Самопознание и самооценка личности
Для того, чтобы человек мог изменять окружающий мир и совершенствовать себя, он должен познавать свою личность и правильно оценивать себя и свои возможности. Познание чело-веком самого себя является очень сложным и длительным про-цессом. Оно начинается с раннего детского возраста и продол-жается всю жизнь по мере развития и изменения физических и психических функций организма.
Сначала человек познает свои внешние особенности, срав-нивает их с особенностями других людей, в результате чего у него формируется представление о своем внешнем облике. За-тем на основе самонаблюдения и рефлексии у него возникает система знаний о своих внутренних психических свойствах. На основе сложившихся представлений и знаний о своей личности у человека возникает сложное психическое образование, которое получило название “образа - Я”.
В структуре образа “Я” можно выделить три основных ком-
понента: когнитивный ( познавательный), поведенческий и эмоциональ-ный. Познавательный компонент включает в себя представления и знания о своей внешности, об особенностях своего телосложения, а также понятие о внутренних психических свойствах своей личности. В поведенческий компонент входят представления и знания об особен-ностях своих движений и действий, о двигательных навыках и умени-ях, о привычных формах поведения, о совершаемых поступках и т.п. В эмоциональный компонент входят переживаемые личностью эмоции и чувства, в которых проявляется отношение к самой себе: самокритич-ность, самоуважение, собственное достоинство, скромность, застен-чивость, совестливость, стыдливость и т.п.
В образе “Я” закреплены механизмы управления личностью, ее действиями, поступками, психическими процессами и состояниями. На основе функционирования образа “Я” человек осуществляет самоконт-роль и саморегуляцию поведения среди людей.
Закрепившийся в определенный период жизни образ “Я” на-зывается “реальным” или “сиюминутным” образом “Я”. В свя-зи с тем, что личность все время изменяется и развивается, то ориентиром, направляющим ее развитие является “идеальный” образ “Я”. В этом образе отражены такие свойства и качества, которые являются для личности самыми желаемыми и притяга-тельными.
Наряду с образом “Я” в когнитивной психологии было опи-сано особое образование, получившее название “Я” - схемы или “Я” - концепции. В “Я” - концепцию входят такие значимые све-дения о своей личности как имя и фамилия, имена своих близких, знания об особенностях своего и их характера, понятие о жиз-ненных целях и ценностных ориентирах, осознание своих потреб-ностей и мотивов поведения и т.п. “Я” - концепция может изме-няться по мере того как личность заново осознает себя в насто-ящее время и какой она может стать в будущем.
На основе образа “Я” и “Я” - концепции формируется са-мооценка личностью своих качеств, которая определяет ее от-ношение к самой себе и к окружающим людям. В самооценке зафиксирована степень принятия личностью, присущих ей свойств, которые определяют ее поведение наедине с собой и в обществе.
Самооценка личности, как и оценка личности другого че-
ловека, по мнению Дж. Келли ( основоположника когнитивного п од ход а к изучению личности) осуществляется на основе познания “конст рук-тов”, присущих каждому человеку. Личностные конструкты - это мо-дели или идеи, отражающие личностные свойства людей. Все конст-рукты имеют альтернативный характер. В них зафиксированы сход-ные и контрастные черты личности. Например: “ум н ы й - гл упый”, “хо-роший - плохой”, “дружелюбный - враждебный”.
Конструктов у человека имеется большое количество. Все они взаимосвязаны и соподчинены. От сложности конструктов зависит самопознание и оценка себя и других людей. Человек, имеющий четко отдифференцированные конструкты легко может отличить себя от других людей, оценить свои и их личностные свойства, предсказать свое поведение и поведение других людей. Человек, не обладающий четкой конструктивной системой, не в состоянии это сделать.
Самооценка личностью своих качеств определяет оценку возмож-ностей в достижении целей в различных сферах поведения и деятель-ности.
От правильности самооценки своих возможностей зависит уровень притязаний личности. Установлено, что самооценка и притязания личности могут быть адекватными и неадекватны-ми. При адекватной оценке уровень притязаний является нор-мальным и личность добивается успеха в том виде деятельнос-ти, которая соответствует ее возможностям, благодаря чему у нее все время сохраняется самоуважение.
При неадекватной самооценке уровень притязаний может быть заниженным или завышенным. При заниженном уровне при-тязаний личность недооценивает свои возможности и берется за такую деятельность, которая заведомо может быть выполнена. Всякая более сложная деятельность ею отвергается. При завы-шенном уровне притязаний личность переоценивает свои возмож-ности и берется за такую деятельность, которая ей не под силу, хотя она субъективно считает, что справится с нею.
В связи с недооценкой или переоценкой своих свойств и воз-можностей у личности начинает проявляться или комплекс не-полноценности или комплекс превосходства. При наличии ком-плекса неполноценности личность теряет самоуважение и у нее начинает проявляться робость, стеснительность, неуверенность и другие отрицательные качества. При наличии комплекса пре-
восходства самоуважение сначала необоснованно раздуто и личность проявляет самоуверенность, зазнайство, высокомерие и презритель-ное отношение к окружающим. Но по мере того, как сама личность, да и окружающие люди, начинают понимать, что дело, за которое взялся человек, ему не под силу и все его претензии являются необоснован-ными, он вместо того, чтобы отказаться от них упрямо продолжает стоять на своем. Но поскольку окружающие, видя беспомощность его действий, начинают противодействовать ему, он начинает проявлять нетерпимость, озлобленность, агрессивность и мстительность. Убе-дившись в своем крахе он приходит в подавленное состояние, замыка-ется и теряет самоуважение.
Однако ни одна личность не может нормально существовать в таком состоянии. Она должна обязательно восстановить самоуваже-ние.
Американский психолог У. Джемс еще в начале ХХ в.
предложил формулу сохранения самоуважения.
успех . Самоуважение =
притязания Согласно этой формуле самоуважение сохраняется, если ус-пех соответствует уровняю притязаний. Если успех не соответ-ствует уровню притязаний, то самоуважение нарушается. Для того, чтобы его восстановить надо или добиться, чтобы успех соответствовал уровню притязаний или снизить уровень притя-заний. Только при этом условии личность может сохранить свое душевное спокойствие, продолжать нормально жить, совершен-ствоваться и развиваться.