Самосознание и самопознание, самооценка и самоопределение человека

Самосознание - осознание и оценка человеком самого себя как личности, своего нрав­ственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Самосознание - единственный источник достоверных знаний о мире, считал Р. Декарт. «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую») - такова, по его оценке, вообще единст­венная безусловная истина нашего разума, чьи основополагающие признаки (надежность, адекват­ность и достоверность) не могут быть поставлены под сомнение.

Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только не­большую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, раз­работанные в психоанализе, позволяют проникнуть в неё.

Посредством самосознания, как это следует из контекста современных научных философских и психологических теорий, мы определяем свое место в мире и осуществляем самопознание, само­определение и самооценку. Благодаря этому, человек выбирает основные стратегии своей жизнедея­тельности, осознает и утверждает в своем поведении смысл собственной жизни.

Самопознание человека

Самопознание - это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), ду­шевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Выделяют три ас­пекта самопознания:

1 Анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими людьми на основе существующих норм.

2 Осознание отношения к себе других людей.

3. Самонаблюдение своих состояний, переживаний, мыслей, а также анализ мотивов по­ступков.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или "образа я". "Образ я" определяет отношение индивида к самому себе и выступает основой самооценки и построения взаимоотношений с другими людьми.

Самооценка человека

Самооценка - оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка осуществляется путем сопоставления личного и обще­ственного мнения о собственной персоне. Самооценка позволяет сопоставить мнение коллектива с собственной оценкой результативности труда и получить дополнительную информацию о возмож­ных направлениях саморазвития.

Самооценка служит основанием для утверждения самоуважения и чувства собственного дос­тоинства Важнейший компонент личности - самоуважение - определяется отношением действи­тельных её достижений к тому, на что человек претендует и рассчитывает. Человеку для сохранения самоуважения, в одном случае, необходимо приложить максимальные усилия и тем самым добиться самоуважения, что часто является трудной задачей. Другой путь - снижение уровня притязаний, при котором самоуважение даже при весьма скромных успехах не будет потеряно. Человек в своей дея­тельности (учебной, трудовой и др.) должен не пасовать перед трудностями, а преодолевать их, прояв­ляя свои волевые качества и сильный характер, тем самым, сохраняя оптимальное соотношение ус­пеха и разумных притязаний. Но приходится считаться с тем обстоятельством, что иные лю­ди избирают второй путь сохранения самоуважения, снижая уровень притязаний, т.е. прибе­гают к пассивной защите своей личности. Не случайно существует выражение: «У меня как у всех».

Таким образом, самооценка является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, а также самосознания. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний и в регуляции их протека­ния. Существует несколько вариантов самооценки - как соответствию самооценки реаль­ному положению дел. Поскольку самооценка предполагает знание шкалы ценностей, по ко­торой человек может себя оценить, различают: высокую, среднюю, низкую самооценку.

При этом высокая и низкая самооценка может быть: адекватной(реальной, объектив­ной), и неадекватной. Неадекватная самооценка, в свою очередь, может быть: заниженной и завышенной.

В случае адекватной самооценки человек оценивает себя соответственно действительным спо­собностям и возможностям; при завышенной самооценке – человек переоценивает себя; при заниженной самооценке – человек недооценивает себя.

Адекватная самооценка позволяет личности объективнооценивать свои особенностии соотноситьих с ин­дивидуально-психологическими качества­мипартнера по общению, сситуацией, выбирать соответствующий стиль межлич­ностных отношений и корректировать его в случае необходимости.

Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерности и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в про­тивном случае они приобретают напря­женный характер.

Заниженная самооценкавынуждает личность подстраиваться к межличност­ным отношениям, предлагаемым партне­ром по общению, и в то же время может вносить в них определенную психическую напряженность, связанную с ее внутрен­ней конфликтностью.

Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным ка­чеством.

Самопознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Американскому психоло­гу У.Джеймсу принадлежит следующая формула самоуважения и самооценки человека:

Самооценка = Успех (результат) / Уровень притязаний

Рассматривая самооценку человека, Л.Н.Толстой высказал мысль о том, что человек — это дробь, которая стремится к единице, но не достигает ее никогда. В числителе этой дроби лежит то, что человек представляет собой, а в знаменателе — то, что он о себе думает. И это представление человека о себе, как пишет Л.Н.Толстой, часто лучше, чем он есть на самом деле.

Самоопределение человека

Самоопределение человека - это сознательный акт человеческой воли, связанный с вы­явлением и утверждением собственной позиции в значимых социальных ситуациях. Самооп­ределение осуществляется на нескольких уровнях:

1. Жизненное самоопределение - определение индивидуальных приоритетов жизнедеятельности относительно общечеловеческих критериев смысла жизни, а также самореализация на основе этого самоопределения.

2 Личностное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев. На основе личностного самоопределения складываются требования к про­фессии.

3. Профессиональное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обще­стве и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. Это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Профессиональное самоопределение предполагает выбор профессии и образования, направление карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей человека.

4 Социальное самоопределение - определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.

В результате у человека появляется утверждение ситуационной и/или устойчиво повто­ряющейся позиции человека по приоритетным направлениям собственной социальной прак­тики- «Эго-состояния».

«Эго-состояние» - способ оценки человеком своего статусно-ролевого набора в сис­теме социальных связей и отношений. В психологии принято вслед за Э. Берном выделение трех основных Эго-состояний: «родитель», «взрослый», «ребенок».

Основным положением теории Эго-состояний является тезис о переходе активности от одного Эго-состояния к другому. В поведении и переживании индивида могут одновременно проявляться более одного Эго-состояния.

Эго-состояние «взрослый» представляет собой способ существования «Я», включаю­щий в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независи­мость.

Эго-состояние «ребенок» - способ существования личности, который содержит в себе эмоционально-непосредственное начало в человеке: склонность к веселью, изобретатель­ность, импульсивность, неуравновешенность.

Эго-состояние «родитель» - способ существования «Я», проявляющийся в критиче­ском, оценочном поведении по отношению к другим людям.

ЛЕКЦИЯ 5

Наши рекомендации