Учебная деятельность— воспроизведение накопленных человечеством знаний, умений и исторически возникших способностей (рефлексии, мыслительных операций).
Характеристики учебной деятельности:
— она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;
— в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия;
— общие способы действий предваряют решение задач, то есть программа действий;
— она ведет к изменениям в самом субъекте; изменения психических свойств и поведения обучающегося осуществляются в зависимости от результатов своих собственных действий, то есть в ней формируется самоконтроль и саморегуляция.
В учебной деятельности выделяют три стороны:
а) содержательную — содержание усваиваемых знаний;
б) операциональную — способы действий по усвоению знаний;
в) мотивационную — заинтересованность в получении знаний, желание учиться.
Из этих трех сторон третья, мотивационная сторона в наименьшей степени зависит от учителя, однако ее отсутствие сводит на нет все усилия учителя по обучению учеников.
Понятие мотивации в психологии рассматривают в двух аспектах: широком и узком. В широком — это совокупность тех психологических моментов, которые определяют поведение человека в целом. В узком — это мотивация конкретных форм поведения человека. Выделяют три типа мотивации учения (А.К. Маркова).
1. Отрицательная мотивация — осознание школьником определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
2. Положительная мотивация — также связана с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности:
а) мотивация, определяемая социальными устремлениями (долг перед родителями, нахождение своего пути в жизни);
б) узколичные мотивы — дорога к личному благополучию;
в) прагматическая мотивация — польза, которую можно извлечь из знаний или из учебы. Необходимо отметить, что данный вид мотивации все больше и больше распространяется среди обучающихся разных уровней: от школы до вуза.
3. Мотивация, заложенная в самом процессе учебной деятельности, — мотивы познавательного интереса, получения знаний.
Учебная деятельность имеет свою структуру. В нее и ходят: учебные действия, учебные задачи, контроль и оценка.
Учебная деятельность начинается с постановки учебной задачи. В формулировке задачи указывается, что необходимо сделать ученикам: научиться чему-то (применять правило, решать задачи и т. д.), усвоить какие-то закономерности, разобраться в каких-то правилах, сформировать определенный навык или умение.
Любая учебная задача имеет операциональный состав.
1. Предметная область — класс фиксированных объектов, о которых идет речь (части речи, члены предложения, звукобуквенный состав слов).
2. Отношения, которые связывают эти объекты.
3. Требование — указание того, что необходимо установить в ходе решения (например, зависимость звуков от местоположения в слове буквы, которой они обозначаются).
4. Оператор — совокупность тех действий, которые надо произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее решение.
К учебным задачам предъявляются определенные психологические требования, которые должны соблюдаться учителем, если он хочет быть эффективным.
1. Конструироваться должна не одна отдельная задача, а набор задач, то есть система.
2. При конструировании системы задач надо стремиться, чтобы она обеспечивала достижение не только ближайших учебных целей, но и отдаленных.
3. Учебные задачи должны обеспечить усвоение системы средств, необходимой и достаточной для успешного осуществления учебной деятельности.
4. Учебная задача должна конструироваться так, чтобы прямым продуктом обучения стали средства деятельности, которые надо усвоить в процессе решения. Такими средствами являются рефлексия, контроль, ориентировка в задаче.
Учебные действия— это элементы деятельности. Отвечают на вопрос: как сделать что-то (прочитать, разобрать, выделить, подчеркнуть, найти однокорен ные слова, сравнить понятия и т. д.).
Выделяют различные виды учебных действий, которые делятся по разным основаниям.
1. С позиции субъекта деятельности:
а) действия целеполагания;
б) действия программирования;
в) действия планирования;
г) исполнительские действия;
д) действия контроля (самоконтроля);
е) действия оценки (самооценки).
2. С позиции предмета учебной деятельности: преобразующие и исследовательские.
3. С позиции участия психических процессов:
а) мыслительные (логические);
б) перцептивные;
в) мнемические;
г) интеллектуальные.
4. По степени самостоятельности: репродуктивные и продуктивные.
Следующим компонентом учебной деятельности является контроль.Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль.
Выделяют четыре стадии проявления самоконтроля.
1. Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель.
2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, насколько полно и правильно он воспроизвел материал, но при этом не все отдельные ошибки замечает.
3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал.
4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществляется учащимся на основе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее.
Со стороны учителя выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Назначение предварительного контроля— установление исходного уровня разных сторон личности учащихся, и, прежде всего — исходного состояния познавательной деятельности. Учитель должен установить, какими знаниями, умениями обладает каждый учащийся, как у него сформированы познавательные психические процессы, чтобы опираться на эти сведения в процессе своей работы, по сути, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.
Текущий контрольучитель осуществляет в процессе закрепления нового материала. Важнейшая функция текущего контроля — обратная связь. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося.
И наконец, итоговый контроль.Он используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой. Для того чтобы правильно оценить результаты, учитель должен четко осознавать, для чего нужны и учащимся эти знания, каковы показатели того, что они усвоены, и как это молено установить. Следовательно, надо разработать такие задания, которые учитывали бы все эти моменты. Это очень сложная задача, в решении которой учителям могли помочь психологи, однако учителя часто считают, что если психолог не преподает, предположим, физику, то и помочь в создании информативных проверочных заданий не может. Мнение это ошибочно, но, к сожалению, очень жизнестойко.
Результаты контрольных действий интегрируются в оценке. Необходимо различать отметку (балл) и оценку — развернутый анализ проделанной работы с указанием ее «плюсов» и «минусов». Оцениванию, как и контролю, надо обучать. Для этого ученики должны четко знать требования учителя, критерии, по которым выставляются отметки, уметь выделять формуй содержание выполняемой работы, глубину и полноту ответа, как своего, так и чужого. Хорошей формой работы здесь является взаимная проверка тетрадей, а затем перепроверка своей работы.
Оценка бывает двух видов:
1) ретроспективная — определение учащимся меры освоенности своих действий;
2) прогностическая — определение своих возможностей.
На основе оценивания формируется самооценка.
Учебную деятельность можно формировать. Для этого учителю необходимо научиться управлять всеми ее компонентами: структурой, мотивацией, различными ее видами. В случае эффективного формирования учебной деятельности идет активное психическое развитие учащихся.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Приведите примеры проявления каждого компонента учебной деятельности:
а) в начальной школе;
б) в средней школе;
в) в старших классах.
2. Дайте характеристику компонентов образовательного процесса.
3. Приведите примеры проявления типов научения. В чем вы видите специфику мотивации учения?